Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология

4.5. Огнестрельное и физическая культура работника милиции


Применение огнестрельного оружия сотрудниками милиции регламентируется ст. 15, 15' Закона Украины от 20 декабря 1990 г. “О милиции”.
Работник милиции обязан соблюдать права на использование огнестрельного оружия, выполнять это право и применять его нормы в определенных ситуациях.
Именно в таких трех формах реализуется объективное право.
Субъектом реализации права на огнестрельное оружие есть работник милиции. Закон обязывает его придерживаться разрешенных правовых норм. Здесь действует общеправовой принцип: разрешено то, что разрешено законом. В других случаях, прямо не указанные в ст. 15, 15 Закона Украины “О милиции”, запрещается применять огнестрельное оружие. Такой запрет сдерживает незаконное применение огнестрельного оружия, производит собственный вариант правомерного поведения (возможно, несколько пассивный). Другими словами, работник милиции, реализуя предоставленное ему право, должен придерживаться законных требований, что гарантирует недопущение нарушения законности.
Выполнение норм ст. 15, 15' Закона Украины “О милиции”, по сути, является преобразованием абстрактного содержания на конкретный уровень. Но выполнение права требует личного участия, прямого и непосредственного выполнения путем простых действий. Причем последние должны быть активными, иметь соответствующую последовательность. Несоблюдение установленного порядка исполнения (выстрел из огнестрельного оружия) приводит к нарушению законности, к неэкономному использованию правовых норм и как следствие - к насилия или жестокости в правоохранительной деятельности.
Более широким является понятие о применении правовых норм в отношении огнестрельного оружия. Оно предусматривает как личное выполнения, так и возможные организационные вопросы, связанные со службой. То есть работник милиции, который государством наделен властными полномочиями, осуществляет управление в области уголовного и административного права. Это право вытекает из Закона Украины “О милиции”, уголовно-процессуального права и др.
При применении огнестрельного оружия сотрудник милиции осуществляет ряд действий юрисдикционного, организационно-управленческого, публично-властного, виконавсько-распорядительного характера. Следовательно, применение оружия - это важная форма реализации правовых норм и степени управленческой деятельности. В целом право применения, которое отражает организационные связи и правоотношения, организующую деятельность субъектов права, призвано улучшать процесс реализации права. Применяя огнестрельное оружие, работник милиции принимает властные решения. Такая властность обеспечивает согласованность его действий работника. Кроме этого, применение огнестрельного оружия требует не только организационно-правовых действий, но и строгого контроля за всем процессом выполнения. В этом также проявляется важность формы реализации права.
Детально регламентируют реализацию права ведомственные нормы.
Такими в органах внутренних дел является, например, приказы Министерства внутренних дел Украины “Об утверждении Инструкции о мерах безопасности при обращении с огнестрельным оружием” (№115 от 21 февраля 1996г.), “Об утверждении - курса стрельб из стрелкового оружия для рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Украины” (№493 от 24 июля 1997г.). Эти и другие ведомственные нормативные документы сказываются на регламентировании служебной деятельности. Но они предназначены только для ведомственного регулирования, то есть является элементом (причем основным) механизма правового применения. Построены на законе, ведомственные правовые акты не содержат никаких новых положений. Они в большей степени направлены на организационные, управленческие условия реализации права, при этом особое внимание обращается на запреты, которые вытекают из закона. Так, в приказах МВД Украины относительно табельного оружия указанный перечень запретов, которые основываются на принципе “запрещено то, что прямо не разрешено законом”.
Наряду с законами и ведомственными нормативными документами существуют так называемые производные нормы права. Это правила поведения субъектов права, их юридические обязанности, полномочия и средства их обеспечения. Производные нормы принимаются вместе с обычными (основными), но отдельные статьи посвященные реализации субъектам права. Такие нормы можно выделить со ст. 15, 15' Закона Украины “О милиции”. Некоторые юристы-ученые и практики анализируют действия работника милиции при необходимой обороне, при задержании преступника, при крайней необходимости.
Задача состоит в том, чтобы разработать методику применения работниками милиции именно производных норм использования табельного огнестрельного оружия. Речь идет о такое поведение, при которой применение оружия будет законным и правомерным.
