Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология

4.3. “Актерская” культура юриста


Профессионализм юриста, как и других специалистов, работающих с людьми, объективно предполагает виртуозное исполнение служебных обязанностей, то есть своеобразную актерскую культуру.
Профессиональную деятельность юриста сочетают с актерским специальности такие элементы, как выработка определенной процессуальной мысли, творческое воображение, прогнозирование последствий юридического воздействия. Поэтому есть основание говорить об эффективности профессионально-юридической игры. Важным является и внутреннее равновесие между личностью юриста и его профессиональной игрой.
В чем же проявляется сущность профессиональной юридической игры? Надо признать, что юристу, как и педагогу, психологу, часто приходится выполнять роль актера, чтобы найти правовую истину. Конечно, игра актера и игра юриста имеют как общие, так и отличительные черты.
Так, актер, воспроизводя профессиональную деятельность персонажа, передает зрителям особенности быта, обычаев, традиций, служебного этикета, манер и профессиональных движений сценического героя, то есть стиль поведения, которая ему (актеру) лично не принадлежит. Юрист же воспроизводит ли пропагандирует мысли, представления, действия через собственный стиль поведения. Безусловно, юристу иногда стоит поучиться у актера.
На сцене актер часто делает вид, что изображает, например, сосредоточенность, воспроизводя ее внешние признаки, на самом деле вовсе не будучи сосредоточенным. Юрист же, наоборот, может делать вид, что не видит и не слышит, но на самом деле все замечает, фиксирует. Его профессиональные действия сосредотачиваются на реальном правовом явлении, на участниках юридического процесса.
Для актера присутствие других лиц не является препятствием. Выполняя роль, актер не обращает на них внимания. А в юридической практике присутствие посторонних, особенно при установлении правовой истины, может негативно сказаться на результате юридического дела. Так, присутствие третьих лиц (даже причастных к конкретного правового явления) во время собеседования или допроса становится препятствием. В такой ситуации присутствие посторонних оправдывается требованиями Закона. Скажем, присутствие очевидцев, свидетелей совершения преступления является желательным и необходимым условием правового процесса.
Профессиональная игра актера и юриста отличается тем, что последнему не нужны репетиции, сцена (часто и зрители) и, главное - отсутствуют образы героев. Иначе говоря, юрист лишен той искусственности, которая присуща театральному актеру.
Сценой для юриста является его рабочее место или место происшествия правового явления.
Если юристу приходится играть своеобразную актерскую роль при выполнении профессиональных обязанностей, то это должно быть незаметным для правового процесса. Служебные действия юриста в основном воспринимаются как принадлежащие, не вызывая подозрения применения профессиональных приемов.
Зрители в театре понимают, что на сцене воссоздаются события, которые могут быть исторически отдаленные от современности на несколько веков. Они получают удовольствие как от содержания спектакля, так и от мастерски выполненной роли. А в юридической практике моральное удовлетворение дают торжество справедливости, культура профессиональных действий.
Известно, что профессиональные действия актера существенно зависят от профессионализма режиссера. В деятельности юриста режиссера нет, однако могут существовать своеобразный режиссерский замысел, режиссерское решение, режиссерский показ, которые юрист осуществляет лично. Роль юриста в качестве режиссера особенно проявляется в оперативно-следственной группе, на месте совершения преступления, в процессе допроса лиц и др.
В профессиональной игре юриста и актера есть общие черты. Так, юрист, как и актер, прежде всего должен четко осознать свою сверхзадачу: познать правовое явление, а также окружающий мир. То есть профессиональная деятельность юриста-актера подчинена человеку, ее духовному обогащению.
Актер стремится наполнить реальным жизнью сценические действия, сделать их яркими. Юристу надо избегать излишней официальности, сухости, строгости в контактах с гражданами. Его профессиональные действия должны отражать реалии жизни. Не стоит сгущать краски вокруг единичного факта, важно понять динамику правового явления, его место в обществе и уже после этого прибегать к юридических действий.
Общим для юриста и актера является умение воспроизводить тот характер, который импонировал бы собеседнику или зрителю. На действиях юриста не должен сказываться его негативное внутреннее состояние.
