Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология

4.4. Внешняя культура юриста


Внешняя культура это не отдельный, самостоятельный вид общего (социальной) культуры, а категория, которая в основном определяется определенными видами культур (интеллектуальной, нравственной, эстетической, психологической, личной и т.п.).
Внешняя культура юриста непосредственно не зависит от его профессиональных знаний, умений и навыков. Хотя характер профессиональной деятельности наложит свой отпечаток на внешнюю культуру лица. Сегодня стоит задача создать механизм регулирования поведения юриста в различных сферах его деятельности, принимая за основу такие характеристики, как порядочность, человечность, внимательность, тактичность, сдержанность, скромность и др. Процесс создания национальных судебных и правоохранительных органов требует усиленного внимания к утверждению в сознании юристов этих черт, что будет способствовать повышению уровня нравственного содержания профессиональной деятельности, выработке уважения к национального права и обязанности постоянно выступать в его защиту и соответствующим образом формировать внешнюю культуру.
Основные функции внешней культуры юриста сводятся к тому, что она выступает как компонент юридической деонтологии, формирует служебный этикет юридической деятельности, является основой культуры профессиональных действий, служит основой профессионально-этического кодекса.
Как составной элемент юридической деонтологии, внешняя культура юриста дает основания гражданам осуществлять определенные суждения о судебные и правоохранительные органы, их профессиональную подготовку, компетенцию и т.д. За внешней культурой юриста определяют его личность. Это первичное впечатление о юриста, оно формирует следующую мысль о нем, в основном не столько как специалиста или профессионала, а как человека. Внешняя культура вроде наталкивает, производит вехи, по которым нужно формировать важные аспекты правовой, моральной, профессиональной, информационной, физической и других видов культур. Этот процесс, конечно, происходит сам собой, но сознание юриста при этом должна ориентироваться на внешнее проявление этих компонентов, то есть на внешнюю культуру.
Рассматривая вторую функцию внешней культуры юриста, отметим, что судебные и правоохранительные органы Украины переживают коренные изменения, обусловленные национальным возрождением, демократизацией всех сфер общественной жизни. Одной из актуальных проблем в области права является выполнение законов. Одним из факторов выполнения законов является служебный этикет юриста. Эффективная деятельность юристов предусматривает воспитание чувства уверенности и веры в себя. Важно помнить, что нормы права заложены не только в законах и указах, а и в различных правовых явлениях, памятниках, правилах, предписаниях и т.д.
Право отражается в юридическом этикете, который имеет законодательное закрепление и правовое регулирование. Служебный этикет призван способствовать реализации современных законов. То есть юридический этикет является внешней стороной профессиональной деятельности работников правоохранительных и судебных органов, своеобразным дополнением к специального правового статуса юриста. С юридическим этикетом связывают подъем уровня профессиональной культуры, прогрессивное развитие юридических служб, функционирования правовой культуры, следовательно, реализацию норм права, правоприменения, правомерное поведение, активизацию правоотношений.
Служебный этикет в юридической деятельности предназначен для регулирования взаимоотношений субъектов права, благодаря чему закрепляются существующие и создаются новые правовые ценности.
Юрист как должностное лицо производит для себя собственные нормы поведения, его функциональные обязанности связаны с судьбой людей. Поэтому важно повышать уровень культуры работников правоохранительных органов, производить совокупность правил поведения, ориентированных на уважительное отношение к гражданам, взаимоуважение в межличностном служебном общении.
Служебный этикет юриста свидетельствует о нравственной воспитанности, общую культуру, способность создавать благоприятный социально-психологический климат, формировать чувство доверия, что в значительной мере повышает эффективность профессиональных действий.
Можно утверждать, что служебный этикет проявляется прежде всего в юридическом коллективе, в процессе выполнения служебных обязанностей. Это соблюдение установленной субординации, культура установленной формы одежды, культура делопроизводства, техники, оружия и т.п. В работе с населением, кроме общих нравственных и морально-правовых правил, служебный этикет требует надлежащей языковой, актерскому культуры, умение вести себя в общественных местах и т.д.
Основу служебного этикета юриста составляют определенные понятия и категории. Они выполняют методологическую функцию в исследовании проблем юридической этики. Поэтому возникает необходимость осветить соотношение понятий “этикет” и “служебный этикет”.
Понятие “этикет” означает определенную форму поведения, обусловленная совокупностью общепринятых правил поведения в отношении внешнего проявления отношения к людям (формы обращения, приветствия, поведение в общественных местах, манеры, одежда). Вообще этикет является в основном внешним проявлением морали, но по своей структуре, функциям он сравнительно проще морали, полностью ей не подчиняется.