Профессиональное использование оружия тесно связано с импульсивной и волевой поведением работника милиции. Импульсивность указывает на сравнительно невысокую степень сознательного контроля. И наоборот, волевая поведение свидетельствует о умение предвидеть последствия, осознавать цель, управлять деятельностью. Этот процесс является переходным состоянием: от побуждения, намерения действовать - к действию.
Импульсивная и волевая правоохранительная деятельность работников милиции должна регулироваться правовым контролем реализации норм в отношении огнестрельного оружия.
В вопросах применения оружия к правонарушителям надо осуществлять индивидуально-правовое регулирование деятельности должностных лиц милиции. Но производные правовые нормы - это общие требования к субъектам реализации права. Они лишь ориентируют на индивидуализацию в сфере права и, разумеется, не исчерпываются правоприменением. Здесь важно глубоко теоретически обосновать правильное применение оружия, поскольку речь идет о конкретизации права.
Результатом конкретизации права является в то же время новое правило поведения, которое имеет также регулирующее воздействие на общественные отношения [155, с. 61]. Таких новых правил множество. Отсюда и потребность в обобщенном правиле. Естественно, что универсальной является собственно правореалізація огнестрельного культуры юриста, в частности работника милиции.
Огнестрельное культура работника милиции призвана не только вооружать его конкретным перечнем ли системой необходимых умений и навыков, но и способствовать повышению техники единоборства и задержания преступника. Кроме приемов владения табельным оружием, работник милиции, которому свойственна высокая огнестрельное культура, способен правильно осуществлять мотивацию правоприменения. В разрешенных законом рамках правозастосовувач всегда имеет определенную возможность для творческого решения дела с учетом нормативного и фактического. А это требует знаний, опыта, всесторонней профессиональной и общекультурной подготовки.
Таким образом, огнестрельное культура работника милиции - это обоснованность юридической процедуры, сочетание знаний тактико-технической характеристики огнестрельного оружия и прицельной снайперской стрельбы с правовой оценкой общественное опасных ситуаций, а также навыки применения оружия с целью прекращения преступных деяний.
Юридическая процедура необходима для реализации права, хотя она является атрибутом любой социальной регуляции. В правовой системе, в частности в применении огнестрельного оружия, юридическая процедура очень важна, ведь речь идет о жизни или смерти человека, его здоровья. Она является средством реализации права относительно оружия и регламентовується Законом Украины “О милиции”, упомянутыми выше приказами МВД Украины и направлена на установление порядка (как окончательной цели).
Юридическую процедуру следует рассматривать в материальной, процессуальной и правотворческой деятельности. Для огнестрельного культуры юриста характерна материальная юридическая процедура. Она касается личности работника милиции, его правомерного поведения относительно использования оружия. Это по сути порядок реализации работником милиции права на применение табельного оружия, который зафиксирован в процедурно-правовых нормах. Наиболее полно эти нормы отражены в нормативно-правовых актах Министерства внутренних дел Украины, которые тесно связаны с вопросами регуляции поведения субъекта права.
Юридическая процедура как важный элемент огнестрельного культуры немыслима без специального механизма действия права, который, как известно, характеризуют три фактора: духовный, психологический и физический.
Духовный механизм действия права обосновывает саму потребность применения огнестрельного оружия и дает возможность ответить на вопрос, имеет ли право работник милиции стрелять в человека и даже убивать ее. С позиций духовности - это сложный вопрос, на который ответить однозначно невозможно. Культура применения огнестрельного оружия заставляет работника милиции глубоко задумываться над этой проблемой в каждом конкретном случае.
Работник милиции находится на государственной службе и государство принимает соответствующие законы, выполнение которых является обязательным. Поэтому духовная ответственность касается не только рядового исполнителя, но и государства в целом. Заметим, что работнику милиции не надо этим злоупотреблять. Его духовная ответственность наступает даже тогда, когда применение оружия будет правомерным.
Учитывая внутренний мир субъекта реализации огнестрельного оружия возможные разногласия внешней, внутренней и предметной деятельности, то есть психологический механизм действия права немыслим без влияния морали. Для того чтобы сотрудник милиции выстрелил, ему нужно решиться на это в первую очередь психологически. Одновременно применение огнестрельного оружия связано с моральными нормами.