Необходимым в актерской деятельности является “домашняя работа” актера над ролью. Она предусматривает, в частности, проникновение в те жизненные процессы, которые необходимо воспроизвести, понимание явлений, фактов, событий, поступков, мыслей героев и т.д. “Домашняя работа” юриста заключается в изучении личности правонарушителя, окружения, среды, в которой он находился. Юрист должен учитывать малейшие детали, связанные с конкретными правовыми явлениями. И актер и юрист выполняют свою “домашнюю работу” не под влиянием действия внешнего императива служебного долга, а по зову совести.
Итак, профессионально-юридическая игра - это путь познания правовой истины. Но воспроизведения (фактически имитация форм) правового явления происходит в конкретной ситуации. Правда, в отличие от театра речь идет о реальных роли участников правового процесса. Для юриста важным является умение перевоплощаться, приобретать черты того человека, который бы импонировала собеседнику, в том числе преступнику, его родным, знакомым, свидетелям. Актерская игра юриста требует соответствующих специфических средств. К ним можно отнести своеобразную язык (в том числе жаргонное), соответствующий образ мышления, определенное эмоциональное состояние, служебный дизайн.
Важным для профессионально-юридической игры юриста является умение выйти из роли, не попасть под влияние профессиональной деформации. Хотя юристы свободны в выборе своего поведения, однако существуют пределы общей профессиональной культуры и законности, которых надо придерживаться.
Следовательно, юридической деятельности присуща своеобразная актерская культура. Однако, вводя этот термин, нужно предостеречь от восприятия юриста как актера в прямом смысле. Возможно и противоположное восприятие, мол, профессиональная деятельность юриста является собственно актерской игрой, искусственным исполнением роли с целью наказания человека.
Тем временем глубокое проникновение в суть проблемы дает возможность утверждать, что определенные элементы актерского творчества, искусства, и чувства присущи юридической деятельности.
Рассмотрев в рамках правового поля цель, задачи, общие черты актерского мастерства, сформулируем дефиницию: Актерская культура юриста - это умение в процессе решения юридического дела так сыграть роль, чтобы это дало возможность привлечь к сотрудничеству лиц, причастных к ней с целью установления фактических обстоятельств дела и принятия справедливого юридического решения.
Рассматривая компоненты актерского культуры, отметим, что для юриста важным является умение владеть вниманием - внутренней, внешней, формальной, творческой, актерской.
Внутренняя внимание дает возможность сосредоточиться на тех мыслях и чувствах, которые устно или письменно выражает собеседник, выявить скрытые факты, которые имеют особое значение для конкретного правового явления. При этом проявляется специфическая юридическая сосредоточенность, которая требует значительной концентрации духовной и физической энергии.
Внешняя внимание юриста, как правило, наиболее развита.
Культура внешней внимания заключается в умении видеть, слушать, воспринимать высказывания и т.д. Без этого вряд ли возможно установление правовой истины.
Формальная внимание - это кажущаяся сосредоточенность. Она недопустима в юридической практике, поскольку решение судьбы человека требует бдительности даже в незначительных, на первый взгляд, сообщений или фактов.
Творческая внимание - важный элемент профессиональной деятельности юриста. Именно она является источником новых версий. С помощью творческого воображения можно воспроизвести правовое явление по словам собеседника, представить ситуацию, степень причастности лица к ней и т.д. Даже изучение правовых документов требует творческого внимания.
Актерская внимание юриста проявляется в активной внутренней сосредоточенности, которая обязательно требует творчества, развития мысли и т.д.
Целесообразно вести речь и о такой элемент актерского культуры юриста, как культура профессиональных движений. В специальной литературе рассматриваются такие типы движений: локомоторні (бытовые), рабочие (вспомогательные), семантические (утвердительные), иллюстративные, пантомімічні (эмоциональные). Известно также, что движения способны отображать состояние психики или результаты действий. Для осуществления одной и той же действия юрист может использовать различные движения, которые будут влиять на окружающих как положительно, так и отрицательно. Важно, чтобы они происходили под контролем сознания, усиливали положительное впечатление, привлекали (или не привлекали внимание к личности юриста. Вообще координация движений предоставляет профессиональной поведении юриста яркого характера, эмоционально усиливает деловые отношения. Обычно культура профессиональных движений Основывается на ритмичности и пластичности. Но профессиональные движения юриста имеют целенаправленное действие, поэтому етикетно-правовые внешние действия должны быть направлены на их совершенствование и гармонизацию.
