Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология

3.6. Эстетическая культура юриста


Впервые в научный оборот термин “эстетика” ввел (1750 г.) немецкий философ В. Г. Баумгартен. В настоящее время существует много определений этого понятия, которые так или иначе связаны с понятием чувственного восприятия человеком реального мира. Эстетика - наука о природе и закономерности эстетического освоения действительности. В целом - это эстетическое познание, которое служит важным фактором духовности человека.
Между понятиями эстетическое познание, эстетическое восприятие, эстетическое чувство, эстетическое чувство существует разница. Эстетическое познание происходит на основе эстетического восприятия через зрение, слух, осязание, что является первичным в познании.
Эстетическое восприятие, эстетическое чувство - различные формы отображения окружающей действительности. Эстетическое чувство формирует эстетическое чувство как тонкую духовную структуру человека. Но познание, как и чувства, нуждается в интеллектуальной деятельности человека, поскольку необходимы определенные мыслительные процессы: запоминание, анализ, синтез и др. Кроме этого, для чувства и познания необходим проявление человеческой души. Результатом эмоционального восприятия есть эмоции, чувства.
Предметом исследования эстетики считают искусство, которое (за Аристотелем) является одной из пяти (включительно ум, мудрость, науку, рассудительность) свойств духа. Распространенное утверждение, что искусство - это эстетическое освоение мира в процессе художественного творчества - особого вида человеческой деятельности, что отражает действительность в конкретно-чувственных образах согласно определенных эстетических идеалов.
Основными эстетическими категориями есть гармония и мера, прекрасное и уродливое, возвышенное и низкое, трагическое и комическое, которые в процессе исторического развития могут меняться. Но одной из универсальных форм бытия материального мира в человеческом сознании есть красота, которая раскрывает эстетический смысл явлений, их внешние и (или) внутренние качества, которые вызывают удовольствие, моральное удовлетворение. Красота имеет свои законы: действовать согласно интересов, потребностей, запросов, других удобств, на основе чего формируются общественные отношения. Красоту нужно искать в единой великой книге - Природе. Понятно, что самым высоким уровнем красоты есть прекрасное.
К факторам, которые формируют уровень эстетического сознания, традиционно относят эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал. То есть речь идет о формировании определенной культуры, в частности эстетической. Эстетическая культура - это совокупность ценностей, которые существуют в обществе, способы и средства их создания и освоения, хотя сама эстетика является наукой о становлении чувственной культуры человека.
Заметим, что понятие “эстетическая культура” шире, чем понятие “чувственная культура”. В частности, чувственная культура касается только человека, а эстетическая - еще и общества. Для определения эстетической культуры личности нужен интегративный подход с учетом чувственного и рационального.
Понятно, что эстетическая культура, как и эстетика в целом, имеет различные виды, исходя из определенных признаков. Нас в первую очередь интересуют профессиональные признаки, то есть эстетическая культура юриста, которая Основывается на чувственном праве, правовой эстетике.
Специфика служебной деятельности юриста заключается в том, что происходит интеграция чувственного и рационального, то есть возникает своеобразный диалог между ними, на основе которого воспринята информация входит в чувство остается ли на чувственном уровне, без действия высших психических процессов. Итак, имеем дело с двумя аспектами эстетической культуры: внешним и внутренним. Конечно, более ценным для профессиональной деятельности является внутренний аспект. Поэтому оправданным во многих случаях является понятие “эстетически-чувственная культура юриста”. Именно такой вид культуры мы избрали объектом исследования.
Под эстетической культурой юриста понимается чувственный влияние “диалога искусства” и законов красоты в правовой эстетике на формирование профессионального правосознания специалиста-юриста и его поведение с целью познания и квалифицированного решения ним правовых ситуаций.
Рассмотрим составляющие элементы эстетической культуры юриста и механизм их действия. Во-первых, “диалог искусства” и законы красоты определенным образом влияют на формирование правосознания юристов. Это влияние происходит лишь в правовой эстетике, то есть в правовом поле, в поле профессиональной деятельности юриста, где собственно нужна его профессиональное правосознание. Кроме этого, он осуществляется на чувственном (очень изящном) уровне, поскольку эстетическое восприятие правовых явлений происходит через органы чувств.
Мы исходим из того, что искусство является ведущим компонентом эстетической культуры юриста, ведь оно возникло из потребностей человека как средство осознания себя в мире, своих связей с окружающей средой. Оно создает особый духовный мир человека - мир красоты и эмоций.
