Электронная онлайн библиотека

 
 Международное частное право

5. Проблемы современного международного права


Современное международное право можно охарактеризовать рядом положительных черт. Во-первых, международное право имеет целью ограничить право государства на ведение войны и превратить координацию действий суверенных государств на систем сотрудничества и достижения общей выгоды. Во-вторых, произошел переход от сосуществования государств к сотрудничеству между ними - с целью не только достижение международного мира и безопасности, но и содействие осуществлению социальных и политических идей, что выражается в распространении международных всемирных и региональных организаций. В-третьих, повышение правового статуса отдельного индивида в международном праве, что проявляется в создании международно-правового механизма защиты прав человека. По-четвертых, усовершенствован механизм реализации норм международного права как на международном, так и на национальном уровне, появляются обязательства, на участие в обеспечении соблюдения которых имеют право все государства. По-пятое, в международном праве утвержден принцип демократии, согласно которым только государство, что соответствует общепринятым стандартам демократии, может быть полноправным членом международного сообщества.

Однако, несмотря на очевидный прогресс международная практика выявила некоторые проблемы.

1. Принцип суверенного равенства государств, больших и малых, закрепленный в Уставе ООН, этим же Уставом был нарушен, поскольку пять великих держав были наделены правами, которых не имели любые другие члены ООН. Речь идет о постоянных членов Совета Безопасности, которые имеют право вето и тем самым наделены правом существенно влиять на развитие мировых событий. Такими правами не обладают другие государства - члены ООН. Если в период создания ООН это объяснялось вкладом великих держав в разгром фашизма, то впоследствии этот фактор потерял свою актуальность. Следует наделить ФРГ и Японию статусом постоянных членов Совета Безопасности, но этого до сих пор не произошло, хотя обе эти страны получили статус крупных западных государств, вошли в число самых демократических государств мира, покончили с фашизмом и милитаризмом, делают вклад в укрепление мира, оказывают существенную помощь и содействие слаборазвитым странам, на деле реализуя идеи ООН.

Но при этом в последние двадцать лет все большее значение в решении общемировых проблем приобретают ежегодные встречи лидеров семи, а с 2002 г. - восьми (с участием России) ведущих государств мира, в том числе Японии и ФРГ. Правовой статус таких встреч никак не определен, принятые решения не имеют правовой основы и не являются обязательными не только для участников встречи, но и для других государств. Но уже по тому, как добивалась Россия полноправного участия в таких встречах, можно судить об их важности и значимости. Было бы ошибкой недооценивать такие решения через отсутствие международно-правовых основ.

Таким образом, несмотря на то, что совещания лидеров восьми крупных государств проходят за рамками международного права, именно они определяют текущее развитие международных отношений и современного международного права. В настоящее время решения, определяющие судьбы мирового сообщества, формулируются не в рамках легитимной международной организации, такой как ООН, а в рамках нелегитимных совещаний лидеров ведущих мировых держав, хотя никто не наделял их таким статусом. Следовательно, международное право не принимает во внимание такие совещания и такие решения, хотя должно реагировать на такие изменения в общественных отношениях.

2. Для современного международного права остаются неизменными основные принципы, среди которых принцип нерушимости границ, неприкосновенности государственной территории, невмешательства во внутренние дела и др. Эти принципы считаются основой международного права. Именно считаются. Но с молчаливого согласия или даже одобрение мирового сообщества они все чаще игнорируются. Это проявляется и в малых, и в больших деяниях. Вспомним: в 1974 г. израильские коммандос вторглись на территорию Уганды и в аэропорту Энтеббе освободили захваченных террористами заложников. Тогда только СССР, "друг всех африканских народов", в том числе и диктаторских режимов, выразил протест по поводу нарушения суверенитета Уганды. Все остальное сообщество одобрило действия, направленные на освобождение заложников, хотя нарушение суверенитета Уганды действительно было.

1979 г. в другой африканской стране - в Центральноафриканской империи император Бокасса расстрелял демонстрацию школьников за то, что они отказывались покупать школьную форму, которую шили на фабрике, принадлежавшей самому Бокассі. Когда скандал стал известен во Франции, некогда владела этой страной, французы снарядили вооруженный отряд, силами которого за полчаса был свергнут режим Бокассы, и страна снова стала республикой. Кстати, ее будущий президент был "импортированный" в страну с помощью того же французского отряда и тем же самолетом. Насколько известно, ни одно государство не выразила протеста по поводу нарушения суверенитета Центральноафриканской государства, хотя нарушение международного права было явным и несомненным.