Понятие “этикет” целесообразно воспринимать как форму поведения, в частности ее моральное содержание, а “служебный этикет” - как форму внешней реализации профессиональных норм. То есть моральное содержание поведения не всегда отвечает требованиям функциональных обязанностей, но непосредственно влияет на качество их выполнения.
Служебный этикет - обязательный атрибут профессиональной деятельности.
В любом случае эти понятия являются составляющими культуры. Следовательно, культура предопределяет развитие как этикета, так и служебного этикета.
Относительно служебного этикета разных профессий заметим, что существуют определенные особенности (например, различия между служебным этикетом юриста и служебным этикетом инженера). Эти различия определяют предмет, принципы, функции и другие факторы.
Служебный этикет юриста можно назвать еще и юридическим этикетом. Это идентичные понятия.
С юридическим этикетом связаны такие понятия, как юридическая позиция, юридический самоконтроль, юридическая защищенность, юридическая заинтересованность, юридическая творчество, юридический комфорт, юридическая социализация, юридические навыки, юридические привычки, юридические потребности, юридическая саморегуляция, юридическая репутация, юридические традиции, юридическое мышление, юридическая оценка, юридическое самоутверждения, юридическая свобода, юридическое сознание и др.
Каждая историческая эпоха вкладывает свой смысл в эти понятия. Так, известные образцы служебного этикета юристов Древнего Рима, в частности Папініана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая. Исторически существовал этикет старейшин: жрецов, служителей культа, бояр, князей, гетманов, кошевых, атаманов. Юридический этикет украинских юристов содержит исторический опыт духовного развития народа. Юристы цивилизованных государств мира вносят в юридический этикет определенные дополнения, что способствует лучшему взаимопониманию юристов мира, облегчает их совместную деятельность.
Безусловно, на юридический этикет влияют общественный строй государства, специфика исторического развития, национальные традиции и привычки.
Эффективное функционирование современных правоохранительных и судебных органов Украины мы связываем с формированием национального духа юридического этикета. Юридическая деятельность украинских юристов подчинена существующим нормам этикета. Наличие национального юридического этикета требует как применение норм, так и выработки определенных внутренних убеждений. Служебный этикет украинского юриста побуждает использовать предписания правовых обычаев. Правовое сознание заставляет юриста действовать так, как требует исторический опыт права. То есть служебный этикет формирует сознательное восприятие правового обычая. В этом проявляется народный дух служебного этикета, основу которого составляют обычные юридические нормы, заложенные в украинском национальном обычном праве.
Можно сделать вывод о существовании определенных закономерностей, определяющих становление и развитие юридического этикета: зависимость содержания служебного этикета от социально-правового и культурного развития общества, института юридического этикета, духовного опыта человечества.
Служебный этикет является функцией внешней культуры юриста. Это означает, что юрист должен выработать собственные нормы поведения, соблюдать установленную регламентации в различных ситуациях, находить способы сохранения профессиональной тайны, добиваться выполнения своих правомерных распоряжений, совершенствовать собственный этикет в каждом отдельном случае и др. Умение и решительность относительно строгого наказания самого себя за допущенные промахи в служебной деятельности или совершении проступков - вершина юридического этикета, один из критериев служебной деятельности работника правоохранительных органов. С точки зрения деонтологии важно делать правильные выводы из критики или наказания с целью сохранения авторитета.
Содержание служебного этикета юриста заключается в том, что он является правовым инструментарием, определяет систему взаимных юридических прав и обязанностей государства и лица, регулирует поведение юриста, функционирует как его внутренняя потребность, утверждая таким образом уважение к праву и государства. Юридический этикет является средством эффективного правового регулирования общественных отношений, интенсификации управления процессом правоохранительной деятельности.
Юридический этикет - составная часть духовной культуры юриста, законодательная система закрепленных, исторически и естественно установленных правил поведения и общения в служебной и внеслужебной деятельности, которые соответствуют моральным требованиям общества и национальный духовности. Специфика юридического служебного этикета заключается в том, что он имеет не только моральное значение, но и правовое закрепление, регламентируется уставами, приказами, инструкциями и другими нормативными актами.
Согласно требованиям служебного этикета, симпатии или антипатии между юристами не должны сказываться на служебной деятельности. При исполнении служебных обязанностей важно проявлять взаимное уважение, терпимость, сочувствие, понимание.
Служебный этикет юриста - это традиционно установлена в государственных, общественных или частных организациях и закреплено в нормативных актах форма исполнения служебных обязанностей (с гражданами, коллегами по службе и т.п.).
