Электронная онлайн библиотека

 
 Международное частное право

2. Общая характеристика мирных средств разрешения международных споров


Действующее международное право не знает немирних (силовых) средств урегулирования международных споров. Об урегулировании споров с помощью силы можно говорить, например, в политической плоскости. С правовой точки зрения каждый случай применения силы (в частности, военной) относительно другого государства может быть правомерным, прежде всего как ответ на нарушение международно-правовых обязательств, или неправомерным, то есть составлять правонарушения. В каждом из этих случаев применяются нормы, регулирующие использование силы в международных отношениях.

В действующем конвенционного международном праве определение понятия «мирный средство, метод, процедура) решения (урегулирования, разрешения) международного спора» осуществляется путем приведения перечня конкретных мирных средств или же отмечается, что это средства, которые исключают применение принуждения в любой форме. Средство решения международного спора - это определенная последовательность действий сторон международного спора и других субъектов международного права (процедуру), на которую согласились стороны спора и реализация которого призвана привести к урегулированию спора, то есть устранить объективно выраженный конфликт спорных позиций сторон по вопросам, которые составляли его предмет.

Общее международное право не обязывает государства обращаться к конкретному средства разрешения споров и предоставляет государствам - участникам спора право свободно выбирать средства ее решения. Устав ООН закрепил этот принцип в ч. 1 ст. 33: стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору.

В международно-правовой доктрине наиболее распространенным является деление мирных средств разрешения международных споров на дипломатические (политические) и правовые (судебные). В дипломатических принадлежат переговоры, добрые услуги, посредничество, обследования и примирения, к правовым- арбитраж и судебный порядок. Основные отличия этих двух типов средств разрешения споров заключаются в следующем: а) правовым средствам присуще принятия решения на основе международного права; политическое средство позволяет слишком вольное толкование международного права или установления спорными сторонами новой нормы, а потому компромисс сторон является необходимым условием; б) правовое средство предусматривает прозрачные и публичные процедуры, третья сторона является независимой от постороннего влияния, прежде всего спорных сторон; для политических средств конфиденциальность обычно является условием достижения решения, поскольку политическая воля сторон чрезвычайно зависима от общественного мнения; в) решение, предложенное в результате применения правового средства, всегда юридически обязательное для сторон; решение, достигнутое в рамках политического средства, преимущественно является рекомендательным.

а) переговоры и консультации;

Двусторонние или многосторонние непосредственные переговоры между сторонами спора является самым распространенным и эффективным средством урегулирования международных споров. Переговоры используются для урегулирования почти каждого спора, по крайней мере как начальная стадия. Во многих международных договорах о мирное разрешение споров переговоры стоят на первом месте среди других мирных средств.

Переговоры - чрезвычайно гибкий средство: их формат, уровень, продолжительность и другие параметры могут быть установлены для нужд конкретной ситуации, а споры могут решаться как на основании действующего международного права, так и путем создания новых норм. Переговоры позволяют устранить нежелательное вмешательство третьих сторон в спор. В то же время это средство имеет существенные недостатки: более сильная сторона имеет возможность осуществлять давление на более слабую сторону; переговоры могут завершиться безрезультатно; достигнута договоренность может быть юридически необязательным.

Разновидностью переговоров является консультации. Они, как правило, используются для продления установленных контактов. К консультаций обращаются тогда, когда необходимо возобновить переговоры в связи с обстоятельствами, которые возникли вновь. Как отмечается в Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой сфере от 5 декабря 1988, p. государствам следует использовать консультации для того, чтобы лучше понимать взгляды, позиции и интересы друг друга.

б) Добрые услуги и посредничество.

Цель этих средств - способствовать начала переговоров между сторонами и достижению договоренности относительно урегулирования спора. Эти средства могут использоваться государствами, международными организациями, частными лицами (авторитетными общественными деятелями) индивидуально или коллективно.

