Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Интенсификация учебно-воспитательного процесса


Поиски тех или иных направлений и подходов к совершенствованию организации обучения в высших учебных заведениях обусловлены потребностями и особенностями общественно-экономического развития. На протяжении веков общество удовлетворял экстенсивный (от лат. extensivus - расширяющий), связанный с количественным, а не качественным) ростом, расширением, распространением подход к организации обучения. Экстенсивный подход предусматривает достижение желаемых результатов за счет количественных факторов (увеличение сроков обучения в ВУЗАХ, количества часов на изучение отдельных учебных дисциплин и др.). На определенных этапах исторического развития такой подход удовлетворял потребности общества, но со временем исчерпал свои возможности. С развитием науки, увеличением объема информации, осложнением производственных технологий, актуализацией проблемы продуцирования интеллектуального богатства возникает необходимость интенсификации (от фр. intensifiкатион, от лат. intensio - напряжение, усилие и facio - делаю;

 

Таблица 12. Технология организации познавательной деятельности студентов на основе модульно-развивающего обучения (по А.В. Фурманом)

 

Этапы модульно-развивающего процесса

Художественная цель

Сценарная суть

Кульминационный содержание

Типичный ход учебных событий как поступательное развертывания художественного действа

 

1. Установчо-мотивационный

Психологическая установка относительно близкой и далекой перспектив изучения темы студентами, внутреннее мотивирование их змістово спроектированной учебно-розвивальної деятельности

Конкретно-ситуативный развитие коммуникативных процессов, обеспечивающих принятие и осознание студентами сущностных компонентов проблемно-диалогического поля

Одна или несколько сюжетных линий, которые проявляют познавательно-смысловые противоречия между опытом студентов (представления, знания, нормы) и новыми ситуациями, событиями, поступками, фактами

1. Экспозиция, действующие лица
и исполнители, ремарка.
2. Завязка через обострение познавательно-эмоциональных сцен (конфликты,
противоречия, факты).
3. Развитие познавательно -
информационных событий как рост заинтересованности новой
проблемной темой и психоэмоционального напряжения

 

2. Змістово-поисковый

Педагогическая поддержка непрерывной поисковой познавательной активности и самостоятельности студентов, характеризующие внутренний поиск универсальных зависимостей (законы, категории и т.п.)

Драматическое развертывания познавательно-эмоциональных событий относительно творческого поиска возможных способов (направлений) выхода студентов с проблемно-диалогического поля

Решения познавательно-смысловых противоречий в соответствии с основных сюжетных линий продуктивного поиска, что приводит к локализации познавательной проблемности и угасание учебных событий

1. Познавательно-эмоциональная
кульминация "ЧТО?".
2. Мобилизация всех возможных психосоциальных средств (материалы, инструменты,
речь, эмоции и т.д.) познавательного поиска
3. Формально-групповое
решения познавательно -
эмоционального конфликта и
относительное уменьшение психического напряжения

 

3.
Контрольно-смысловой

Педагогическое стимулирование процессов первичного осмысления научно значимого фрагмента социально-культурного опыта и внутренней организации теоретического знания

Личностное осмысление путей (способов) решения теоретических проблем и рост эмоционально-волевого напряжения относительно возможностей их профессионально-практического применения

Внутреннее снятия познавательно-смыслового конфликта и виявленнясоціально-нормативных противоречий: владение теоретическими знаниями и потребность их практического использования в общественной жизни

1. Змістово-личностный
решения познавательно -
эмоционального конфликта как
разрядка психического напряжения.
2. Угасание собственно познавательных событий, автоматизм учебных действий в
оперировании универсальными теоретическими зависимостями.
3. Нормативно-регуляційна завязка как представление
о малоосмислені широкие
возможности практического
использование полученного
теоретического знания

 

4.Адаптивно - превращу
вальный

Раскрытие нормотворческой функции (назначение) теоретического знания, то есть выработка норм, формирование умений и навыков, адаптация теоретического знания в

Развитие социально нормативной деятельности через активизацию регуляційно-волевой активности студентов, которая обеспечивает освоение социальных норм (в том числе умений)

Нормотворческий конфликт как актуальная противоречие между возможными способами конструктивного применения научного знания на практике, что оказывается в ба - гатоваріантності форм и средств его социально целесообразной организации (проекты, планы, технологии и др.)

1. Регуляційно-норма тивна кульминация, или кульминация "КАК?"
2. Нормотворческая угасания событий, уменьшение психо - регуляционного напряжение в ходе открытия алгоритмов, инструкций, программ, методик, технологий
и т.д.
3. Формально-групповая
развязка проблемы социально-практической значимости научного знания и уменьшение психорегуляціиного напряжение относительно прагматичной действенности усвоенных норм.

 

5. Системно -
узагальнюючиий

Педагогически керова не формирование целостной системы личностных знаний и норм как конструктивных компонентов ментального опыта личности с ценностно-значимым оттенком

Активизация емоціино-ценностного потенциала личности в системе приобретенного ментального опыта, что приводит к позитивным изменениям в ее мировоззрении

Конфликт личностно осмысленного значение полученных знаний и норм для ментального опыта студента и их позитивное использование в решении собственных проблем

1. Змістово-личностная развязка нормативно - регуляционного конфликта, что четко фиксирует границы социально-культурного значения научной теории.
2. Развитие внутренней драмы событий как переструк - турування ментального опыта студента средствами самоанализа и рефлексии.
3. Стоимостно-страстная завязка как самоосознания причастности к социально-культурного созидания опыта человечества.