В огнестрельном культуре психологический (внутренний) элемент обнаруживает аспект психологического воздействия на правонарушителя. В большинстве случаев преступник, увидев вытянутую из кобуры огнестрельное оружие в руках работника милиции, прекращает противоправные действия. Однако многие факты свидетельствуют об обратном, а именно: о непредвиденные действия, агрессивность преступника, поскольку принудительное прекращение его намерений средствами оружия является чрезвычайно действенным эмоциональным фактором.
Внешний элемент огнестрельного культуры проявляется в выполнении определенных юридических процедур. Он касается в значительной мере огнестрельного культуры работника милиции, поскольку назначение применения оружия и заключается в физическом задержании правонарушителя (если по-другому это не удалось сделать). Главное здесь - умелое усиления юридической процедуры, содействие реализации права (вынужденного) в критической ситуации. То есть физический аспект огнестрельного культуры отражает лишь правомерность реализации норм.
В целом юридическая процедура в огнестрельном культуре - явление вынужденное (как и в любой субкультуре). Но в огнестрельном культуре вынужденность имеет наивысшую степень, поскольку применение оружия к правонарушителю - это крайнее средство.
Огнестрельное культура работника милиции предусматривает Основательные знания тактико-технических характеристик и прицельной снайперской стрельбы. Хотя это вопрос сугубо технический, но в реализации права оно целесообразно. Действительно, нельзя говорить о высокой степени огнестрельного культуры работника милиции, если он только теоретически знаком с табельным оружием. Знание материальной части закрепленной за ним оружия, умение прицельно вести огонь по учебным мишеням - необходимая предпосылка формирования огнестрельного культуры работника милиции.
Огнестрельное оружие - смертельный средство, и работник милиции обязан профессионально освоить все составляющие механизма действия не только закрепленной табельного, но и других видов оружия, которая есть на вооружении в органах внутренних дел.
Кроме этого, умение подготовить огнестрельное оружие к стрельбе, знания прицельной дальности, удаленности полета пули (с сохранением ее убийственной силы) и удаленности прямого выстрела и в целом сведений о баллистику как науку о движении (траекторию) шара при стрельбе должны стать обязательными требованиями до каждого работника. От этого зависят качество прицеливания и так называемая снайперская стрельба. Точность стрельбы необходима, поскольку при единоборстве на длинной дистанции нужно поразить не только человека, а, возможно (чаще), средства, с помощью которых она осуществляет преступные действия. При этом высокая огнестрельное культура работника милиции требует владение разнообразными приемами ведения прицельной стрельбы из различных положений, соблюдение правил маскировки перед правонарушителями, соблюдение позиции ожидания.
Понятно, что огнестрельное оружие требует соответствующего обращения. Это касается ее хранения, содержания, эксплуатации, соблюдения техники безопасности и т.п. Такие требования культурно-правового характера необходимы для собственной безопасности, безопасности окружающих и законности применения оружия.
С огнестрельным культурой работника милиции связана возможность привлечь к ответственности правонарушителя в судебном порядке. Реализация права на применение оружия направлена на пресечение преступных действий, выработка умения быстро реагировать на любые действия нарушителя после предупреждения, что против него может быть применен смертельный средство, а также при необходимости преследования преступника.
Сотрудник милиции не имеет права единоличное осуществлять правосудие.
Это задача исключительно судебных органов, которые устанавливают как правомерность задержания лица, так и правомерность действий работника милиции, который применил для этого табельное оружие.
Ученые ведут дискуссии по предупреждению правонарушителя о возможности применения к нему оружия. Исходя из культурологических концепций права, его духовности и нравственности, такое предупреждение целесообразно. Убедившись в серьезных, общественное опасных намерениях правонарушителя, работник милиции должен предупредить о свое служебное положение и о намерении применить законные действия. От реакции правонарушителя на предупреждение зависят и дальнейшие действия работника милиции. Предупреждать о возможности применения огнестрельного оружия все-таки стоит, поскольку это может положительно повлиять на преступника. Конечно, возникают ситуации, когда предупреждение невозможно, например, через скорость развертывания событий, негативную реакцию преступника, которая нанесет новой вреда и т.д. Поэтому отсутствие предупреждения должна иметь веские основания.