В отличие от посредника, лицо, которое оказывает добрые услуги, не участвует в переговорах и не предлагает пути решения спора, ее главная задача - помочь спорным сторонам вступить в переговоры, после чего ее миссия заканчивается. Предложения лица, что предлагает добрые услуги, не являются обязательными для сторон спора и могут быть отклонены ними.

Посредник занимает более активную позицию благодаря тому, что стороны соглашаются на его участие в переговорах. Посредник может получить право управлять переговорами и предлагать варианты решения спора, которые, однако, не имеют обязательной силы. Отказ сторон спора от предложенного варианта не считается недружественным актом.

в) международные следователи и примирительные комиссии;

Случается, что суть спора сводится к разного понимания фактических обстоятельств, ставших основанием для спора. Беспристрастный авторитетное заключение относительно истинного состояния фактической стороны спора позволяет ускорить его урегулирования, прежде всего вследствие устранения неопределенности относительно круга норм международного права, подлежащие применению к спору. Это можно сделать путем создание самыми спорными сторонами на паритетных началах органа, что в соответствии с установленной процедурой примет вывод о фактические обстоятельства спора (следственной комиссии) или же на основе результатов расследования предложит пути решения спора (согласительной комиссии).

Международные следственные комиссии образуются в случае возникновения разногласий в оценке фактических обстоятельств дела. Следственные комиссии призваны выяснять вопрос факта с помощью бесстрастного и добросовестного расследования. Для образования такой комиссии стороны, которые спорят, должны заключить особое соглашение, которым определить объем полномочий, местонахождение, порядок и срок образования. Для участия в работе комиссии стороны могут назначать представителей или адвокатов, которые будут преподавать позицию сторон, которые спорят, и ее поддерживать. Следственные комиссии могут допрашивать свидетелей, исследовать фактические обстоятельства путем изучения документов и фактов, вызвать экспертов и т.п.; стороны, которые спорят, обязаны способствовать этому. Результатом работы комиссии является доклад, которую она составила и которая должна ограничиваться установлением фактов. Стороны имеют право воспользоваться фактам докладе на собственное усмотрение.

Примирение как процедура регламентирована Конвенции по примирению и арбитражу в рамках НБСЄ (теперь - ОБСЄ), которая является приложением к Результатам Совещания с БСЄ о мирное урегулирование споров, которая состоялась в Женеве 12-23 октября 1992 г. Целью примирения является оказание помощи сторонам в споре в поисках урегулирования в соответствии с международного права и их обязательств в рамках ОБСЄ. Для этого образуется Комиссия по примирению с мировых посредников, которая после изучения всех аспектов спора составляет доклад с предложениями по его мирному урегулированию. В течение тридцати дней стороны должны определить свое отношение к предложениям доклада - или согласиться с ними, или не согласиться.

Разновидностью следователей и согласительных комиссий является институт пограничных представителей. В соответствии со ст. 21 Закона «О государственной границе Украины» от 4 ноября 1991 г.1 для решения вопросов, связанных с поддержанием режима государственной границы Украины, выполнение международных договоров по этому вопросу, создание условий для мирного разрешения пограничных конфликтов и инцидентов на определенном участке государственной границы Украины с личного состава Государственной пограничной службы Украины назначаются пограничные представители Украины, а также их заместители.

Обычно следственные и согласительные комиссии не полномочиями принимать юридически обязательные решения для сторон спора. Впрочем на сегодня действуют и такие международные договоры, предусматривающие обязательность их решений (например, ст. 45 Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 г.).

г) международный арбитраж и судебное разбирательство;

Международный арбитраж. Это средство зарекомендовал себя как эффективный инструмент решения межгосударственных споров, в частности достаточно сложных, обремененных серьезным международным противостоянием сторон. В последние десятилетия распространилась практика предусматривать арбитражное урегулирование споров как средство урегулирования возможных споров относительно толкования и применения международных соглашений. С другой стороны, количество обращений к этому средству заметно уменьшилась.