Эстетика является философией искусства, морфологией искусства, его методологии. Эстетика указывает пути формирования совершенной человеческой чувственности. Воздействие искусства на человека духовно поднимает ее с одними качествами (в том числе сознанием), а опускает с другими, более качественными. Искусство является своеобразным зрением и слухом, а это не может не затронуть души юриста. Но наибольшая роль искусства в формировании правосознания заключается в том, что оно активизирует общественную коммуникацию, будто заставляет разговаривать с человеком. Таким диалогом, в частности, является эстетическое переживание. Искусство несовместимо с шаблоном, копированием. Оно является самостоятельным произведением человеческого духа.
Подчеркнем, что именно искусство активно влияет на формирование у юриста правового чувства. Тонкая духовная сущность способствует тому, что оно лучше познается в правовом явлении, вносит в правосознание не выражены словом оттенки чувства, а это в свою очередь повышает эффективность профессионального решения сложных общественных и личных проблем.
Эстетическое познание правового явления имеет незаконченное форму: предчувствие, интуиция, догадки, ассоциации и т.д. Их влияние проявляется прежде всего в сфере подсознания, которая активизирует сознание, в том числе правосознание (например, музыка как вид искусства может давать импульс к інтерпретаційної свободы выбора решений). Эстетическая ценность правосознания юриста формирует творческий дух, обеспечивает вариантную (но правомерное) профессиональное поведение, не допускает упрощенных действий, схематической ли этажной “правосознания”.
Под действием диалога с искусством в подсознании юриста “программируется” обратный поток чувств и мыслей, который положительно влияет на его профессиональную деятельность. Юрист более сознательно оценивает правовую ситуацию, которую рассматривает. Происходит переосмысление приобретенных ранее правовых знаний, лучше усваиваются новые сведения по юриспруденции.
Во-вторых, составным элементом эстетической культуры юриста можно признать чувственный влияние законов красоты в правовой эстетике и формировании профессионального правосознания. Прежде всего подчеркнем бытия красоты, ведь юристу (как и каждому человеку) для духовно-эстетического развития нужно осуществлять профессиональную деятельность по этим законам, творить по законам красоты, которая, как известно, спасет мир.
Красоту надо уметь видеть, слышать и к тому же знать, что это понятие сменную. Критериями ощущение красоты может быть реакция заинтересованных лиц и собственная совесть. Главным источником красоты правосознание юриста. Конечно, надо учитывать, что, во-первых, знания юриста о теоретическое существование законов красоты во Вселенной положительно влияет на формирование его правосознания, во-вторых, попытки осуществлять профессиональные действия по законам красоты зависит от уровня правосознания юриста. Другими словами, в первом случае первичным является закон красоты, а во втором - правосознание. Такая взаимозависимость красоты и правосознания способствует налаживанию общественных отношений.
Стоит сопоставить также понятие красоты и истины в юридической практике. Исследователи доказывают, что родство красоты и истины в целостном превращении человека и мира приводит к просветлению души, а значит, к профилактики правонарушений, налаживание цивилизованного правопорядка в обществе.
Чувственный влияние законов красоты на правосознание юриста формируется также под действием законов, нормативно-правовых актов и т.д. Но качество правового чувство зависит от источника красоты, которая заложена в правовые нормы. Так, можно утверждать, что весомым источником красоты профессионального правосознания юриста есть римское частное право, а также историко-правовые памятники, которые имеют духовную ценность и мировое значение. Своей логичностью, универсальностью, максимальной приближенностью к совершенству эти документы могут рассматриваться как пример правовой эстетики, служить ориентиром в формировании правового чувства.
Однако самым лучшим источником красоты есть естественные законы (законы Вселенной). Именно они должны прочно войти в нормы профессиональной деятельности юриста, в его служебный этикет. Эстетическая культура (красота) закладывается в содержание служебного этикета юриста лишь тогда, когда этот этикет отражает естественный стиль поведения, в которой нет ничего лишнего, искусственного, несовместимого. Именно за внешними действиями юриста можно судить о красоте его внутренней культуры (как специалиста).
Рядом с красивым существует прекрасное. Эти понятия несколько разные. Прекрасное - это самое красивое. Оно - более широкое понятие. Красивая ли прекрасная человек - все зависит от уровня духовности, профессионального мастерства и природной закономерности ее поведения. Поэтому целесообразно говорить о логике существования прекрасного в служебных действиях юриста.
