Электронная онлайн библиотека

 
 Международное частное право

2. Государство, как основной субъект международного права. Украина, как субъект международного права


Согласно ст.1 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств от 26 декабря 1933 г., государство как лицо международного права должна иметь: постоянное население, определенную территорию, правительство, способность вступать в отношения с другими государствами.

Однако в современном международном праве речь идет о три основные составляющие государства: территория, население, публичная власть, под которой понимается суверенная власть (над ней не может быть никакой другой власти). Кроме того, публичная власть должна быть эффективной (легитимной). Хотя это оценочное понятие, и поэтому ссылки на эффективность не всегда позволяет решить вопрос о правосубъектность государства.

Все государства равноправные и обладают суверенитетом. Однако в международном праве преобладает мнение, что абсолютного суверенитета не существует (нередко он ограничивается с целью обеспечения прав человека, обеспечения безопасности и др.). Юридическое равенство государств как субъектов международного права означает, что никто не может навязывать свою волю, обязанности без ее согласия. Государства в одностороннем порядке могут признать свой правовой статус. Например, отказываясь от определенных союзов, не желают вступать в определенные международные относить и этим самым сужают круг своих прав и обязанностей или провозгласить статус нейтрального государства (Швейцария, Австрия, Лаос, Мальта и др.), объявить себя безядерною государством и др.

Государства имеют право:

  • заключать международные договоры;
  • участвовать в деятельности международных организаций;
  • поддерживать дипломатические, консульские и иные связи;
  • выступать стороной в Международном суде ООН;
  • в случае необходимости правомерно применять силу в соответствии с Уставом ООН.

Кроме того, согласно проекту Декларации прав и обязанностей государств государства имеют следующие права: право государства на осуществление юрисдикции на своей территории и над всеми лицами и вещами, находящихся в ее пределах, с соблюдением признанного международным правом иммунитета; право государства на независимое и свободное осуществленным всех своих законных прав; право на индивидуальную и коллективную самооборону против вооруженного нападения; право наравне с другими государствами права; право на участие в международных договорах; право требовать разрешения споров мирными средствами и обязанность самом уважать это право и др.

Обязанности государств: мирного разрешения международных споров, воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств; воздерживаться от оказания помощи другому государству, которое не выполняет главного обязанности воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким другим образом, несовместимым с международным правом, или против которой ООН принимает меры предупреждения или принуждения; уважать права человека; воздерживаться от признания территориальных захватов другого государства, которые добыты в нарушение действующего обязательства не применять силу; добросовестно выполнять свои международные обязательства; воздерживаться от подстрекательства междоусобиц на территории другого государства; устанавливать на своей территории такие условия, которые бы не угрожали международному миру, и др.

В международных отношениях государство представлена системой органов и должностных лиц. В случае нарушения международно-правовых обязательств государство как субъект международного права несет международно-правовую ответственность, независимо от того, какой ее орган или должностное лицо своим поведением нанесли вред международному праву. Наряду с международно-правовой ответственностью государства к международной уголовной ответственности могут быть привлечены должностные лица.

Разная по объему международная правосубъектность в простых и сложных государств. Законодательство многих федеративных государств признает сегодня за членами федерации право внешних сношений (право заключать международные договоры, обмениваться представительствами и т.п.). Некоторые члены федерации (например, России) вообще не имеют права самостоятельного выхода в межгосударственную сферу (тогда как законодательно за ними признается суверенитет). В случае необходимости государства могут заключать международные договоры о сотрудничестве своих территориальных единиц. Например, Украина является участником Европейской хартии местного самоуправления 1985 г., Европейской рамочной конвенции об основных принципах трансграничного сотрудничества между территориальными сообществами и властями 1980 г. и Протокола № 2 к ней 1998 г. и др.



Назад