Применение огнестрельного оружия практически всегда приводит к угрозе здоровью и жизни преступника, а часто и работника милиции. То есть здесь оказываются физические, психические и моральные аспекты. Поэтому работнику милиции разрешается нанести правонарушителю незначительного вогнестрільного ранения в руку, ногу). Незначительная рана заставит преступника прекратить антиобщественные действия, будет способствовать его задержанию. Но в безвыходной ситуации, когда нарушитель удается до самых жестоких мер, закон позволяет осуществлять выстрел в жизненно важные органы. Понятно, что в обоих случаях работник милиции обязан предоставить необходимую медицинскую помощь пострадавшему.
Снижение риска правомерного причинения вреда следует из собственного решения работника милиции. Заметим, что работник с высокой огнестрельным культурой не будет применять оружия тогда, когда у него будет возникать сомнения - стрелять или не стрелять. И это колебание должно быть на пользу правонарушителя.
Огнестрельное культура работника милиции предполагает умение соблюдать меры собственной безопасности. Решительность, смелость, отвага не означают равнодушия к своей жизни и здоровья.
Закон не заставляет работника милиции рисковать собой (государство в этом не заинтересована).
Только организовав комплекс надежного прикрытия, целесообразно вступать в вогнестрільне противоборство. Достижения положительного эффекта, скорее всего, возможно при условии высокой личной огнестрельного культуры работника милиции.
Все компоненты огнестрельного культуры определяет та или иная общественно-опасная ситуация. Работнику милиции и юристу вообще надо глубоко понять суть правовых фактов, которые возникают в общественное опасных ситуациях. Выяснение сути дела дает возможность выработать собственный вариант поведения относительно применения оружия. Последняя является одним из средств правового регулирования конкретной (временной) общественно-правовой ситуации.
Отсюда возникает вопрос: что является эффективным во временных опасных ситуациях - правовое регулирование ли правовое влияние? Среди исследователей особых разногласий в трактовке этих понятий нет. В частности, считается, что правовое регулирование шире, чем правовой влияние. К правового воздействия, кроме правового регулирования, входят правовое воспитание, правовая пропаганда. Целесообразно добавить к этому еще и профилактическую деятельность относительно духовного и нравственного оздоровления граждан. Это свидетельствует об актуальности систематической, планомерной и, главное, профессиональной деятельности работников милиции как субъектов права.
Согласно требованиям огнестрельного культуры правовое воздействие на правонарушителя можно осуществить кратковременно, разово. Так, важными, надо думать, есть психологические и физические аспекты, которые вызывают соответствующие виды принуждения. Понятно, что высокий уровень огнестрельного культуры ориентирует выбор работника милиции на пользу психологического влияния перед физическим. Однако, продемонстрировав намерении применить огнестрельное оружие, приведя ее в боевую готовность, он своими действиями, командами, распоряжениями продолжает регулировать ситуацию средствами психологического принуждения. В случае не урегулирования таким образом ситуации работник милиции удалось до физического воздействия (принуждения). В этой ситуации обнаруживаются два метода правового воздействия на личность: убеждение и принуждение, где последний выступает в виде физического.
Работник милиции должен придерживаться принципов огнестрельного культуры, которые являются составной служебной деятельности и профессиональной культуры. До основных принципов огнестрельного культуры может отнести: борьбу за законность, повышенную ответственность, надежность, быстрота реагирования, культуру профессиональных движений, технику безопасности, физическое совершенство, тренированность.