Профессиональное правосознание как элемент эстетической культуры юриста следует из эстетического сознания. Последняя, как правило, становится источником правосознания. Под эстетическим сознанием лица понимают особое духовное состояние, которое характеризует эстетическое отношение человека или общества к действительности. Эстетическое сознание представляет определенный комплекс чувств, представлений, взглядов, идей и имеет следующие составные элементы: эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическую теорию.
Остановимся подробнее на значении эстетического вкуса для юридической деятельности. Эстетика является критикой вкуса, а существенным эстетическим фактором вкуса проявляется чувство удовлетворения, которое сопровождает созерцания прекрасного. Эстетический вкус юридического ориентации формируется на практике, в процессе профессиональной деятельности, хотя и зависит от характера юриста, уровня его общей культуры и воспитанности, определенных привычек и т.д. Однако в любом случае вкусовые оценки юридической деятельности должны быть рационально обоснованы. Юрист действует в пределах закона и правового чувства, и его профессиональные вкусовые качества должны находиться в правовом поле, под воздействием духа права.
Понятно, что эстетически-правовой вкус имеет индивидуальный характер, следовательно, возможно появление деформированного, искаженного вкуса. Например, юрист может получать удовольствие от того, что продемонстрировал свою власть, применил силовые средства, которые не были адекватными в данной правовой ситуации. В подобных действиях отсутствует эстетическая культура, поскольку они направлены на нарушение равновесия или на ее неустановление. Кроме этого, юрист, эстетически-правовой вкус которого искаженный, не в состоянии глубоко познать правовое явление. Его усилия будут направляться на несправедливость, неправильное понимание сущности внутреннего императива служебного долга, формирование негативного эстетического сознания. Диалог искусства и законы красоты действуют на юриста именно в поле правовой эстетики, которую целесообразно рассматривать как прикладное эстетику, поскольку любая сфера трудовой деятельности имеет 1 свое эстетическое окраску. Правовая эстетика заключается в др-I теграції эстетики с достижениями правовых наук. Такая интеграция следует из того, что в праве есть эстетические достояние, эстетическая ценность, эстетические компоненты. Эстетическая позиция права освещает своеобразное эстетическое реагирования со стороны юриста. Ведь ему часто приходится выступать в разных ролях: психолога, педагога, философа, культуролога, дипломата, актера и т.п., которые формируют отдельные виды прикладного профессионального искусства. А объединяет эти роли чувственная, эстетическая культура юриста. То есть право систематизирует эстетические требования к личности юриста, и юридическая деятельность впитывает в себя эстетические (чувственные) отношения права. Поэтому, исходя из эстетически-правовых свойств юридической деятельности и эстетической практики юриста, нужно правильно оценивать эстетические свойства права.
Следовательно, в правовом эстетике видное место занимает диалог различных видов культур и искусства. Чтобы эффективно реализовать И правовые нормы на практике, всесторонне познать правовое явление, надо целенаправленно эстетично (чувственно) влиять на юридическую деятельность, на формирование высокого уровня профессионального правосознания специалиста права.
Принципы эстетической культуры юриста отражают те эстетические позиции, без которых немыслима юридическая деятельность, которых надо придерживаться на практике.
До основных принципов эстетической культуры юриста относятся: юридическая гармония, эстетическая доминанта, феномен творческой свободы, юридическая аллегоричность, профессиональная мажорність, служебный дизайн.
Принцип юридического гармонии следует из общей гармонии как философско-эстетической категории. Он означает высокий уровень соответствия юридической деятельности естественной совершенства, что порождает профессиональную красоту. Ведь юрист, который действует в гармонии с окружающей средой, достигает вечных нетленных духовных ценностей и лучше познает правовое явление, которое ему приходится исследовать. С помощью этого принципа он всегда может выявить искусственную разрушение, нарушен естественный баланс, асимметрию в правовом явлении. Таинственность вечного стремления существовала постоянно, что стимулировало созерцания. И у юриста появляется желание достичь красоты и гармонии в общественном развитии. Такая наслаждение дает толчок к активному поиску причин появления негативных правовых явлений в общественной жизни.