Служебный этикет юриста имеет разновидности, например, судейский, прокурорский, адвокатский, милицейский и т.д. Отдельные виды служебного этикета регламентируются соответствующим законодательством - Конституцией, Законами Украины “О статусе судей”, “О прокуратуре”, “Об адвокатуре”, “О милиции”, “О государственной службе” и др.), указами Президента, ведомственными приказами, инструкциями, уставами и т.д. Заметим, что эти виды служебного этикета тесно связаны с дипломатическим, общегражданскому, а милицейский этикет - еще и с военным этикетом. Так, служебный этикет милиции требует аккуратности в форменной одежде, строгой выправки, четкости в предании команд и т.д. Эти положения закреплены в законодательном порядке. Юридический этикет имеет некоторые общие признаки с другими видами этикета, в частности, религиозным, национальным, семейно-бытовым, а также с профессиональным этикетом медика, педагога, ученого.
Составные элементы служебного этикета юриста целесообразно рассматривать в двух аспектах: нормативном и атрибутивному.
К нормативных компонентов относим прежде всего сочетание прав и обязанностей, внутреннюю саморегуляцию служебных действий, единство природных, юридических, моральных и эстетических норм, которые отражают внешний сторону правовой деятельности.
Эта группа компонентов юридического этикета способствует развитию в юридическом коллективе доброжелательности, вежливости, открытости, исполнительной дисциплины, справедливости, формирования правомерного поведения, законности, субординации в служебной деятельности.
Атрибутивные компоненты охватывают систему юридических ритуалов, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. Сюда можно отнести принятие обета, ритуал судебного заседания и т.д.
Существуют некоторые относительно условные компоненты служебного юридического этикета. Например, курение (в том числе в служебном кабинете), эстетическое оформление служебного помещения (дизайн), опрятный содержание рабочего места, четкое оформление служебных документов, правильный стиль деловой речи, красивый внешний вид, манеры, жесты, умение слушать, культура критики и т.д. Однако элементы загальноцивільного этикета, соблюдение которых является обязательным для каждого гражданина, регулируются в основном нормами морали.
Функционирование юридического этикета связано с нормативными предписаниями. Отметим, что нормы служебного этикета призваны обеспечивать юридическую защищенность юриста, то есть осуществлять эффективную охрану и защиту его основных прав. Для этого существуют специальные акты, которые регулируют служебный этикет. Кроме них существуют еще постановления общественных объединений, трудовых коллективов, судебные решения, протесты и представления прокуратуры и т.д. Как и правовые нормы, нормы служебного этикета имеют диспозицию, гипотезу, санкцию. Их действенность зависит от личной требовательности юриста и требовательности руководителей к подчиненным.
Законом жизни юриста должны быть элементарные нормы общечеловеческой морали, которые сформировались исторически, регулирующих человеческие отношения на принципах взаимного уважения, гуманности, справедливости. С соблюдением этих норм связывается эффективная деятельность юриста в интересах общества, государства и людей.
Понятно, что регламентировать все стороны служебного этикета невозможно. Строгой регламентации, однако, нуждаются отношения юристов с гражданами. Юрист должен уметь отстаивать реальную юридическую позицию, развивать у граждан юридическую заинтересованность, поднимать авторитет права.
Наиболее исследованы нормы служебного милицейского этикета. Это система нормативных требований, обусловленных деятельностью, поведением и общением в условиях милицейской службы. Она содержит нормативные требования военного этикета, нормы общепризнанного этикета, правила поведения в оперативно-следственной группе, при осуществлении охраны общественного порядка, выполнении оперативно-розыскных функций; предписания уставной дисциплины, взаимоотношений между работниками милиции (в том числе с руководящим составом), требования к строевой выправки (на службе и вне ее), проведение милицейских ритуалов, соблюдение личной культуры.
Служебный этикет юриста отличает совокупность правовых и моральных средств, с помощью которых служебное поведение приводится в соответствие с установленными требованиями. К юридического этикета относятся нормы права, морали, естественные нормы.
Юридический этикет обнаруживает эффективность реализации правовых норм, уровень профессионального мастерства юриста, его эрудицию и общую культуру. Однако существуют нерегулируемые элементы поведения, различные недостатки в деятельности юриста, которые требуют устранения.
Итак, юридический этикет имеет нормативный, императивный характер и является важным условием функционирования правоохранительных органов.
