Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Структура процесса овладения знаниями, умениями и навыками, формирование компетентности


Исходя из закономерностей процесса познания и особенностей логики учебного процесса, овладение знаниями, умениями и навыками имеет четкую структуру, которая включает ряд логично мотивированных компонентов. Основные этапы процесса учения реализуются по такой схеме (рис. 9).

 9

Рис. 9. Этапы процесса учения 

 

Как видим, компоненты процесса учения нельзя рассматривать как линейную систему. Здесь наблюдается диалектическая взаимосвязь между всеми структурными компонентами. Поэтому моделирование процесса обучения на любом уровне должна опираться на особенности именно такой структуры.

Восприятие является начальным звеном процесса учения. Человек может воспринимать явления и процессы окружающего мира непосредственно с помощью органов чувств или информацию о них в виде вербальной действия, печатного текста или компьютерного воспроизведения. Чтобы процесс был эффективным, нужно, исходя из логики учебного процесса, обеспечить понимание студентами необходимости тех или иных знаний. Поэтому уже на этом этапе значительную роль играет практика, выступая своеобразной побуждения в организации процесса познания. Важное место здесь занимает мотивация познавательной деятельности.

Следующий этап - понимание. Это, с одной стороны, проникновение в сущность явлений и процессов, установление связей между частями целого, между фактами и процессами, выяснение причин, вызывающих то или другое явление. На этом этапе формируется сознание личности, развиваются его интеллектуальные возможности и интересы. С другой стороны, понимание - важная ступенька к успешного запоминание. Поэтому не стоит торопиться с запамятованием, игнорируя процесс осмысления и осознания. Во-первых, это создает значительный психологический барьер перед запамятованием, во-вторых, ведет к догматизму в учебной деятельности. Студентов необходимо побудить запоминать не весь объем информации, а наиболее существенное, то, что составляет основу овладения новым учебным материалом и необходимым для формирования научного мировоззрения и конкретной практической деятельности. Такой подход обусловлен прежде всего тем, что процесс овладения знаниями, умениями и навыками, как уже упоминалось, происходит в форме спирали, в которой предварительно приобретенные знания, умения и навыки являются основой, своеобразным ступенью для поступательного движения в познавательной деятельности относительно темы, раздела учебной дисциплины в целом.

Завершается этап учения обобщением и систематизацией. Обобщение предусматривает мысленное выделение и объединение отдельных свойств, принадлежащих определенному классу предметов, переход от частного к общему. Систематизация - мислительная деятельность, в процессе которой знания о виучувані объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. Это возможно лишь при условии достаточного умственного труда на предыдущих этапах учебной деятельности. Здесь важно сформулировать законы, правила, выделить закономерности, увидеть их взаимосвязь с более общими явлениями в логической структуре учебной дисциплины.

На всех этапах процесса учения своеобразным психическим и логичным индикатором познавательной деятельности является практика. Применение зггянь, умений и навыков является завершающим этапом цикла учение. Если человек не видит выхода знаний в практику, это резко снижает мотивацию, порождает мысль об абсурдности учение, тормозит познавательную деятельность.

В процессе формирования компетентности специалистов необходимо придерживаться принципов, которые в единстве обеспечивают успешность образовательной деятельности в высшей школе: овладение знаниями, умениями и навыками и формирования социальных качеств личности. Это единство является определяющим условием в процессе подготовки высоко компетентных специалистов (рис. 10).

 10

Рис. 10. Модель условий обеспечения успешности реализации образовательных задач в высшей школе 



Назад