В борьбе за законность работник милиции, применяя огнестрельное оружие, должен не только соблюдать действующих правовых требований, но и заботиться о правонарушителя. Дерзкая, агрессивное действие преступника может побудить сотрудника милиции в нарушение установленной юридической процедуры по применению оружия. Но оценив степень общественной опасности, определив целесообразность принуждения, приступив к активному противодействию, работник милиции должен прежде всего избежать эмоционального реагирования на ситуацию, которая сложилась. Также влияет на законность умение уклониться от столкновения в невыгодных условиях, где нарушен так называемый баланс сил. Неравные условия (например, количество вооруженных сотрудников милиции значительно превышает количество правонарушителей), примитивно выбранная тактика относительно прекращения преступных действий приводят к нарушению законности. Сюда можно отнести и нежелание оказать первую медицинскую помощь раненому, вступление в физическое противоборство с оружием в руках, в результате чего ею овладевает преступник, и др. Главное здесь внутреннее убеждение в целесообразности вооруженного разрешения конфликтной ситуации как необходимого условия правомерного установления справедливости.
Не вызывает сомнения важность принципа повышенной ответственности работника милиции относительно реализации права на оружие. Ответственность наступает не только вследствие неправомерности применения оружия, но и в случаях ее неприменение, которые предусмотрены законом. Итак, как превышение властных полномочий, так и безразличие или нерешительность являются субъективными причинами нового правонарушения со стороны работника милиции. Причем из всех видов юридической ответственности работника милиции в данном случае речь идет об уголовной ответственности.
Культура применения огнестрельного оружия требует от работника милиции абсолютной безошибочности. Опасным является не столько ограничение правонарушителем свободы, сколько угроза его жизни и здоровью. Ошибка в этом случае заканчивается трагически. Причем юридическая или фактическая ошибка (в выборе объекта) особого значения не имеют. Уровень огнестрельного культуры работника милиции должен быть настолько высок, чтобы тот мог самостоятельно принять правильное решение, которое не вызывает никаких сомнений.
Принцип быстрого реагирования в вопросах применения огнестрельного оружия обосновывается, вероятнее всего, ценность самой жизни. Поэтому внимательное наблюдение за движениями правонарушителя, адекватная оценка их, предвидения смертельной угрозы и другие факторы требуют от работника милиции молниеносной реакции на опережение, конечно, без права на ошибку. При этом использование огнестрельного оружия является последним средством прекращения противоправных действий и задержания преступника. Вообще быстрое реагирование не должно отставать от хода событий в правовом явлении.
Культура профессиональных движений работника милиции во время применения огнестрельного оружия заключается в адекватности действий. Важно, чтобы его движения имели или сдерживающе значение, или были незаметными. Это зависит от ситуации. В первом случае прослеживаются элементы правового воздействия на правонарушителя, который должен понять серьезные намерения работника милиции. Возможно, эти, на первый взгляд, малозаметные действия отвлекут его от преступных намерений. Однако второй случай, когда не допустимо промедление, а каждый лишний движение работника милиции может вызвать опасную реакцию со стороны преступника, требует определенного порядка незаметных, обманливих движений.
По этому поводу полезно позаимствовать технику сценических движений актера, который уделяет особое внимание деталям, что несут в себе определенный смысл, отмечаются правильным подбором соответствующих движений. Например, надо совершить выстрел при вооруженном нападении. Находясь под дулом огнестрельного оружия, работник милиции должен выполнить движения в такой последовательности: расстегнуть кобуру, вынуть пистолет, снять его с предохранителя, заложить патрон в патронник, прицелиться, нажать пальцем на спусковой крючок. Здесь важную роль играет профессиональное мастерство.
Техника безопасности является составным элементом правового регулирования, правомерности применения огнестрельного оружия. Она предостерегает от всевозможных случайностей, нежелательного смертельного исхода не только для преступника, но и посторонних лиц и самого работника милиции. Несоблюдение принципа техники безопасности может привести к нежелательному поворота дела, до массовых беспорядков и уголовной ответственности субъектов права. Техника безопасности требует обращаться с незаряженным оружием как с заряженным, в шутку не прицеливаться и не досылать патрон в патронник, без нужды не класть палец на спусковой крючок и вообще не использовать огнестрельное оружие для устрашения. Заметим, что с этой целью можно использовать даже игрушечный пистолет, который человек может воспринять за настоящий.
Поэтому принцип техники безопасности - это необходимый атрибут умственного и физического аспектов правоприменения и является производной нормой для работника милиции, свидетельством его высокого профессионализма.