Процесс правового регулирования служебного этикета достаточно сложный и длительный во времени. Здесь выделяются определенные стадии:
- разработка юридических норм, регулирующих служебный этикет;
- возникновение правоотношений на основе принятых норм служебного этикета юриста;
- реализация субъективных прав и юридических обязанностей в практике применения этикета.
Служебный этикет юриста имеет сферы распространения. Речь идет о правоаналізуюче, правоприменимое регулирования, то есть о той участок профессиональной деятельности, в которой фактически реализуются правовые нормы. Сфера служебного этикета - это не только юридическое учреждение, в котором работает юрист, но и общественные места, в которых он находится, а также его бытовое окружение. Наряду с этим существуют сферы общения с правонарушителями, посещение квартир граждан, общение с иностранными гражданами, работы с документами, организации и проведения приема граждан. В процессе применения норм служебного этикета юрист раскрывается как профессионал, знаток своего дела, представитель государственной власти. Одной из сторон служебного этикета юриста есть моральное требование бережного отношения к народному достоянию, уважение к гражданам.
Функционирование юридического этикета распространяется и на способность преодолевать пробелы в законодательстве, то есть использовать аналогию закона. Пределы влияния служебного этикета на личность юриста определяются действующим законодательством, обще-социальными потребностями, характером общественных отношений и взаимодействия субъектов права.
Служебный этикет в определенной степени отражает “модель” национального юриста, который нужен правовой Украинском государстве.
Юридический этикет тесно связан со всеми отраслями права, юридическими дисциплинами, философией, социологией, педагогикой, психологией, культурологией.
Существует связь служебного этикета с естественными нормами. Реальное соблюдение их в юридической деятельности обеспечивает эффективность правовой практики.
Как компонент профессиональной культуры служебный этикет подвергается воздействию правовой, информационной, педагогической, психологической, эмоциональной, морального и других культур.
Служебный этикет юриста основывается на определенных принципах. Они отражают наиболее существенные черты служебного этикета.
Прежде всего, это общечеловеческие принципы - единство прав и обязанностей, защита субъективных прав юриста, презумпция невиновности юриста, а также специальные - “разрешено то, что разрешено законом”, обоснованность юридических действий, целесообразность применения правовых норм, соблюдение служебной тайны, соблюдение установленной субординации, установления истины и т.п.
Принципы юридического этикета постоянно дополняются новыми, более значимыми. В процессе совершенствования структуры правоохранительных органов, утверждение идей украинской государственности, формирования цивилизованного правопорядка служебный этикет будет наполняться новым содержанием.
Формирование служебного этикета предусматривает применение разнообразных методов и приемов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на сознание и поведение юриста. Такими методами являются персональные требования к юристу, индивидуальный контроль собственных действий, повышение профессионального, научного, культурного уровня, создание комфортной атмосферы, здорового психологического климата, занятия спортом и т.д.
Юридический этикет функционирует в различных формах внутренней организации и внешнего проявления правовых и моральных норм. Он имеет внутреннюю и внешнюю формы. К первой относится внутреннее отношение юриста до норм этикета, к внешней - нормативно-правовые акты, правила служебного поведения, служебный прецедент.
Служебном етикетові присущи функции, которые в целом совпадают с функциями, которые предполагает теория права - управленческой, воспитательной, познавательной.
Управленческая функция служебного этикета - это обеспечение консенсуса между участниками правоотношений, расширение сферы правового регулирования, содействие утверждению принципов правового государства и др.
Оценочная функция включает сопоставление фактической служебной деятельности юриста с требованиями нормативно-правовых актов, регламентирующих его юридическую деятельность и моральных норм.
К воспитательной функции относим соблюдения и обеспечения законности, выбор оптимального варианта правомерного поведения - воспитание уважения к праву, совершенствование умений и навыков правоохранительной деятельности, повышение уровня справедливости в применении мер юридического принуждения и др.
Познавательная функция связана с осознанием приоритета прав человека (ее интересов и свобод) как главной ценности общества, формированием украинского национального духа права, выбор юристом в соответствии с его подготовленности и призвание определенного вида юридической деятельности.
Итак, служебный этикет юриста необходимый для обеспечения надлежащего государственного режима как способа осуществления государственной власти. Ведь юрист как работник государственной службы является звеном связи между государственными органами и гражданами. Его профессиональные действия, взвешенные решения побуждают членов общества придерживаться установленного правопорядка.
Высокий уровень служебного этикета способствует успешному решению общих задач, которые стоят перед юридическими службами. Нормы этикета обязывают эффективно выполнять обязанности, добросовестно относиться к государственной службы, работать творчески и вдохновенно.