Профессиональные движения юриста в большой степени влияют на психику собеседника и определяют его следующие физические действия. Это касается, например, работников милиции, которые должны остановить противоправные действия. Прибегая к пантомімічних движений, юрист может создать такую ситуацию, в которой преступник почувствует, что говорит неправду, или поймет, что ведет себя неприлично. Иногда профессиональные движения воспринимаются человеком импульсивное. Это является следствием деонтологічної действия юриста, что для правового искусства имеет большое значение.
Нет необходимости доказывать важность для актера обладать языковой техникой, которая помогает воплотить и донести переживания героя до зрителя в совершенной художественной форме. Что касается юридической деятельности, то здесь речевая техника характеризуется такими элементами, как дикция, правильное дыхание, хорошо поставленный голос, литературное произношение, логико-интонационные закономерности, острота слуха. Хорошо владеть языковому техникой юристу крайне необходимо. В зависимости от ситуации, круг собеседников, цели, юрист выбирает соответствующий стиль языка, но культура речевой техники несмотря на все должна сохраняться.
Важным компонентом актерского культуры юриста является создание мысленного образа. Речь идет о специфическом, юридическое, представление юристом собственной роли. Он должен прежде всего определить последовательность, качество и оптимальность своих действий в конкретном правовом явлении. Сделать это помогает мысленный образ юриста, опыт которого достоин подражания.
Реализация правовых норм требует всесторонней взвешенности, осторожности, с учетом положительного, рационального опыта профессионалов. Для этого, конечно, нужна надежная эмоциональная память. Такой компонент актерского культуры, как эмоциональная память, бесспорно, занимает важное место в юридической деятельности. Именно в критических ситуациях, когда не хватает даже времени для размышлений, чтобы не показать растерянности, юрист прибегает к эмоциональной памяти. Известно, что любые эмоциональные переживания, связанные с деятельностью, в определенной степени остаются в психике, то есть сохраняется эмоционально-юридический следует. В случае служебной необходимости или при появлении определенного раздражителя (мысли, напоминания знакомого образа человека, знакомого правового явления) происходит воспроизведение пережитого. При этом приобретает значение соответствующий эмоциональный опыт юриста. Ситуация несколько осложняется, когда юристу не хватает опыта. Тогда он вынужден воспроизвести в памяти уже пережитые аналогичные ситуации, вспомнить эмоции, связанные с бывшими правовыми действиями.
Содержание актерского культуры юриста определяют действия, которые так или иначе, сознательно или подсознательное активизируют его профессиональное мастерство. Считаем, что актерские черты должны способствовать формированию определенной модели юридического мышления. Эта модель имеет видоизменяться в зависимости от каждой правовой ситуации.
Формирование актерского культуры юриста происходит на основе соответствующих принципов, которые приближают актерское искусство к правовой деятельности, способствуют эффективному правовому регулированию общественных отношений. Основными принципами актерского культуры юриста есть жизненная правда, творческая свобода, вера в справедливую юридическую постановление, правовая импровизация, использование потенциала юридических действий.
Актерские действия юриста направленные на освещение жизненной правды во всех ее аспектах и в каждом отдельном случае, подчинения актерского культуры юриста требованиям правды, что исключает любую искусственность. Юридическая действительность побуждает познавать человека, его душу, глубоко вникать в правовые явления.
Актерская культура основывается на принципе творческой свободы. Безусловно, творческую (профессиональную) свободу юриста вызывает глубокое знание правовых норм. Но этого не достаточно, нужны еще духовная (внутренняя) и физическое (внешняя) свобода. Духовная свобода юриста отражает его внутреннее, психическое состояние, способность решать правовые проблемы. Это, так сказать, настроенность на глубину и качество профессиональной деятельности, определенная духовная программа действий. С духовной свободы следует физическое, которая отражает внешний сторону юридической деятельности, реальную правомерное поведение юриста. Культура духовной и физической свободы - это актерское умение юриста рационально распределять соответствующую энергию, которая даст наибольшую пользу.
