Электронная онлайн библиотека

 
 Международное частное право

3. Процедура принятия международных договоров


Процедура принятия международных договоров:

а) подготовка текста договора;

Договорная инициатива - это предложение одной или нескольких государств заключить международный договор для урегулирования определенных отношений между собой. Обычно сторона выступила с таким предложением, и представляет проект будущего договора. Если предложение находит отклик, заинтересованные стороны определяют совместные мероприятия по подготовке текста международного договора.

Согласно Венской конвенции 1969 г. понятие "заключения международного договора" - это составление и принятие текста договора, установление подлинности текста, подписание договора, ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность договора, обмен или депонирование ратификационных грамот (ст. 6-25 Конвенции). Некоторые из этих процедур определяются не только конвенции, но и внутренним законодательством.

Прохождение всех стадий - необязательное условие заключения договора, но ряд из них являются необходимыми.

Выяснение полномочий. Действия по заключению международного договора выполняют уполномоченные на это лица. Представители государств должны предъявить соответствующие полномочия (п/п (а) п. 1 ст. 7 Венской конвенции 1969 г.), или они могут быть признаны таковыми, если «из практики соответствующих государств или других обстоятельств следует, что они намерены рассматривать такую личность как ту, что представляет государство для этой цели, и не требовать предъявления полномочий» (п/п (б) п. 1 ст. 7 Венской конвенции 1969 г.). Полномочия (как на все стадии заключения договора, так и на любую определенную стадию) выдаются согласно внутреннему законодательству государства, представляемого лица.

Некоторые лица считаются такими, которые представляют государство по своей должности. Таким лицам издание специальных полномочий не нужно. В соответствии с п. 2 ст. 7 Венской конвенции 1969 г. такими лицами являются: а) главы государств, главы правительств и министры иностранных дел - с целью осуществления всех актов, касающихся заключения договора; б) главы дипломатических представительств - с целью принятия текста договора между государством, что аккредитует, и государством, при которой они аккредитуются; в) представители, что уполномоченные государствами представлять их на международной конференции, в международной организации или в одном из ее органов, - с целью принятия текста договора на такой конференции, в такой организации или в таком органе. С этим положением Конвенции корреспондируют соответствующие положения ст. 6 Закона Украины «О международных договорах Украины».

Международная практика позволила наработать три основные организационно-правовые формы подготовки согласованного текста договора: обычные дипломатические каналы, международные конференции и международные организации. Как правило, текст договора отрабатывается в рамках одной из этих форм. Бывают случаи, когда один и тот же договор во время подготовки проходит все три стадии. На международных конференциях и в международных организациях текст договора принимается в соответствии с их процедурами.

б) принятие текста международного договора и установления его аутентичности;

Во время разработки текста и осуществление иных действий (парафирования и др.) представитель должен действовать строго в рамках выданных полномочий; если лицо действовала за пределами своих повнова жень или не была должным образом уполномоченным, акты, которые она совершила, не имеют юридической силы, если только они в дальнейшем не подтверждены государством или организацией, которая уполномочила это лицо (ст. 8 Венской конвенции).

В международных организациях текст договора принимается единогласно; на международных конференциях - голосования за него двух третей членов этой организации.

Разработан и согласован текст международного договора считается аутентичным, то есть окончательным, если он подписан сторонами, которые принимали участие в его составлении (принятии текста). Подписание может иметь по крайней мере три формы: парафирования, подписания ad referendum и просто подписания. Парафирование - это предварительное подписание, которое осуществляется путем проставления уполномоченными лицами на тексте договора своих инициалов; подписания ad referendum значит подписания при условии, к осуществлению определенного события, чаще всего при условии ратификации, что должно произойти.

Относительно просто подписания, то здесь сталкиваются с соблюдением условий альтернату, то есть старшинства. Сегодня правила альтернату сводятся к следующему: в многостороннем договоре подписи ставятся согласно латинского алфавита; в двустороннем - стороны подписывают его в строку, и на одном экземпляре договора одна сторона подписывает слева, другая - справа, на другом экземпляре подписи ставятся в обратном порядке. Обычно договор датируется. Дата соответствует дню подписания, а для многосторонних договоров, принятых на конференциях или в международных организациях, - дню принятия голосованием. В случае, когда договор подлежит ратификации, дата не имеет никакого значения, поскольку в таких случаях добавляется дата вступления договора в силу.

в) выражение согласия на обязательность международного договора.

Кроме подписания, в ряде случаев договор подлежит ратификации. Ратификация - это подтверждение договора компетентным органом государственной власти. Конечно это законодательный орган. Поэтому в каждой стране устанавливается своя процедура и способы ратификации, но они должны соответствовать условиям, изложенным в ст. 14 Венской конвенции 1969 г.

Конвенция 1969 г. ввела положения, согласно которому государство обязано воздерживаться от любых действий, несовместимых с договором, если ратификация его "слишком задерживается или если ратификация не состоится (ст. 18).

Ратификация подтверждается ратифікаційною грамотой, которую В Украине подписывает Председатель Верховной Рады за связью (подписью) министра иностранных дел.