Обращение в арбитраж является добровольным, осуществляется путем заключения спорными сторонами особой международного соглашения, что называется компромиссом. В ней стороны регламентируют: порядок определения состава арбитров; предмет спора; компетенцию арбитража; процедуру рассмотрения дела; характер и источники норм, на основании которых должно быть принято решение; порядок вынесения решения; юридическую обязательность решения.

Если компромисс заключается после возникновения конкретного спора, имеет место арбитраж ad hoc. Также возможна предварительная договоренность о арбитраж как способ урегулирования потенциального спора, что закрепляется в договоре по определенному вопросу или в специальном договоре об арбитраже. В этом случае имеет место постоянный арбитраж. Его юрисдикция может быть обязательным или факультативным (добровольной). Отдельно следует отметить Постоянную палату третейского суда, созданную на основании Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов о мирном решении международных споров. Для каждого спора, что передается на решение Палаты, стороны заключают компромисс и выбирают арбитров из перечня лиц, что формируется государствами - участниками Конвенций.

В состав арбитров могут назначаться лица, которые имеют квалификацию, необходимую для назначения в своих странах на высшие судебные должности, или являются юристами, которые имеют признанной компетентностью в области международного права. Арбитры назначаются сроком на шесть лет и с правом переизбрания еще на один срок. Решение арбитражного суда принимаются большинством голосов.

Арбитражный суд имеет право рассматривать все споры, которые передали ему на рассмотрение, но может исключить из своей компетенции споры относительно территориальной целостности государства, его национальной обороны, права на суверенитет над сухопутной территорией и некоторые другие.

В соответствии со статьей 30 Конвенции суд решает споры согласно международному праву или, с согласия сторон, или на основании справедливости и доброй воли.

Международные суды. Теория использует для определения всего разнообразия существующих международных судов родовое понятие международный судебный орган (или международная судебная учреждение.

Международный Суд ООН является одним из главных органов ООН (п. 1 ст. 7 Устава ООН). Ст . 92 Устава определяет его как главный судебный орган ООН. Международный Суд создается и действует на основе Устава, который является неотъемлемой частью Устава ООН.

К ведению Суда относятся все дела, что ему передадут стороны, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими международными договорами. Сторонами по делам, которые рассматриваются Международным Судом, могут быть только государства. Решение Суда основаны на международном праве, которое Устав Международного Суда определяет как составленное из международных конвенций, международных обычаев как доказательство общей практики, признанной за правовую норму, общих принципов права, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов (ст. 38). Международный Суд действует на постоянной основе.

Международный Суд состоит из пятнадцати членов. Они избираются сроком на девять лет Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности одновременно, причем при избрании судей в Совете Безопасности принцип единогласия не действует. Для кандидатов в судьи используют те же критерии, что и для арбитров. Кандидаты выдвигаются национальными группами государства, не больше четырех, а в Суде не может быть более двух судьи от одной страны. Судьи не представляют свое государство, а действуют "в личном качестве". Поэтому если рассматривается спор между государствами, гражданами которых являются назначенные судьи, это не дает оснований, чтобы они уступили место другим судьям. Если судья перестает удовлетворять поставленные требования, то по единодушному мнению всех судей он может быть освобожден с должности. Судьи пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Местонахождению Суда является Гаага (Нидерланды). Суд рассматривает дела в полном составе, но кворум в девять судей считается достаточным для создания судебного присутствия. В отдельных случаях Суд вправе образовывать камеры, где количество судей может быть меньше чем девять, - три или больше.

В Суд могут обращаться не только государства - члены ООН, но, как видим со ст. 35 Устава, п. 1 ст. 93 Устава ООН, и не являющиеся членами этой организации. Для обеспечения доступа к Суду государств - неучасниць Устава Суда Совет Безопасности резолюцией от 15 октября 1946 г. установила специальную процедуру. Для этого заинтересованное государство должно депонировать в секретариате Суда декларацию общего или частичного значение. Общего - означает признание юрисдикции Суда в отношении всех споров, которые возникли, или тех, что еще могут возникнуть; декларация частичного значение - только для конкретной справи7.