Служебный этикет совершенствуется благодаря усвоению юристами общечеловеческих ценностей, культуры и национального духа права, преодолению бюрократизма в юридических структурах, который остался в наследство от тоталитарного режима.
Негативно сказывается на служебном этикете профессиональная деформация работника правоохранительных органов.
Служебный этикет призван способствовать духовному оздоровлению работников правоохранительных органов, воспитывать чувство защищенности юриста, ориентировать на формирование правового чувство, осознание свободы как морально-этической ценности.
Эффективность служебного этикета юриста существенно предопределяется философией ненасилия и юридическим милосердием.
Как социальный феномен, насилие означает всякое унижение достоинства человека, что приводит к ограничению его физических и духовных потенций. Формами насилия, в частности, шантаж, ограбление. Толкование насилия обнаруживает как цель человеческой деятельности, так и средства ее достижения. Это определенный тип отношений между людьми, господство воли одного человека над волей другого. Типичными реакциями на насилие является покорность, пассивность, ненасилие или контрнасильство. Существуют две формы принципиального ненасилия: минимальное ненасилие (отказ только от физического насилия) и максимальное насилие (отказ от насилия физического и психологического). Тем самым проявляется разница между принципиальным ненасильством (морально обоснованным) и прагматичным ненасильством (ограниченным социальное, политическое, экономически, национальное).
Деятельность юридических органов все еще связана с насилием, но физическая сила, специальные средства, оружие, которые применяются против преступников, является меньшим злом по сравнению с деятельностью преступников. Вынужденное юридическое насилие защищает личность и общество от преступных посягательств. Это контрнасильство, разрешение на которое дает юристам общество. Оно имеет моральное и правовое обоснование. Поэтому юридическое насилие, обусловлено соответствующими законами, является принципиальным и законным. Важно, чтобы в минимальном и максимальном насилии доминировали духовные, моральные и правовые нормы, чтобы физическое или психологическое насилие не осуществлялось вопреки духовным или юридическим законам в той части, где оно не должно осуществляться вообще: домогательства показаний путем физического или психологического давления, угроз, содержания задержанных лиц в камерах предварительного следствия сверх нормы. Юрист должен обладать философией и этикой ненасилия, убеждать правонарушителя разумными аргументами, собственной культурой.
Следовательно, этика юридического ненасилия - это система профессиональных духовно-нравственных взглядов, чувств, убеждений в отношении правонарушителя, а также осознание юристом духовно-моральной и правовой ответственности за превышение своих полномочий.
Юридическая практика органически связана с принципом милосердия. Юридическое милосердие - это проявление юристом в соответствии с законом чувство сопереживания, стремление помочь лицу, совершившему правонарушение, потерпевшая ли не причастна к нему. Фактически это внешнее проявление внутреннего императива служебного долга юриста. Само понятие “милосердие” объединяет два аспекта: духовно-эмоциональный (переживания чужого горя, как своего) и конкретно-практический (стремление реально помочь). Специфика юридической деятельности требует ответственного подхода к духовно-эмоционального проявления милосердия. В отношении правонарушителя он должен иметь пределы, а эмоции юриста не должны влиять на развитие ситуации. Что касается конкретного практического аспекта милосердия, то его суть заключается в том, что человеку, лишенному свободы и не может защищаться, нужна квалифицированная юридическая помощь.
Вторая функция внешней культуры юриста заключается в создании основы такой культуры его профессиональных действий, которой требует нынешнее общество. Сегодня юрист своим поведением, профессиональными действиями должен доказать, что он является работником именно национальных судебных и правоохранительных органов. Здесь особая роль отводится как уважению новых юридических отличий, пропаганде форменной одежды, так и сопереживанию за дальнейшую судьбу Украины.
Для юридической деонтологии имеет значение такая функция внешней культуры, как выработки основ профессионально-этического кодекса юриста. К сожалению, в настоящее время в юридических органах отсутствуют нормативные документы, регулирующие внешнюю культуру работников. Даже с принятием новых уставов, положений, отдельные ее элементы будут основываться на общепринятых правилах. Назрела потребность в разработке профессионально-этического кодекса юриста, кодекса юридической этики.
Основы профессионально-этического кодекса юридической деятельности должны охватывать такие три сферы: профессиональная деятельность, общение, личная жизнь.
Особенностью первой сферы является направленность интересов юриста на выполнение главной цели и смысла жизни - служение людям, забота о них. Именно это является источником вдохновения для собственного морального усовершенствования. Чем глубже увлеченность юридической деятельностью, государственной службой, тем больше силы на борьбу с правонарушителями и преступниками отдает юрист, тем в большей степени именно жизнь накладывает отпечаток на формирование его профессиональной морали.