6. Контрольно-рефлексивный

Развитие процессов творческой рефлексии, обогащения чувственно-ценностной сферы личности и ее моральное рост

Морально-нравственное самосовершенствование личности піляхом рефлексивного переструктурирование личностных знаний, норм и ценностей

Основной конфликт нравственного саморазвития - конфликт между требованиями социума и потребностями собственного самосовершенствования как осознанная противоречие между тем, каким ты есть, можешь быть и ты должен быть в обществе

1. Кульминация ценностно-этическая как внутреннее напряжение через потребность
саморазвития, то есть конфликт "ДЛЯ ЧЕГО?" и шире-"В ЧЕМ СМЫСЛ
ЖИЗНЬ?"
2. Угасание внутренней
драмы событий через этическое
переживания и моральное
прозрение относительно собственной
гуманности и человечности.
3.Відносна внутренняя
развязка ценностно-этического конфликта относительно значения полученных знаний и
норм и личностного роста студента

7. Духовно-эстетическое

Гармонизация и гуманизация взаимоотношений личности с окружающей средой через предельные чувственные переживания, внутреннее созидания личностью самой себя, а значит духовно-эстетическое обогащения ее психического мира

Духовное самосовершенствование личности как неделимое единство в возвеличенному и эстетическом переживании внутреннего развития творчества, верования и любви; пребывание на стадии внутренней гармонии чувств, ума и воли

Духовно-смысловой конфликт между глубиной погружения в внутренне охватываемый пласт социально-культурного опыта и насущной потребностью психоэмоционального высвобождения, стремлением к духовной свободы, красоты и гармонии

1. Змістово-личностная
развязка осмысленных морально-эстетических проблем через духовно-эстетические переживания и поступки - продукты собственной
творчества.
2. Угасание событий между-субъектной розвивальної
взаимодействия и, как следствие,
духовное обогащение личности смыслами, обида
мы, переживаниями.
3. Познавательно-мировоззрение
на завязка на качественно более высоком уровне самоосмысления, что дает возможность личности внутренне понять в гармонии и бесконечности
другие важные пласты социально-культурного опыта

- усиление, увеличение напряженности, производительности, эффективности учебного процесса). Интенсификация обучения предусматривает достижение желаемых результатов за счет качественных факторов, то есть путем напряжения, более эффективного использования умственных возможностей личности. Ведь в процессе традиционного обучения в рамках экстенсивных подходов возможности мозга человека используются лишь на 15-20%. Поэтому более эффективное использование возможностей и тех, кто учит, и тех, кто учится, - первейшая предпосылка интенсификации учебного процесса. Надо учитывать ряд факторов, которые в единстве и взаимосвязи могут обеспечить интенсивность, а следовательно, и эффективность обучения. Это, в частности: организация учебного процесса на научной основе с точки зрения понимания сущности обучения, его движущих сил, логики учебного процесса, форм, методов и средств обучения;

- обеспечение высокого уровня психолого-педагогической подготовки научно-педагогических кадров;

- оптимизация содержания учебного материала с точки зрения возрастных и индивидуальных возможностей студентов;

- гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса на всех его этапах;

- создание надлежащих санитарно-гигиенических условий для обучения (питание, соблюдение требований воздушного, светового, теплового режимов, гигиены умственного труда);

- широкое использование технических средств обучения, и прежде всего компьютерной техники;

- профессиональное владение преподавателями педагогическими технологиями и педагогической техникой;

- обеспечение надлежащего социально-экономического статуса педагогов в обществе.

Следовательно, обеспечение интенсификации обучения - довольно сложный вопрос. Оно далеко выходит за рамки чисто педагогических проблем, но объективные факторы социально-экономического развития диктуют необходимость интенсификации учебно-воспитательного процесса. В Национальной доктрине развития образования четко отражена идея интенсификации учебно-воспитательной деятельности путем использования факторов, которые способствуют ее реализации.

 

Литература 

АлексюкАМ. Педагогика высшего образования Украины: История. Теория. - К.: Лыбидь, 1998.

Архангельский СМ. Учебный процессе в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высш. школа, 1980.

Вербицкий АА. Активное обучение в высшей школе. - М.: Высш. школа, 1991.

Галузинский В.М., Євтух М.Б. Основы педагогики и психологи высшей школы Украины. - К.: ИНТЕЛ, 1995.

Дидактика современной школы / Под ред. В.А. Онищука. - К.: Сов. шк., 1987.

Кучинскас В.В. Эргономические основы интенсификации . учебного процесса в вузе. - Вильнюс, 1987.

Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. - Казань, 1972.

Основы дидактики / Под ред. Б.П. Есипова. - М.: Просвещение, 1967.

Современная дидактика. - СПб.: Питер, 2001.



Назад