Отсюда актуальность такого принципа эстетической культуры юриста, как эстетическая доминанта, что подчеркивает достаточно сложный связь эстетики с психологией. Этот принцип присущий искусству, сфера которого служит апробацией законов психологии. Однако психологические методы анализа искусства не позволяют всесторонне раскрывать его природу и сущность. Это - задача эстетики. Поскольку профессиональное мастерство юриста является определенным видом художественной деятельности, то психологические законы действуют и в этом случае, создавая соответствующую психотерапию. Так, у человека может производиться безусловно-условный рефлекс на положительные действия, который стимулирует желание осуществлять поиск, нейтрализуя при этом даже естественные потребности (сон, еду, отдых). Такая физиологическая свойство получило название принципа доминанты, скрытой доминанты, скрытого рефлекса. Это означает, что высокий уровень эстетической культуры без такого принципа обойтись не может. Толчком к нему есть желание познать красоту правового явления и получить эстетическое наслаждение от профессиональных действий.
Однако профессиональное творчество юриста стимулируют и другие факторы. Важна внутренняя, врожденная, безгранично сильная творческая воля [83, с. 337]. Творческая воля может рассматриваться и как мотивация профессиональной деятельности юриста. Ведь путь к познанию правовой истины через эмоционально-правовое чувство, через сильное действие эстетической культуры неизбежно ведет к собственному творчеству. Личное достоинство, чувство социальной значимости собственной юридической деятельности стимулируют юриста к поискам эстетических средств самореализации. Собственно феномен творческой свободы юриста направлен на достижение гармонии в отношениях, а не на собственную выгоду.
Правда, можно говорить и о разумную потребность биологического существования, но она не должна доминировать. В противном случае восприятия правового явления будет односторонним, в нем не будут выявляться эстетические категории. Подчиняя свои действия постоянном творческом поиске и познанию правовых явлений, юрист тем самым обнаруживает собственный эстетический потенциал. Однако при отсутствии благоприятных эстетических обстоятельств ресурсы волевых усилий могут иссякать и потенциал творческой свободы будет бездействовать. Конечно, рассчитывать на внешние силы, на попечение посторонних лиц нужно, но относительно. Самое главное заключается в феноменальной напряженности собственной творческой свободы, несмотря на возможные негативные внешние воздействия.
Проанализируем такой принцип эстетической культуры юриста, как юридическое аллегоричность. Известно, что Фемида - богиня правосудия, изображают женщиной с завязанными глазами и чашами весов как символ беспристрастности. Только ізолювавшись от негативного влияния посторонних лиц, юрист может установить естественное равновесие, эстетически-правовую пропорцию. Аллегоричность, художественные условия довольно часто случаются в юридической деятельности. Достаточно вспомнить систему дорожных знаков, форму одежды юристов разных специальностей, номерные знаки автотранспорта, другую правовую символику. Эта эстетически зафиксирована информация общедоступна и более понятна, чем словесная. Она легче усваивается юристом, активизирует процесс выработки версий, создавая тем самым благоприятные условия для познания правовых явлений, установление логических связей между его мікрочастинами.
По аналогичной причине важен и принцип профессиональной мажорності, что обеспечивает приподнятое настроение юриста, приносит радость от эстетического воздействия и т.д. Такое психическое состояние может возникнуть под влиянием музыки, театрального спектакля, кинофильма, шуток. И это понятно, ведь искусство обладает способностью вызывать эстетические переживания, представления и побудить к появлению новых версий. Такие эстетические контрасты часто становятся основой для перца-открытие частей незнакомого мира. Профессиональная мажорність как бескорыстная помощь юристу является своеобразной эстетической терапией.
Принцип служебного дизайна - своеобразный эстетический феномен духовной культуры юриста - сейчас особенно актуален.
Дизайнерская активность связана со стремлением приблизить эстетику украинского дизайна до уровня мировых образцов. Учитывая это значение приобретает умение юриста применять в своей работе законы колористики. Об этом умение свидетельствует прежде всего оформления служебного кабинета, в котором юристу приходится находиться иногда едва ли не половину суток. Известно, что цвета по-разному влияют на человека, сказываются на ее самочувствии, эмоциях, поведении, даже могут приводить к непонятной, на первый взгляд, изменения пульса и кровяного давления. А знание законов колористики помогает избежать стрессовых ситуаций. Следовательно, цвет, его гармоничность является фактором, стимулятором духовного здоровья и вообще украшением жизни. Поэтому рабочее место, что учитывает личные черты, темперамент работника, в частности юриста, и не нарушает естественной цветовой гармонии, активизирует выполнение служебного долга.
