Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Мотивы обучения


Успешность и эффективность учебной деятельности зависят еще от одного социально-психологического фактора - мотива обучения. Мотив (фр. motif, от лат. moveo - двигаю) - внутренняя побудительная сила, что обеспечивает интерес личности к познавательной деятельности, активизирует умственные усилия. В роли мотивов могут выступать прежде всего разнообразные потребности - физические, психические, социальные, а также интересы, увлечения, склонности, эмоции, установки, идеалы. Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, "мотив как побудитель - это источник действий". Но чтобы стать таким, он должен сформироваться. Выделяют несколько групп мотивов:

-социальные, которые имеют широкий спектр проявления. Прежде всего, это стремление личности через учение утвердить свой социальный статус в обществе и в конкретном социальном коллективе (семье, учебном заведении, производственном подразделении) в частности;

-побудительные, которые связаны с влиянием на сознание тех, кто учится, определенных факторов - требований родителей, советов, примеров преподавателей, членов первичного коллектива;

-познавательные, что оказываются в пробуждении познавательных интересов и реализуются через получения удовольствия от самого процесса познания и его результатов. Познавательная деятельность человека является ведущей сферой ее жизнедеятельности. Отсюда формирования познавательных мотивов - основополагающий фактор успешности познавательной деятельности, потому что через нее реализуется естественная потребность человека;

-профессионально-ценностные, которые отражают стремление студентов получить основательную профессиональную подготовку для эффективной деятельности в различных сферах жизни. Они особенно важны в процессе обучения в высших учебных заведениях;

меркантильные, обусловленные непосредственной материальной выгодой личности. Не будучи решающими, действуют лишь избирательно в отношении индивидуальных психологических особенностей конкретного человека. Хотя в условиях действия рыночных отношений мотивы этой группы усиливают свое влияние на отдельные казни людей, порождают асоциальные проявления поведения В педагогической науке произведено и другие подходы к классификации мотивов учения. И это не меняет сущности значение этого фактора в познавательной деятельности человека. Педагоги (родители, учителя, преподаватели ВУЗОВ) должны целенаправленно работать над формированием действенных мотивов учения.



Назад