Электронная онлайн библиотека

 
 Международное частное право

3. Нормативно-правовое содержание основных принципов международного права


Нормативно-правовое содержание основных принципов международного права:

а) в области прав человека: принцип уважения прав и свобод человека, принцип равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой;

На сегодня принцип уважения прав и основных свобод человека возлагает на субъектов международного права, прежде всего на государства, такие основные права и обязанности: 1) обязанность уважать права человека и основные свободы независимо от пола, расы, языка, религии; 2) обязанность способствовать и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод; 3) обязанность уважать право человека на объединение с другими, свободу личности исповедовать индивидуально или совместно с другими; 4) обязанность уважать право национальных меньшинств на равенство перед законом, предоставлять им полную возможность пользоваться правами человека и основными свободами и защищать их законные интересы в этой области; 5) обязанность признавать право человека знать свои права и свободы и защищать их; 6) обязанность придерживаться международных пактов, деклараций и соглашений по правам человека, если они ними связаны; 7) обязанность принимать законодательные акты и принимать другие меры, которые являются необходимыми для обеспечения международно признанных основных прав и свобод человека; 8) обязанность гарантировать человеку, права которого нарушены, эффективные средства защиты.

Каждый человек имеет сегодня право обращаться в международные структуры для защиты своих прав. Для этого создан соответствующий институциональный механизм на универсальной и региональной основе: в рамках ООН - Верховный комиссар ООН по правам человека, Комиссия по правам человека, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Комиссия по проблемам положения женщин, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток и др.; на региональной основе: Суд Европейского Союза, Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Международный трибунал по бывшей Югославии, и др.

Принцип равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой;

На сегодня принцип равноправия и права народов распоряжаться собственной судьбой предусматривает за субъектами международного права следующие права и обязанности: 1) обязанность уважать равенство народов и наций; 2) обязанность уважать право самостоятельно распоряжаться собственной судьбой; 3) право народов жить в условиях полной свободы; 4) право определять, когда захотят и как захотят, свой внутренний и внешнеполитический статус; 5) право осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие; 6) право каждого народа, нации свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами; 7) право просить и получать поддержку в соответствии с целями и принципами Устава ООН, в случае лишения их права на самоопределение насильственным путем.

Право народа и нации распоряжаться собственной судьбой и в период деколонизации не лишает права на отделение и образование самостоятельного государства, на объединение с другим государством или на присоединение к другому государству. Обязанность субъектов международного права - уважать права, предусмотренные принципу равноправия и права народов распоряжаться собственной судьбой и содействовать их осуществлению как индивидуально, так и путем совместных, совместных действий.

 

б) в области обеспечения мира и безопасности: принцип неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях, принцип мирного урегулирования споров;

Принцип неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях.

Принцип запрещения применения силы или угрозы силой касается всех субъектов международного права без исключения. Он, в частности, возлагает на них обязательства: 1) воздерживаться от применения силы (прямой или косвенной); 2) воздерживаться от угрозы силой; 3) воздерживаться от любых действий, которые являются проявлением силы с целью заставить другую государство отказаться от полного осуществления ее суверенных прав; 4) отказаться от актов репрессии за помощью силы; 5) отказаться от силы или угрозы силой как средства урегулирования споров и т.д.

Это, так сказать, нормативное содержание принципа, основные направления его применения. Перечень конкретных действий, которые запрещаются этому принципу, следует из многочисленных резолюций и деклараций ООН. Этот перечень не является стабильным, а постоянно расширяется как в рамках ООН, гак и на региональной основе для государств региона. Смотря на это с целью укрепления принципа неприменения силы или угрозы силой, современное международное право четко определяет все случаи возможного правомерного применения силы. Это, в частности, по Уставу ООН такие случаи: 1) применение вооруженной силы с целью самообороны (ст. 51) и 2) применение вооруженной силы по решению Совета Безопасности в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42).

С целью предотвращения произвольному толкованию „самообороны” и „применению силы по решению Совета Безопасности” оба случая четко определены в нормативном плане. Так, например, Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г. отмечает, что «государство имеет неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение, как это предусмотрено Уставом ООН».

Право на самооборону может использовать как государство-жертва агрессии, так и по просьбе последней другое государство. Принцип неприменения силы или угрозы силой распространяется не только на непосредственные действия или угрозы ними, но и на пропаганду таких действий.

Принцип мирного урегулирования споров.

На сегодня принцип мирного урегулирования споров возлагает на субъектов международного права такие обязательства: 1) решать все свои споры и разногласия исключительно мирными средствами; 2) урегулировать споры в кратчайший срок; 3) не останавливать процесса мирного урегулирования и поиска взаимоприемлемых решений; 4) использовать признанные в международном праве мирные средства (переговоры, расследования, посредничество, арбитраж, судебное расследование, другие средства на собственный выбор, согласованы до возникновения спора); 5) воздерживаться от ультимативності; 6) воздерживаться от любых действий, которые могут усугубить напряженность; 7) учитывать интересы другой стороны - участника спора; 8) выполнять принятое в согласованном порядке решение.