Огнестрельное культура работника милиции связана с принципом физического совершенства, тренированности. Высокая техника боевой стрельбы, навыки ведения огня, умение удерживать точку прицеливания в процессе возможных перемещений - результат регулярного тренировки, отработки специальных упражнений. Ведь множество возможных вариантов профессионального поведения работника милиции зависит от умения владеть оружием и результативно вести огонь по мишеням независимо от способа стрельбы. Поэтому специальные профессиональные занятия с работниками лучше всего проводить в условиях, приближенных к боевым.
Учитывая большую опасность в реализации права на применение табельного оружия, нужно определить функции огнестрельного культуры работника милиции, которые непосредственно влияют на действия юридического механизма правореалізації, проявляют правомерны основания применения оружия. Это эффективное регулирование хода событий в правовом явлении, правовое предостережение от проявления чрезмерных полномочий, совершенствование механизма правового регулирования, выработки юридической тактики применения огнестрельного оружия, использование всех законных методов правового воздействия.
Регулировать ход событий в правовой ситуации можно по-разному. Мы концентрируем внимание на его эффективном правовом регулировании именно огнестрельным оружием. Это позволяет удерживать правовую ситуацию под принудительным контролем, позволяет выиграть время, чтобы прекратить противоправные действия правонарушителя. Эта функция огнестрельного культуры работника милиции предостерегает его от состояния растерянности и беспомощности в правовом отношении.
Ориентация на законность применения табельного оружия, безошибочное определение порядка огневых действий отворачивает противоправность действий работника милиции.
Правовое предостережение от проявления чрезмерных полномочий укрепляет авторитет органов милиции. Ведь в условиях, когда должностное лицо может использовать оружие, часто возникают ситуации демонстрации силы и власти. Поэтому огнестрельное культура вырабатывает у работника милиции способность самостоятельно аргументированно оценить правовую ситуацию, побуждает к принятию взвешенного решения, предотвращает неправомерном правоприменению.
Характер самой правовой ситуации вынуждает работника милиции обдумывать последовательность силовых действий. Этим самым вырабатывается умение выбирать из разрешенных законом действий наиболее оптимальные. Например, каждый случай реализации права применения оружия имеет свои особенности. Нестандартные ситуации требуют каждый раз новой юридической тактики применения огнестрельного оружия. Работник милиции, руководствуясь высокой огнестрельным культурой, формирует профессионально-прикладные умения и навыки.
Выбор правильной юридической тактики предостерегает от того, чтобы подвергать свою жизнь и здоровье необоснованному риску, формирует профессиональные навыки (в частности, скорость движения) в охране общественного порядка.
Использование всех законных методов правового воздействия зависит от огнестрельного культуры правоприменителя, в частности, от его постоянной готовности применить оружие, от умения оказать вооруженное нападение (вмешательство) и сопротивление (гарантированные защитные действия), от выбора оптимальных юридических действий. Методы правового воздействия в этом случае дают возможность выявить признаки возможного покушения на человека, учитывая все обстоятельства и возможно восстановление опасной ситуации в любой момент.
Огнестрельное культура работника милиции существенно связана со сферой реализации правовых норм на практике. Она помогает правильно определить степень реальной угрозы, избежать фактической и юридической ошибок. Не менее важна огнестрельное культура и при обосновании правомерности применения огнестрельного оружия.
В настоящее время увеличилось количество преступлений, которые совершаются с особой жестокостью, с применением грубой физической силы и огнестрельного оружия. Осуществляются многочисленные прямые нападения на работников милиции. Правовая регламентация задержания преступника требует не только физической силы, выносливости, владение боевыми искусствами, знание правил применения физического воздействия или специальных средств (это задача физического воспитания и боевой подготовки), но и умение правильно использовать физическую силу. Речь идет о физической культуре, то есть о культуре физических действий как необходимый компонент специальной профессиональной культуры правоохранителя.
Физическая культура - это знание работникам милиции правил применения физического воздействия, сознательное отношение и психологическую готовность к применению физической силы, умение использовать специальные приемы при задержании правонарушителя.
До основных составляющих элементов физической культуры работника милиции относятся: психологическая готовность, умение использовать специальные приемы, сознательное отношение к применению физических действий, физические нормы.