Ценность для актерское культуры составляет вера в справедливое юридическое определение. Речь идет не о том, что юрист иногда может только демонстрировать перед гражданами положительное решение дела, хотя заранее знает, что проблема не будет решена. Реально оценив ситуацию, юрист должен непоколебимо верить не только в успех одной или другой стороны, а и в том, что он примет только справедливое решение. Такая же вера должна быть и у граждан. Другими словами, граждане должны поверить в то, во что верит юрист. Достижение такой веры удостоверяет настоящую профессиональное мастерство юриста. Иногда, чтобы убедить, склонить собеседника к правдивых показаний, нужно во вполне серьезном деле импровизировать (улыбнуться или заплакать). Однако это должны быть действия, которые бы воспринимались как истинные, а не фальшивые.
Импровизация как принцип актерского культуры юриста свидетельствует о глубокое осознание им своего общественного назначения. С помощью интересных и выразительных профессиональных действий, правомерного поведения, справедливо оценивая каждый факт, юрист осуществляет специальный правовой анализ явления, которое произошло. При этом важно не расширять диапазон импровизации, а воспринимать правовое явление в его целостности. То есть юрист существенно влияет на качество профессиональной деятельности.
Относительно использования потенциала юридических действий, то речь идет о максимальное использование природных актерских способностей юриста. Их надо развивать и постоянно применять в правовой деятельности. Действенность природных актерских способностей юриста в наибольшей степени проявляется в способности духовно и физически приблизиться к мысленной модели поведения. То есть создание мысленной модели в каждой правовой ситуации требует проявления всех способностей. Правда, здесь часто на пути к юридическим действиям становятся правовые чувства. Поскольку для того, чтобы сформировалось правовое чувство, требуется определенное время, а ситуация иногда требует немедленного принятия решения, природные задатки юриста дают возможность в отдельных экстренных случаях отдать предпочтение действиям, а не чувством. Фактически действие становится тормозом для чувство, когда юрист, не ожидая появление последнего, принимает решение сразу, надеясь, что чувство появится со временем. Этот риск зависит не только от природных способностей, но и от актерской техники.
Известно, что в деятельности юриста могут объективно возникать новые профессиональные действия, которые требуют значительной выносливости, гибкости, запаса правовых знаний. Это требует от юриста взвешенного отбора форм и методов профессиональных действий, что дает возможность управлять юридическими чувствами (для убедительного и наглядного размещения необходимых явлений в правовом поле). Актерской культуре юриста присущие именно функции:
- творческого выдвижения и развития производительных правовых версий;
- выявление юридического подтекста;
- создание необходимых эмоционально-юридических ситуаций;
- воспитание навыков адекватного поведения в правовом пространстве;
- предотвращение юридической монотонности;
- обеспечение динамичности служебных отношений с гражданами.
Каждое юридическое дело предусматривает разработку нескольких вариантов ее решения. Сначала такие варианты необходимо сформулировать мысленно. Этому поможет умение творчески развить производительные правовые версии, что граничит с актерской фантазией. Такая способность помогает юристу создавать версии, которые могли бы иметь место в конкретной ситуации. Это особый способ мышления, который заключается в моделировании мнимых причин в реальной правовой ситуации. Таким образом юридическая фантазия направляется на проверку возможных жизненных фактов.
Основным источником правовых версий служит запас информации о каждой из составляющих правонарушение: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Прибегая к юридической фантазии, юрист мультиплікує собственные поступки в аналогичной ситуации относительно прошлого субъекта правонарушения, фактов из его биографии, деятельности. Полезным в выдвижении правовых версий является анализ фотографии неизвестного (или известной) лица, ее почерка, ознакомления с жизненными взглядами, привычками, отношениями с людьми, изучение черт характера и т.д. Такой же процесс информационного наполнения характерен и для других составляющих правонарушение. Следовательно, речь идет о творческом, а не произвольное выдвижение версий.
Известно, что выдвижением версий юридический процесс не завершается, поскольку их нужно разрабатывать, дополнять, заменять, в результате чего остаются только производительные версии, которые могут иметь реальную подоплеку. Действенность актерского культуры юриста заключается в умении творчески фантазировать, добиваться того, чтобы версии буквально пронизывали его сознание, заставляли эмоционально переживать, воспринимались, как собственные действия в роли субъекта в определенной ситуации. То есть юрист в мыслях входит в образ субъекта, фиксирует все его возможные неправомерные действия.