Осуществление принципа мирного разрешения международных споров обеспечены надлежащими институциональными механизмами как на универсальном, так и на региональной основе. Практически все известные региональные организации безопасности создали собственную структуру мирного разрешения международных споров: Лига арабских государств - Совет Лиги и специализированный юридический комитет, Организация африканского единства - Комиссию по вопросам посредничества, примирения и арбитража, Организация американских государств - Совет ОАГ, потом Межамериканский комитет мира, а впоследствии Постоянную Совет, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - Суд и Комиссию по вопросам примирения.

 

в) в области мирного сотрудничества: принцип суверенного равенства государств, принцип нерушимости государственных границ, принцип территориальной целостности государств, принцип сотрудничества государств; принцип добросовестного выполнения обязательств в международном праве.

Принцип суверенного равенства государств.

На сегодня принцип суверенного равенства государств предоставляет последним такие права: 1) право каждого государства на юридическое равенство; 2) право на территориальную целостность; 3) право на свободу и политическую независимость; 4) право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; 5) право устанавливать свои законы и административные правила; 6) право определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами в соответствии с международного права; 7) право изменять границы в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности; 8) право принадлежать или не принадлежать к международным организациям; 9) право быть или не быть участником двусторонних или многосторонних международных соглашений; 10) право быть или не быть участником союзных договоров; 11) право на нейтралитет.

Указанным правам корреспондируются соответствующие обязанности государств, а именно: уважать правосубъектность других государств выполнять добросовестно и сполна свои международные обязательства, жить в мире с другими государствами, не навязывать групповых правил поведения другим государствам.

Не одинаково государства активно участвуют в заключении международных договоров. Одни государства связаны обязательствами, вытекающими из сотен международных договоров, другие заключили не более десятка международных соглашений. Именно поэтому Международный суд ООН констатировал, это как нормальное правовое положение: «Субъекты права в любой правовой системе не обязательно идентичны по объему своих прав». Когда речь идет о равенстве государств, то следует также иметь в виду юридически уровне потенциальные возможности по решению неурегулированных вопросов в сферах международных отношений. Фактически такие возможности далеко не равнозначны.

Принцип территориальной целостности государств

На сегодня принцип территориальной целостности государств возлагает на них обязательства воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, в отношении: 1) территориальной целостности; 2) политической независимости; 3) единства любого государства; 4) действий, которые представляют собой применение силы или угрозы ней; 5) преобразование территории на объект присвоения прямо или косвенно, применяя силу в нарушение международного права. За государствами закреплено право признании незаконной оккупации.

Когда речь идет о территориальную целостность и неприкосновенность государства, то имеются в виду и ее природные ресурсы, природную среду (что не может быть, в частности, объектом загрязнения со стороны других государств), правовой режим определенных территориальных участков государства.

Принцип сотрудничества государств.

На сегодня принцип сотрудничества возлагает на субъектов международного права такие обязательства: 1) сотрудничать в соответствии с целями и принципами ООН; 2) вносить свой вклад в сотрудничество на условиях равенства; 3) содействовать взаимопониманию, доверию, дружественным и добрососедским отношениям в условиях мира, безопасности и справедливости; 4) повышать благосостояние народов; 5) шире знакомить другие государства с собственными достижениями в экономике, науке, технике, культуре; делать собственные достижения в этих сферах достоянием других; 6) сокращать разницу в экономическом развитии.

Сотрудничество государств должно быть равноправным, справедливым, без давления и вмешательства во внутренние дела. Выгода от сотрудничества должна быть не только взаимной, а и для блага других государств, мирового сообщества.

Принцип добросовестного выполнения обязательств в международном праве:

Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников этого Совещания 1989 г. выделяет следующие принципиальные положения выполнения международных обязательств:

1. Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства: а) по Уставу ООН; б) из общепризнанных принципов и норм международного права; в) по международным договорам, которые являются действительными в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. В случае противоречий между обязательствами по международным договорам и обязательствам как членов ООН за ее Уставом преимущество предоставляется уставным обязательством.

3. Каждое государство, осуществляя свои суверенные права, в том числе и такие, как установление собственных законов и административных правил, должна обеспечить, чтобы такие законы и административные правила, так же как и практика, и политика их применения, соответствовали их обязательствам по международному праву.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств касается всех обязательств - как таких, вытекающих из международных договоров и обычаев, так и таких, которые сформулированы в обязательных решениях международных органов и организаций, международных судов и арбитражей. По этому принципу нельзя в одностороннем порядке отказаться или пересмотреть международное обязательство.

Принцип добросовестного выполнения обязательств является критерием законности деятельности субъектов международного права. Его добросовестная реализация - основное условие стабильности и эффективности международного правопорядка.

В современном международном праве произведено достаточно эффективные институциональные механизмы соблюдения принципа добросовестного выполнения международных обязательств, в частности взаимные консультации, переговоры, суды, третейские суды и т.д.



Назад