Электронная онлайн библиотека

 
 Международное частное право

3. Понятие территориального верховенства и неприкосновенности государственных границ


Территориальное верховенство является составной частью государственного суверенитета. Как провозглашается в ст.2 Конституции Украины, суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию. В международном праве это называется территориальным суверенитетом.

Территориальный суверенитет - это право государства осуществлять исключительную юрисдикцию в отношении всех лиц и предметов на своей территории, а также право не допускать на своей территории деятельности любого другого государства или организации. Правда, в ряде случаев государство имеет право осуществлять свою юрисдикцию в отношении лиц и действий, выполненных за пределами своей территории. Различают юрисдикцию, что приказывает, то есть право выдаваемые обязательные нормы; правоприменительную - право применять правительственные или административные санкции к физических или юридических лиц; юрисдикцию принудительного осуществления - правозастосувальні меры принуждения для обеспечения реализации норм.

Правовые основания изменения государственной территории - это установленные в международном праве способы приобретения или потери государством своей территории.

Современный перечень правовых основ изменения государственной территории базируется на запрете использования с этой целью силы или угрозы силой. Это означает, что территориальные изменения не должны подвергать угрозе или нарушать международный мир и безопасность. Исключениями являются национально-освободительные войны, ведение которых международным правом пока не запрещено и в результате которых могут происходить территориальные изменения.

Действующее международное право признает такие общие правовые основания изменения государственной территории: самоопределение, цессия, эффективная оккупация, давность владения, аренда. Не могут быть признаны правомерными такие способы изменения государственной территории, как аннексия, военная оккупация.

Самоопределение основывается на принципе равноправия и самоопределения народов, закрепленного в п.2 ст. 1 Устава ООН, а также в ст.1 обоих Международных пактов о правах человека 1966 г. Но любые попытки территориальных изменений, которые основываются на принципе самоопределения, вызывают серьезные трудности и нередко заканчиваются вооруженным конфликтом.

Основная проблема при изменении государственной территории на основе самоопределения связана с юридическим неопределенностью субъекта этого права и с коллизией принципов самоопределения и территориальной целостности государства. Эта коллизия решена только в отношении колониальных и зависимых народов - они имеют право бороться за свободу и независимость, свободно определять свой политический статус без вмешательства извне и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.

В Декларации принципов международного права сказано, что каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности государства. Поэтому становится понятной позиция иностранных государств на этапе распада СССР: право выхода союзных республик из состава Союза признавалось только с согласия самого СССР. Такой подход, конечно, противоречит естественно-правовой основе права на самоопределение как права народа самостоятельно распоряжаться своей судьбой.

В случае самоопределение с целью создания государства народу, что самоопределяется, должен принадлежать территория, на которой он проживает и в пределах которой оказывается его экономическая, социальная и культурная самобытность, что характеризует этот народ как субъект самоопределение. При самоопределении не должно возникать вопрос о возмездность приобретения этой территории государства, которое осуществляет на ней территориальное верховенство. Право на самоопределение не может оговариваться согласия других субъектов федерации, а также наличием в территории, на которой происходит самоопределение, внешних границ с другими государствами.

Цессия - это передача территории одним государством другому на основании публично-правового международного договора. Приватноправовий договор цессии не влечет изменения публичного титула государственной территории. Цессия может быть відплатною и безвозмездный. Відплатна цессия может иметь форму купли-продажи либо обмена территориями. В случае отплаты цессии презюмується равноценность компенсации. Безвозмездная цессия осуществляется в форме дарения. Цессия может быть полным и неполным. Полная цессия означает полный и окончательный переход территории под суверенитет другого государства. Неполная цессия (аренда) не связана с безвозвратной потерей государством переданной территории.

Аренда территории - один из способов, которые чаще всего встречаются в действующем международном праве, временной передачи территории одним государством другому на основании международного публично-правового договора аренды. Аренда государственной территории в любом ее виде является хотя и специфической, но все же изменением государственной территории, потому что государство-арендодатель на время частично теряет свой суверенитет в отношении такой территории, а государство-арендатор временно его приобретает.

Оккупация - способ приобретения территории, которая никому не принадлежит. Оккупация была чрезвычайно распространена в эпоху великих географических открытий. В современной международно-правовой практике споры, связанные с эффективной оккупацией, довольно редки.

Давность владения - это длительный и мирный публично-правовой контроль над территорией, что можно расценивать как осуществление суверенитета де факто при отсутствии встречных домогательств со стороны других государств. Общепризнанно, что, если действия, которые породили давность владения, противоправные, права на территорию не возникают.

Противоправные изменения государственной территории

Не являются правовыми основаниями для изменения государственной территории аннексия, военная оккупация. Будь-какие территориальные изменения, возникшие на основании или в результате аннексии или военной оккупации, должны быть признаны юридически недействительными.

Аннексия - насильственное присоединение территории одного государства на территории другого. На протяжении почти всей истории человечества она была основным видом приобретения территорий и считалась правом победителя. Запрет анексий связана с отказом от войны как средства решения международных споров в Парижском договоре 1928 г. и закреплением в международном праве, в первую очередь в Уставе ООН, гарантий целостности государственной территории. Однако попытки анексий в современном мире не исчезли, хотя и встречаются нечасто.

Военная оккупация - это временное увлечение вооруженными силами одного государства территории другого. Военная оккупация, независимо от ее продолжительности, не создает правовых основ для изменения государственной территории.



Назад