Многогранный смысл эстетической культуры юриста проявляется в ее функциях, основными из которых являются: формирование эстетических принципов юридической деятельности, повышение уровня правового чувство юриста, преодоление стандартного юридического мышления, влияние на воспитание субъектов права, развитие ритуально-обрядовой культуры в юридической практике, наполнения и систематизация юридического опыта.
Рассматривая функцию формирования эстетических принципов деятельности, подчеркнем, что речь идет о решении актуальных правовых проблем. Заметим, что, ценным является эстетическое освоение служебного долга. То есть наслаждение от выполненной юридического действия, от справедливого устройства судьбы человека, от квалифицированной и реально предоставленной юридической услуги и др. Торжество справедливости, ее восстановление способствует созданию природного баланса в общественных отношениях, возвращает предыдущую красоту взаимоотношений. Эта функция направлена на решение эстетических разногласий в юридической деятельности. Бывает так, что порой яркие романтические представления о профессии юриста приводят к разочарованию. А эстетическая культура помогает начинающему-юристу восстановить предыдущую мнимую красоту профессиональной деятельности, но на рациональной и чувственной основе с обоснованием эстетических форм юридических действий.
Эстетическая концепция юридической деятельности способствует выработке у юриста умение описать правовое явление, используя почуттєвість, в частности цвет, запах, вкус. Это имеет важное значение для принятия правильного судебного решения. Кроме этого, у юриста формируется определенное эстетическое восприятие, что активизирует анализ совершенного правонарушения.
Функция подъема уровня правового чувство юриста связана с профессиональным мастерством. Ведь эстетическая культура вызывает столь глубокие чувства к права, обязанности, справедливого равновесия, что это заставляет юриста находить законный выход из конкретной ситуации, поскольку эстетическая культура формирует такое душевное состояние, которое помогает избегать несправедливых правовых действий.
Безусловно, правовое чувство юриста существенно предопределяется философским осмыслением смысла земной жизни, естественных законов развития общества. Эстетическая культура преподносит правовое чувство к пониманию вечной тайны красоты, то есть тайны самой жизни.
Преодоление стандартного юридического мышления как функция эстетической культуры в значительной степени является следствием эстетизации юридической деятельности средствами искусства. Например, телевидение таит в себе угрозу стандартизации мышления. Однако под действием других видов и жанров искусства у юриста формируется эстетическое восприятие действительности. Эстетическая культура несовместима с однообразием, наоборот, она стимулирует желание достигать мастерства в профессиональной деятельности.
Особый интерес представляет функция влияния на воспитание субъектов права. Для юриста важным является то, что через эстетическое воздействие и наслаждение активизируются воспитательное воздействие, информация, познания, передачи опыта, анализ состояния мира. Это очень важный момент в познании. Ведь именно искусство расширяет наши представления о Вселенной и в свою очередь облагораживает профессию юриста.
Юридическая деятельность предусматривает обязательные ритуалы, обряды, церемонии. Важно, чтобы они осуществлялись по законам эстетики, формировали соответствующую ритуально-обрядовую культуру, что в определенной степени регулируется нормативно-правовыми актами. Эта функция эстетической культуры воспитывает чувство ответственности юриста перед государством и народом, чувство внутреннего императива служебного долга. Эстетически-эмоциональное восприятие ритуала через сферу подсознательного положительно влияет на сознательное, формируя высокий уровень правосознания.
Наконец, эстетическая культура наполняет и систематизирует юридический опыт юриста. Эта функция как бы дополняет эстетическими чувствами профессиональные качества и таким образом способствует развитию аналитического мышления, способности использовать приобретенный чувственно-эмоциональный потенциал с целью оптимального урегулирования правовых отношений в обществе.
Сущность эстетической культуры полно определил Сократ: красивым является то, что лучше всего соответствует своему назначению.
Итак, эстетическая культура юриста должна соответствовать законам красоты, гармоничности, в соответствии с которыми происходят позитивные изменения во внутреннем мире человека, в том числе и правонарушителя. Эстетическое мировосприятия, способность усвоить достижения эстетической культуры, взаимодействие чувственного и рационального в деятельности юриста являются факторами эффективного регулирования правоотношений в Украине.



Назад