Психологическая готовность правоохранителя к физической борьбы с правонарушителем заключается в способности поддерживать в себе психологическую устойчивость, в умении управлять собственными эмоциями. Работник милиции не должен допускать растерянности и беспомощности в противоборстве с правонарушителем.
Задача работника милиции - понять психологию преступника, предугадать его намерения, учесть возможное противодействие с целью локализации неблагоприятной ситуации.
Понятно, что физическая культура правоохранителя предполагает знание боевых норм. Необходимым, хотя и недостаточным условием этого вида культуры является умение использовать специальные приемы. При этом только физических свойств не достаточно, нужно соответствующее умение применять силовые действия, практический опыт в области физической и боевой подготовки. Милиционер должен заботиться о физическом совершенстве так же, как и о воспитании воли и характера.
Применение физической силы должно диктоваться прежде всего ее необходимостью, когда не удается убедить правонарушителя словом.
Нормы применения физической силы определяются Законом Украины “О милиции”, приказами и инструкциями Министерства внутренних дел Украины. Они регламентируют действия работника милиции практически в любых правовых ситуациях. Содержание физической культуры больше всего отражает уровень применения правоохранителем норм права в физических действиях. Фактически речь идет о своеобразной реализацию норм права (имеется в виду практическое их воплощение).
Целесообразно выделить основные принципы физической культуры работника милиции, а именно: целесообразность физических действий, законность, ненасилие.
Интеллектуальность физической культуры означает, что все физические действия охранника правопорядка должны подчиняться сознательном регулированию. То есть интеллект правоохранителя должен опережать его физические действия, по крайней мере анализировать их. В противном случае это будет автоматическое, бездумное исполнение чужой воли или утверждения собственных амбиций.
Принцип ненасилия имеет свои особенности. Дело в том, что физические действия работника милиции - это уже своего рода насилие. Но оно не имеет ничего общего с физической расправой, садизмом, поскольку речь идет о вынужденном (законом предусмотрено) насилие. В некоторой степени оно граничит с терпением, сдержанностью, ожидаемостью, уговорам и т.п. и является важной предпосылкой проявления физической культуры правоохранителя.
Основные функции физической культуры работника милиции освещены в Законе Украины “О милиции”. Считаем нужным их конкретизировать, потому что жизненно необходимыми являются следующие функции:
- подготовка правоохранителя к безошибочных действий в ситуациях, когда нужны точный и обоснованный расчет физических сил, надежность их применения. При этом важную роль играют наблюдательность, внимательность, умела оценка реальной опасности;
- воспитание стойкости к неудачам, которые могут возникнуть во время физического противоборства с правонарушителем. Физическое действие работника милиции еще не гарантирует положительного результата. Но неудача должна стать уроком для следующих профессиональных действий;
- помощь работнику органов внутренних дел в экстремальных ситуациях, которые возникают при исполнении служебных обязанностей. Физическое совершенство помогает преодолевать препятствия при задержании правонарушителей. При этом стоит учитывать физическое действие со стороны правонарушителя, умение дозировать силу собственного физического воздействия. Речь идет о способах и методах противостояния правонарушителю. Культура физических действий дает возможность предотвратить грубощам, ненужном насилию, демонстрированию власти. Физическое воздействие на правонарушителя должен диктоваться необходимостью и быть обоснованным;
- обеспечение требования относительно сохранения собственного здоровья и жизни;
- оказание первой медицинской помощи лицам, пострадавшим от физических действий работника милиции, несмотря на то, что сохранение жизни правонарушителя (как и собственного) - профессиональная обязанность работника милиции.
Использование физических средств воздействия на правонарушителя имеет преимущества над боевыми, ведь физические приемы - это оружие, которое всегда “при себе”, ее применение не такое опасное для жизни человека, как применение огнестрельного оружия.
Итак, огнестрельное и физическая культура работника милиции, которая основывается на определенном принуждении, не обращена только к силовым методам правореалізації, не оправдывает этих методов, а выполняет роль условного арбитра в решении социально-правовых конфликтов. В действиях сотрудника милиции, который обладает такой культурой и определяет ценность прав гражданина или общества, главным является способ его профессиональной деятельности по защите этих ценностей.



Назад