К ведению Суда относятся все дела, которые ему передадут стороны, в том числе толкования международных договоров любого вопроса международного права, наличия факта, установление которого будет свидетельствовать о нарушении международного обязательства, характера и размеров возмещения, принадлежащего за нарушение международного обязательства. Кроме того, на основании п. 1 ст. 96 Устава ООН по запросу Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности Суд может дать консультативное заключение по любому юридическому вопросу. Такой же вывод Суд может дать за вопросом других органов ООН, которым Генеральная Ассамблея даст разрешение.

Суд не имеет обязательной юрисдикции, то есть дела не могут рассматриваться без специального обращения заинтересованных государств. Только при наличии обращения, причем обращение всех сторон, участвующих в споре, Суд имеет право возбудить дело. Согласование на юрисдикцию Суда может быть разовым, то есть для данного дела, или для всех правовых вопросов, или из всех вопросов, возникающих в рамках данного союза или организации.

Решение Суда окончательны и обжалованию не подлежат. Если сторона уклоняется от выполнения решения суда, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности, которая имеет право сделать соответствующую рекомендацию или принять меры для обеспечения выполнения решения Суда.

Вместе с тем в литературе отмечается, что государства с большой неохотой обращаются в Суд, отказываются от явки в Суд, произвольно исключают некоторые вопросы из сферы юрисдикции Суда. Этому способствуют ряд факторов, в том числе медлительность деятельности Суда. Так, рассмотрение известной дела о Юго-Западную Африку продолжался 6 лет; такой же время - спор между Испанией и Бельгией. И хотя в последние годы были предприняты меры по сокращению сроков рассмотрения дел, считают, что ощущается кризис Международного Суда.

Рядом с Международным Судом ООН существуют региональные судебные органы. К ним относится Европейский суд, функции которого состоят из исполнение роли арбитра в спорах между государствами-членами и Обществом, обеспечение одинакового толкования и применения права Общества и др. Однако этот суд не служит альтернативой немирному разрешению споров. Его скорее можно рассматривать как внутренний судебный орган. Хотя существует мнение, что на сегодня можно насчитать около полутора десятков международных судебных органов. Все они были созданы во второй половине XX века. Подавляющее их большинство решают споры о применении и толковании конкретного международного договора, как правило, регионального.

 

д) рассмотрение споров в региональных организациях.

Разрешение споров в международных организациях. Манільська декларация от 15 ноября 1982 г. призвал шире использовать Организацию Объединенных Наций, в частности Генеральную Ассамблею и Совет Безопасности, для разрешения споров, возникающих между государствами. Согласно п. 2 ст.11 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности. Генеральная Ассамблея может обращать внимание Совета Безопасности на ситуации, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности (п. Из ст. 11).

В частности, Совет Безопасности уполномочен на любой стадии спора рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования, она может действовать без траты времени в соответствии со своими функциями и полномочиями, особенно в случаях, когда международный спор перерастает в международный конфликт. Так, согласно ст. 40 Устава ООН Совет Безопасности может рекомендовать временные меры по регулированию спора и требовать от сторон их выполнения. Она может рекомендовать полное или частичное прекращение на определенное время экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Если Совет Безопасности примет решение, что ранее принятые меры являются недостаточными, она уполномочивается применять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, которые необходимы для поддержания или восстановления международного мира и безопасности, включая демонстрации вооруженных сил, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН. Различают операции по поддержанию мира и операции по принуждению к миру. Примером первых является расположение вооруженных сил между конфликтующими сторонами, примером вторых - операции вооруженных сил в Кувейте.

Члены ООН подают в распоряжение Совета Безопасности по его требованию необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и средства обслуживания, включая право прохода.