Юрист не сможет достичь высокого резня профессионализма без умелой организации собственного труда, целесообразно длительного пребывания на службе, поиска рациональных способов компенсации времени, восстановление физической энергии, снятие эмоционального напряжения и т.д. Этом должны помочь правильно организованный отдых и досуг, разумное использование свободного времени. Эти факторы создают еще и реальные возможности для формирования личности, непринужденного сплочения коллектива. В таком коллективе стихийно складываются положительные внеслужебные отношения, основанные на общности интересов, увлечений, симпатий, происходит процесс познания сотрудников с нового, часто неожиданной стороны.
Одной из предпосылок надлежащей профессиональной деятельности юриста является стиль его поведения. Общее поведение человека определяется двумя, в таком пониманию, факторами: внутренним (знание и умение руководствоваться общепринятыми нормами поведения) и внешним (реальные действия, поступки, манеры, форменная одежда, владение литературным языком).
Нормы (правила) поведения формируются и совершенствуются в течение всей жизнедеятельности человека. Однако нас интересует в большей степени собственно процесс реализации этих норм в практической юридической работе. Важную роль здесь играют манеры, жесты и внешний вид юриста, Наблюдая за его действиями и внешностью, можно дать ему моральную оценку, которая часто остается окончательной.
Манеры - это устойчивые, постоянные навыки и привычки в поведении личности, которые проявляются в отношении к окружающим, форме И общения, различных деталях поведения, даже в мелочах -\ них движениях, которые постоянно повторяются. Манеры могут быть " : позитивными и негативными, в зависимости от уровня нравственности, воспитанности человека. Для юриста важно формировать манеру владеть собой, от чего зависит эффективное правовое воздействие на правонарушителя или гражданина вообще. Юрист должен ограничивать себя в жестах, поскольку при исполнении служебных обязанностей любой из них может толковаться неправильно. Так, несдержанный, расхлябан жест будет подтверждать несобранность, отсутствие внутреннего контроля за личным поведением, атому насторожуватиме.
Такой же важной составной частью процесса реализации общепринятых норм поведения является внешний вид, хорошая осанка, твердая, уравновешенная походка, плотно прилегающий к фигуры форменная одежда, начищенная обувь и т.д. Неопрятный внешний вид юриста не вызывает доверия. Обобщая, можно ввести понятие индивидуального стиля поведения юриста. Вообще под стилем поведения, как думается, следует понимать совокупность тех или иных действий лица, которые характеризуют ее место в окружающей среде. Учитывая это, юрист должен уметь объективно оценить себя. Однако чрезмерное внимание к собственной персоне, желание привлечь к себе внимание, выделиться некими экстравагантными качествами приводит к созданию искусственного авторитета, который очень вредит в юридической деятельности.
Сфера профессиональной деятельности юристов предполагает соблюдение определенных ритуалов, которые можно определить как исторически сложившуюся их поведение во время осуществления служебных обрядов, торжественных и траурных церемоний. Здесь формируется определенная ритуальная культура.
Юридические ритуалы делятся на общие и специфические. Первые из них почти полностью совпадают военными (строевые смотры, принятие Обета и т. д.). Вторые, специфические ритуалы (посвящение в милиционеры, вручения служебного удостоверения и др.) характерные только для органов внутренних дел. Они оказывают значительное влияние на психику работников, приносят эстетическое наслаждение, способствуют формированию профессиональной морали, в значительной степени служат удовлетворению духовных потребностей работников в нелегких условиях службы в органах внутренних дел. Речь идет прежде всего о ритуал посвящения в милиционеры и вручения форменной одежды. Это важный момент для молодого работника, поскольку его впервые представляют коллективу, в котором придется выполнять служебное задание. Другой ритуал предусматривает вручение погон и служебного удостоверения лицам, которые приняты на должность среднего и старшего начальствующего состава после присвоения им первого специального звания. Наличие погон и служебного удостоверения предоставляет работнику милиции большие права, но и накладывает определенные обязанности, требует высокой культуры в общении с гражданами и правомерного применения правовых норм к нарушителям правопорядка. Служебное удостоверение является документом, который удостоверяет личность владельца, дает право ношения, хранения и применения огнестрельного оружия и специальных средств в соответствии с требованиями Закона о милиции.