Актерские способности помогают юристу обнаружить подтекст сказанного, написанного или даже поведения и в соответствии с этим построить следующие профессиональные действия. Так, прибегая к внутреннего монолога, юрист имеет возможность выделить в мыслях или действиях правонарушителя юридический подтекст и ввести его в правовую ситуацию. Еще одним важным приемом, который дает возможность разгадать психологию правонарушителя, является умение уловить подтекст в поведении на основании интонаций, жестов, мимики. Так, слушая человека, можно почувствовать, какая основная мысль ее волнует, о чем она думает. Даже в тех случаях, когда человек не намерен скрывать свои мысли или действия, все же иногда она вынуждена это сделать. А разговорная и письменная речь и поведение могут иметь смысл, который в прямом его значении непосредственно в них не содержится. Главное для юриста в таком случае по-акторськи среагировать на обнаружен подтекст и разместить его в правовом поле, то есть предоставить ему юридического значения, осуществить юридическую оценку.
Необходимым в правовой деятельности является создание определенных эмоционально-юридических ситуаций, поскольку сухость или слишком глубокая серьезность (официальность) успеха не принесут. Важно, чтобы юрист, переживая сам, сумел вызвать переживания у собеседника. Такой актерский прием помогает в критической ситуации принять правильное решение.
Актерская культура требует от юриста определенных навыков разумного поведения в правовом пространстве. Речь идет о “передвижения” мысли в пространстве. Оно может быть медленным, но непрерывным; может останавливаться резко или постепенно, уменьшая скорость, начинать движения медленно, изменять скорость передвижения. Конечно, маневрирования мысли в пространстве имеет свои неудобства, требует сочетания настоящих фактов из прошлого правовыми явлениями, событиями. Однако, юрист должен уметь перевоплощаться, подобно актера входить в роль, воспроизводить ситуацию, а в нужный момент возвращаться в соответствующих фактов с целью установления правовой истины, а также своевременно выходить из роли. Режиссером таких навыков поведения, бесспорно, является сам юрист, что свидетельствует о его профессиональное мастерство.
Юридическая труд, будучи в некоторой степени однообразной, монотонной (большое количество правовых норм, статей, других нормативно-правовых актов), может утомлять. Свидетельством актерского культуры юриста в таком случае является умение превратить неинтересно в интересное, незнакомое - в знакомое, психическое состояние - в активные физические действия и т.д.
Профессиональная деятельность богата на сюрпризы, случайности. Избежать этого можно благодаря актерской культуре, способности преодолевать случайности, выходить из сложной ситуации, руководствуясь требованиями Закона. Здесь важно правильно оценить появление новых неожиданных контраргументов, очевидцев. При этом, конечно, следует помнить о динамичности служебных отношений с гражданами, необходимость заботиться о честь и достоинство любого человека.
Суть динамичности отношений юриста с гражданами заключается в уважении собеседника, в умении улавливать малейшие изменения в его чувствах. Однако, заметим, что такой актерский прием не каждому юристу удалось, поскольку собеседник может хорошо маскировать свое состояние, вести себя в полном соответствии с высказываний. В таком случае юрист должен изменить тактику беседы, чтобы выявить истинные мотивы поведения собеседника. В случае неудачи юрист должен искать причины не в умении собеседника скрыть внутренние процессы, а в собственных профессиональных и актерских способностях.
Итак, актерская культура имеет большое значение для юриста при исполнении служебных обязанностей. Прежде всего она способствует выработке таких етикето-стилевых правовых действий, которые дают возможность сконструировать именно место действия, выработать схему собственного поведения. При этом становится возможным компенсировать внутреннюю энергию, умело распределить запас нервных сил на весь процесс юридического дела, сохраняя их для кульминационных моментов.
Актерские способности способствуют формированию у юриста необходимой реакции на неожиданные явления, умение легко и незаметно переключаться с одного правового объекта на другой (с сохранением внимания и контроля за основным), замечать те правовые и неправовые явления, которые отвлекают внимание, сосредоточивать усилия на нужных юридических действиях. Актерская раскованность способствует преодолению нерешительности или даже страха.
Благодаря актерской культуре юрист может глубже проникнуть во внутреннюю жизнь человека, понять ее физические и психические действия, угадать намерения. Собственный жизненный опыт, внутренние действия, осмысления, изучение, анализ наблюдения правовых ситуаций, актерские способности способствуют самореализации юриста как творческого специалиста.



Назад