Можно привести и другие подобные примеры. Напрашивается вывод, что последнее десятилетие показывает, что нормы и принципы международного права заменяются совсем другими принципами, ориентированными на современное представление о мораль и справедливость.

3. Уместно напомнить, что на XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята "Декларация о предоставлении независимости колониальным и зависимым народам", которая провозглашала необходимость незамедлительно и безоговорочно положить конец колониализму во всех его формах и проявлениях. В отечественной литературе тех лет отмечалось, что "колониализм несовместим с международным правом". Оказывается, совместимый.

В 1982 г. между Великобританией и Аргентиной возник вооруженный конфликт через Мальвинские (Фолклендские) острова. Конфликт имел характер спора относительно сохранения за Великобританией права на владение колонией, которой с 1833 г. были упомянутые острова. В свое время острова было включено в список колониальных территорий, на которые распространяется действие Декларации ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Действия Великобритании противоречили Декларации, но это ее не остановило. Еще одной колонией Великобритании Гибралтар, захваченный в 1704 г. Многолетние переговоры Испании с Великобританией о возвращении Гибралтара наталкиваются на упорное нежелание расставаться с колонией. По договору 1975 г., подтвержденным в 1979 г., китайская территория Аомынь (Макао в 1999 г.) находится под управлением Португалии. Восточный Тимор с 1976 г. является провинцией Индонезии в результате вооруженной оккупации, которая состоялась в 1975 г. Иран без достаточных оснований оккупирует расположенные в Персидском заливе острова Большой и Малый Томб и Абу Муса, принадлежащих Объединенным Арабским Эмиратам. Когда в 2002 г. Марокко попыталось вернуть удерживаемый Испанией крошечный островок Перехіль, расположен у марокканских берегов, Испания применила вооруженные силы, а Євросоюз хоть и обнаружил определенную сдержанность в этом конфликте, но его представитель заявил, что территория Испании, в том числе и остров Перехіль - это территория Европейского Союза. Тем самым испанские домогательства было поддержано всем авторитетом Евросоюза.

Конечно, нынешний колониализм не похож на африканский 60-х годов, но конфликты, которые возникают время от времени, свидетельствуют о необходимости упорядочить международные отношения в соответствии с международного права.

4. Право войны в международном праве формировалось с древнейших времен и сегодня это одна из наиболее разработанных отраслей права. Но, видимо, война в прежнем, традиционном понимании - как вооруженное противостояние двух или нескольких государств, уходит в прошлое. Основное нынешнее зло и причина вооруженных конфликтов - международный терроризм не замыкается в рамках государства, государственных границ. Это зло стало интернациональным, а может, точнее - позадержавним. Пример: для Бен Ладена Афганистан был лишь временным пристанищем, а не сколько-нибудь серьезной военной силой и точкой опоры, потому что нынешние войны - это войны не государств, а обществ, где в меньшей степени используются ракеты, а в большей - террористы-камикадзе, то есть оружие, доступна для любой общественной организации.

Несмотря на некоторое упрощение ситуации, классические, может даже рыцарские правила ведения войны, в том числе правила относительно начала войны и ее последствий, о распределении вооруженных сил на комбатантов и некомбатантов, об обращении с больными и ранеными, правила военного плена, обращение с мирным населением, множество запретов - все это в нынешних условиях в противостоянии с международным терроризмом утратило всякий смысл, прежде всего потому, что противоположная сторона этих правил не признает.

5. В конце концов, надо вспомнить о вооруженные вмешательства в дела других государств. Конечно, деятельность миротворческих сил, которые вводятся по просьбе самих заинтересованных государств или на основании решений Совета Безопасности для поддержания мира или для принуждения к миру, не вызывает возражений. Не вызывает возражений деятельность вооруженных сил, например, для восстановления государственности и суверенитета Кувейта. Но варварские бомбардировки мирных объектов Югославии, которые были санкционированы НАТО, вызвали осуждение значительной части мирового сообщества.



Назад