Еще один важный ритуал в органах внутренних дел - проводы на пенсию. Он имеет большое запам'ятовуюче значение как для самого ветерана, так и для тех, кто остается на службе. К сожалению, в органах милиции еще и ныне наблюдается поспешное, необоснованное, даже аморально увольнения на пенсию. В основном искусственно создаются такие обстоятельства, при которых работника нужно строго наказывать, но учитывая выслугу лет и “добровольно” подан рапорт на пенсию, официально удовлетворяется “просьбу”. Вряд ли, что такой “ритуал” оставит приятные воспоминания у того, кто находится на переднем крае борьбы за правопорядок, и будет иметь положительное воспитательное влияние в коллективе.
Рассмотрим вторую сферу профессионально-этического кодекса юридической деятельности - сферу общения юриста с разными категориями людей.
Культура общения не наследуется, не программируется генетическое. Усвоение норм общения - следствие воспитания. Юриста надо научить общаться, помочь ему усвоить принятую модель поведения. В сложных условиях современной жизни полагаться на стихийный влияние обстоятельств относительно работы с работником, как субъектом общение было бы большим легкомыслием, которая, еще не преодолен.
Как правило, юрист общается с сотрудниками (равными себе по должности, подчиненными, руководителями), с населением, со знакомыми и родственниками.
В сфере общения большое значение имеет прежде всего культура речи, которая дает ощущение уверенности в себе, в собственной способности убедить собеседника. Овладение культурой речи - это постоянный процесс. Ведь с увеличением правовой информации, информационного потока в целом, очень важно кратко, правильно и уместно формулировать мнение как устно, так и письменно. Бедная, невнятная речь показывает ограниченность мировоззрения, низкий уровень нравственности. Поскольку юрист является субъектом права, то его языковая культура обязывает придерживаться определенных норм и правил в беседах с гражданами как на службе, так и вне ее.
Из существующих языковых стилей в юридической работе преобладает, конечно, деловой стиль. Он применяется в беседах с несовершеннолетними, арестованными, опасными преступниками при задержании. При этом язык является не только средством общения, но и выразителем отношение к собеседнику. Это означает, что в юридической работе большое значение имеет речевая интонация, которая помогает охраннику правопорядка соответствующим образом повлиять на конкретную обстановку.
Сказанное выше касается культуры устной речи. Однако, в юридических учреждениях важную роль играет делопроизводство, т.е. речь письменная. Деловое мышление здесь строго и детально регламентировано. Важным при этом является соблюдение служебной тайны. Умение вести служебную переписку-это постоянное требование.
Очень важным для юриста является повседневное общение со своими сотрудниками. Неумение, нежелание контактировать знать намерения, а также проявление пренебрежения, к тому, кто может выслушать твою “душу”, потенциально содержат в себе опасность самоизоляции, вынужденного одиночества в коллективе, что нередко приводит к неправильным поступкам. В судебных и правоохранительных органах существует определенная специфика во взаимоотношениях между сотрудниками. В частности, это касается чрезмерного интереса работой товарища. Ведомственные нормативные документы предусматривают, что без служебной необходимости и без санкции непосредственно начальника не следует интересоваться, чем занимается тот или иной работник. Недопустимо также бесцеремонное вмешательство в служебную деятельность друг друга. Тактичность и деликатность в этом деле не нарушат, а только укрепят дружбу, уважение и доверие между сотрудниками.
Практически во всех юридических коллективах работают женщины.
Поэтому часто возникает вопрос: нужно ли соблюдать на службе особых правил отношений между мужчинами и женщинами. В этом есть необходимость. Хотя здесь возможны отклонения, обусловленные служебным положением лиц противоположного пола. В согласовании с руководством по уважительным причинам можно делать определенные скидки женщине (не направлять ее на ночные дежурства, в принципах, на охрану общественного порядка в местах повышенной оперативной обстановки и т.п.), но при условии, что это не скажется на служебной деятельности.
Обедненным невнятным становится общение между юристами, если из него изымается в большей или меньшей мере оценил, эмоциональное отношение к предмету разговора. Дискуссия, даже спор часто помогает найти нестандартное решение служебной проблемы, которая стоит перед юридическим коллективом. В дружном коллективе не боятся плюрализма мнений, сопоставление и сравнение различных взглядов. Однако любая чрезмерность в этом таит опасность конфликтной ситуации, может спровоцировать эмоциональный срыв. Конфликт, который уже возник и развивается, требует своего решения. При этом психологически эффективными считаются меры, которые предупреждают накопления различий в оценках, взглядах, целью членов коллектива; в достижении взаимопонимания с целью принятия компромиссного решения; в переводе конфликта с эмоционального на интеллектуальный уровень, постепенное сглаживание противоречий.