Возможность применения вооруженных сил для поддержания мира и безопасности", то есть фактическое нарушение мира путем применения силы с целью сохранения мира, вызывает сомнения относительно своей правомерности и целесообразности. Однако в активе ООН есть примеры эффективного и даже "новаторского" использование вооруженных сил и военных спостерігачів12. В этих случаях напоминают роль ООН в деле прекращения агрессии Ирака против Кувейта. В рамках ООН был разработан и реализован способы мирного урегулирования споров: переговоры под эгидой ООН, надзор за соблюдением условий примирения, содействие проведению свободных выборов и ин.13

Согласно Декларации от 9 декабря 1991 г. об установлении фактов для выполнения функций, связанных с поддержанием мира и безопасности, органы ООН уполномоченные направлять миссии по установлению фактов, которое должно быть всеоб'ємним, объективным, беспристрастным и своевременным. Генеральная Ассамблея и Генеральный секретарь ООН направляют миссии в контексте их соответствующих обязанностей по поддержанию международного мира и безопасности, Совет Безопасности - с целью выполнения Советом ее главного обязанности по поддержанию международного мира и безопасности.

Если государство отказывается принять миссию, ей следует, если она сочтет это необходимым, указать причину своего решения. При принятии миссии государству следует всячески сотрудничать с ней, предоставлять все иммунитеты и возможности для выполнения миссией своего мандата.

Региональные организации. Статья 52 Устава ООН поддерживает мирное решение споров в рамках региональных международных организаций, что не исключает передачи таких споров Совете Безопасности, если предприняты усилия не привели к успеху. Совет Безопасности может применять принудительные действия с использованием региональных соглашений. 9 декабря 1991 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о совершенствовании сотрудничества между ООН и региональными соглашениями или органами в области поддержания международного мира и безопасности, которая призвала Совет Безопасности сотрудничать с региональными органами и организациями в деле мирного разрешения международных споров.

В частности, мирное разрешение споров в рамках Лиги арабских государств предусмотренное ст. V ее Устава, принятого 22 марта 1945 г. В случае возникновения спора между государствами - членами Лиги, если этот спор не нарушает независимости, суверенитета и территориальной целостности государств и если стороны спорят, обратятся в Совет Лиги для его решения, то решение Совета будет окончательным и обязательным для сторон. Механизм мирного разрешения споров предусмотрен Межамериканским договору о взаимной помощи от 2 сентября 1947 г. В ст. 7 установлено, что в случае конфликта между сторонами договора его участники должны собраться для консультаций и призвать государства, находящиеся в конфликте, восстановить первоначальное состояние и принять дополнительные меры "для восстановления или хранения межамериканского мира и безопасности и для решения конфликта мирными средствами". Принят 30 апреля 1948 г. Устав американских государств посвятил мирному решению споров между его участниками специальный, IV, раздел. В ст. 21 перечислены способы разрешения споров: прямые переговоры, добрые услуги, посредничество, арбитраж и др.

К институтов более позднего времени относятся механизмы, созданные в Парижской хартии для Новой Европы, которую подписано 21 ноября 1990 г., в частности Центр по предотвращению конфликтов (CPC), роль которого заключается в содействии осуществлению консультаций и сотрудничества в отношении необычной военной деятельности, сотрудничество в отношении опасных инцидентов военного характера, выполнения других задач, которые принадлежат к урегулированию споров.

Содружество Независимых Государств (СНГ) в Уставе, который вступил в силу 22 января 1994, p. признала одной из своих целей содействия мирному разрешению споров и конфликтов между членами Содружества. Для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе, государства СНГ помогают друг другу в их урегулировании. Для справедливого мирного решения своих споров они должны использовать переговоры или достигать договоренности о надлежащей альтернативную процедуру. Если таким образом спор не будет урегулирован, они могут передать его в Совет глав государств СНГ. Совет может рекомендовать надлежащую процедуру или методы его урегулирования.



Назад