Ратификация международного договора - заключительная стадия его заключения. После этого договор вступает в силу. Но акт ратификации в государствах-участницах может происходить не одновременно, и это может привести к ситуации, когда один участник будет считать себя связанным договором, а другой, где ратификация еще это состоялась, себя связанным считать не будет. Поэтому стороны обмениваются ратификационными грамотами, и день обмена становится днем вступления договора в силу.

Известно, что Венская конвенция о праве международных договоров вступило в силу через десять лет после ее принятия. Другой, почти курьезный пример: Гаагская конвенция о гражданстве 1930 г. по этой же причине вступило в силу через 43 года. Конвенция 1969 г., считает период между подписанием и ратификацией периодом "ограниченной свободы", когда государство не имеет права делать ничего, что нарушало бы договор. Между подписанием и ратификацией возможен значительный разрыв во времени. Нередко это вызывается политическими соображениями: одна из сторон использует промедление для оказания давления на другую сторону. Но определить время ратификации стороны, как правило, не могут. Иногда это компенсируется заявлением, что стороны будут стремиться к ратификации в кратчайшее время. Такое заявление может содержать текст договора. Указание срока ратификации не отвечает требованиям международного права, согласно которым подписания договора под условием его ратификации не означает обязанности ратифицировать договор. Только Устав Международной организации труда обязывает своих членов представлять компетентным органам государства для ратификации подписанных в рамках этой организации сделки.

Отказ в ратификации означает, что государство не связана с положениями данного договора, словно и не заключала его.

Во время заключения договора в международной организации или на международной конференции стороны оговаривают момент вступления договора в силу определенным количеством ратификаций - третью участников, половиной. Известно, что Венская конвенция о праве международных договоров вступило в силу через десять лет после ее принятия. Другой, почти курьезный пример: Гаагская конвенция о гражданстве 1930 г. по этой же причине вступило в силу через 43 года. Ратификационные грамоты сдаются одному из участников договора, который именуется депозитарием международного договора. Его функциями являются также хранение самого договора, приложений к нему, ратификационных грамот, уведомление участников о количестве сданных ратификационных грамот и о вступления договора в силу, когда это количество достигнет установленного числа. Депозитарий выдает заинтересованным сторонам необходимые им копии самого договора и приложений к нему, сообщает о присоединении.

В тех случаях, когда участник международного договора не согласен с кем-какой частью договора, которая, однако, не исключает его участия в договоре, он имеет право обнаружить эту несогласие путем заявления предостережение. Заявление предостережение - суверенное право каждого государства. Предостережение можно заявить в любой стадии заключения международного договора. Заявление предостережение недопустима в двустороннем договоре, а также если предостережение запрещено самим договором или если договором предусмотрено право делать только определенные оговорки, в которых данное не принадлежит, или когда оговорка недопустимо с точки зрения объекта и цели договора (ст. 19 Венской конвенции 1969 г.).

Для заявления предостережение согласие других участников договора не требуется. Но Венская конвенция установила, что оговорка считается принятым другими участниками, если в течение 12 месяцев со дня его заявления они не выразили против него возражений. Государство, которая заявила предостережения, признает договор не в целостности, а лишь в той части, которой оговорка не касается. Для всех же остальных государств договор действует в полном объеме.

Государство, которое не соглашается с оговоркой, имеет право заявить возражение против него, и возражения также является суверенным правом, как и право на оговорки. Венская конвенция не исключает возможности действия договора между государством, что заявила предостережения, и той, которая заявила против него возражения, "если государство, которое отрицает, определенно не заявит о противоположном намерении". Следовательно, при наличии такого намерения договор между этими двумя участниками не будет действовать; между государством, которая заявила предостережения, и теми участниками, которые не протестовали против него, договор является действующим, за исключением тех положений, которые вызвали предостережение, а между всеми другими пин действует в полном объеме.

Участник договора, который заявил оговорки, может его снять, что также является его суверенным правом.

Договоры, которые не нуждаются в ратификации, утверждаются. Согласно законодательству Украины межгосударственные договоры Украины утверждаются Президентом Украины, о чем принимается указ. Межправительственные договоры утверждаются правительством Украины, о чем принимается постановление; межведомственные - в порядке, установленном правительством Украины. Присоединение к международным договорам осуществляется в таком же порядке, при этом, в случае необходимости ратификации такого договора, решение о присоединении принимает Верховная Рада в виде закона. Если нет необходимости ратификации, - указом Президента, постановлением правительства, в зависимости от уровня договора.

г) Регистрация и опубликование международных договоров.

Международные договоры, вступившие в силу, подлежат регистрации и опубликованию. Для этого их отправляют в Секретариат ООН "для хранения в делах и занесения в перечень" (ст. 80 Конвенции 1969 г.). Хотя регистрация и опубликование не принадлежат к процессу заключения международного договора, они имеют весьма важное значение. В соответствии со ст. 102 Устава ООН "любой договор и любое международное соглашение, заключенное любым членом Организации после вступления в силу данным Уставом, должны быть при первой возможности зарегистрированы в Секретариате, и он должен их опубликовать" . Указанные международно-правовые акты оказались необходимыми, ведь публикация договоров вела к исключение того, что называлось "тайной дипломатией", то есть заключения тайных договоров. Неопубликованные международные договоры не признаются органами международного правосудия, прежде всего Международным Судом ООН, и ссылаться на них во время спора стороны не имеют права



Назад