В юридическом коллективе практически нельзя обойтись без деловой конструктивной критики, которая используется как средство выражения коллективной, общественной мысли с единственной целью - устранить препятствия и недостатки в жизни и деятельности отдельных работников. Культура критики предусматривает равноправие оппонентов, одинаковые возможности аргументации. Ничего общего с конструктивной критикой не имеют такие недостойные методы, как попытка разрушить отрицательное одним махом, загнать друг друга в тупик. Уровень культуры критики должен удостоверять, насколько рельефно проступает в ней позитивное, творческое начало, какие конструктивные ' элементы она несет в себе.
Показателем уровня общения в юридическом коллективе есть культура отношений между руководителем и подчиненным и наоборот. В частности, согласно принципам юридической этики, такое общение имеет повелительный, категорический характер. Это не должно обидно поражать подчиненного, но и со стороны руководителя подобная категоричность не должен переходить за рамки норм морали.
Выполняя служебные обязанности, юрист невольно становится в центр взаимоотношений между различными по социальному положению, психическими особенностями, уровнем культуры и воспитания людьми. Это обстоятельство накладывает на него особую ответственность, требует предельной корректности в общении. Ведь то, что было простительно любой человеку, не останется не замеченным в отношении юриста. И тогда строгие действия работников будут считаться справедливыми и понятными населению, когда в общении с ним четко будут отличаться уважение человеческого достоинства, определенный интеллектуальный и культурный уровень. Немаловажное значение имеет эмоциональный сторону общения юриста с гражданами. Эмоциональная глухота, если таковая имеет место, может потянуть за собой пренебрежение к тем нормам поведения, которые работнику хорошо известны, но не принятые им лично как значимые, необходимые в практике общения. Эмоциональная глухота приводит к черствости, равнодушия, дает почву для профессиональной деформации.
Общаясь с населением, юристу часто приходится проникать в глубины жизни конкретной личности. Это требует от него умения применять разнообразные средства индивидуального подхода к людям. Например, во время приема граждан возникает проблема надоедливых посетителей. Думается, что работник судебных и правоохранительных органов должен отличать от надоедливых настойчивым в достижении цели. Исходя из этого, и отношение к этим людям должно быть и сугубо индивидуальным. Юрист не живет изолированно. Он неизбежно общается с родными, близкими и знакомыми, с которыми учился в школе, с которыми вместе работал, служил в армии. Конечно, с этими людьми избегать контактов не следует. Также нельзя не принимать во внимание их просьба посодействовать в житейских заботах. Однако важно, чтобы доброжелательность не помешала юридической деятельности, не противоречила нормам юридического морали. Наиболее опасной для юриста является неразборчивость в знакомствах, панибратство с людьми, которые оказывают определенное давление, пытаясь незаконным путем получить определенные услуги. Некоторые умышленно, прикрываясь знакомством с юристом, вершит противоправные или преступные дела.
Итак, общаясь с близкими и знакомыми людьми, работник судебных и правоохранительных органов не должен разглашать служебные сведения, демонстрировать собственную осведомленность, брать на себя обязанность решать вопросы, которые не входят в круг его служебных обязанностей.
Еще одна важная сфера профессионально-этического кодекса юридической деятельности касается личной жизни охранника правопорядка, в частности его семейных отношений, личных интересов, досуга.
Чуткость, тактичность, гостеприимство, умение не возвышать себя в окружении соседей - эти и другие подобные черты должны определять поведение юриста во внеслужебное время, в домашних условиях.
Семья юриста ли не наиболее обделена вниманием своего председателя. Неудобства, связанные с характером его работы, должны компенсироваться доброжелательным отношением жены, взаимопониманием и моральной поддержкой со стороны членов семьи.
Профессия юриста накладывает на его семью специфический отпечаток и диктует определенные требования. Это прежде всего безупречность с точки зрения нравственности. Уже сам факт, что глава семьи - юрист, имеет заверять ее высокий моральный уровень, потому что не имеет права тот, кто стоит на страже закона и правопорядка, в узком кругу близких людей исповедовать взгляды, отличные от тех, которые он отстаивает на службе.
Итак, специфический характер труда в юридических органах диктует особые требования к внешней работников культуры и нравственного содержания их профессиональной деятельности.
Это обусловлено прежде всего тем, что юристы выполняют важную социальную функцию. Надо наполнить деятельность юристов социально-творческим, глубоким человеческим содержанием, сознательным отношением к культурным ценностям общества с тем, чтобы сформировать такую внешнюю культуру, которая стала бы определяющим компонентом юридической деонтологии.



Назад