Электронная онлайн библиотека

 
 Международное частное право

4. Региональная система защиты прав человека


Региональные международные механизмы защиты прав человека создаются на основании международных договоров отдельных групп государств, как правило, в пределах географических регионов. В настоящее время региональные механизмы защиты прав человека создан в Европе (в рамках Совета Европы - на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; в рамках ЕС - на основании учредительных договоров ЕС; в рамках ОБСЄ - согласно Хельсинским Актом 1975 г.); в Америке - согласно американской Конвенции о правах человека 1978 г.; в Африке - в соответствии с африканской Хартией прав человека 1981 г. После распада СССР в рамках СНГ также была сделана попытка создать международную систему защиты прав человека на основании Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1993 г. Региональные органы по правам человека распространяют свою компетенцию на государств - участниц соответствующего регионального международного договора о правах человека. Именования таких органов «региональными» в определенной степени условно, поскольку защита не только происходит в пределах территорий таких государств, а также распространяется на лиц, находящихся под их юрисдикцией.

Среди региональных международных органов по правам человека является судебные органы (Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека), квазисудебные органы (Комитет независимых экспертов, образованный в соответствии с Европейской социальной хартией), конвенционные органы (Европейский комитет по предупреждению пыток и унижающего достоинство обращения или наказания, образованный согласно Европейской конвенции о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания).

Европейская комиссия по правам человека создана на основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, одобренную 4 ноября 1950 г. в рамках Совета Европы. Члены Комиссии избираются от каждого государства, участвующего, но действуют в личном качестве, то есть не представляют ту страну, которая их выбрала. С жалобой (петицией) может обратиться в Комиссию любое частное лицо, группа лиц или неправительственная организация, которые считают себя жертвами нарушения прав, изложенных в настоящей Конвенции. Комиссия имеет право проводить расследование или "предоставляет себя в распоряжение заинтересованной стороны с целью обеспечения мирного урегулирования вопроса на основе уважения прав человека" (ст. 28). Если урегулирование не достигнуто, Комиссия составляет доклад, в котором излагает факты, которые она установила, и высказывает мнение по этому вопросу. Доклад направляется Комитету Министров Совета Европы вместе с предложениями Комиссии. Если дело не направляется Суд Совета Европы, Комитет Министров принимает решение о том, имело ли место нарушение Конвенции, и устанавливает период, в течение которого стороны должны принять меры, предусмотренных решением.

Суд Совета Европы состоит из судей, которые избираются в количестве, равном числу членов Совета. Правом обращения в Суд пользуются только государства и Комиссия по правам человека (ст. 44). Суд может начать рассмотрение дела лишь после того, как Комиссия признала невозможным дружественное урегулирование спора. Сторонами во время рассмотрения дела могут быть Комиссия, государство, гражданин которой является предполагаемой жертвой, государство, которая передала дело в Суд, и государство, на которую подана жалоба. Если Суд признает жалобу обоснованной, он примет решение "о справедливое удовлетворение стороны, которая пострадала" (ст. 50).

Европейский суд по правам человека. Правовой основой деятельности Европейского суда по правам человека является Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Регламент Европейского суда по правам человека. Согласно Конвенции Суд может рассматривать, во-первых, заявления государств - участниц Европейской конвенции по правам человека по вопросам нарушения Конвенции в других государствах-членах (ст. 33). Во-вторых, заявления отдельных лиц, групп и неправительственных организаций о нарушениях прав человека, которые имели место в государствах-членах (ст. 34). Порядок рассмотрения таких заявлений разный.

В случае обращения в Суд с заявлением государства - члена Совета Европы (такое обращение может быть сделано с целью защиты прав человека в другом государстве-участнике) Суд рассматривает это заявление, исследует представленные факты, а в случае необходимости может провести расследование. Государство, в отношении которого было подано заявление, должна создать все необходимые условия для установления изложенных в ней фактов.

Процедура рассмотрения Европейским судом по правам человека заявлений отдельных лиц, групп и неправительственных организаций более сложная.

Во-первых, должны быть соблюдены условия, касающиеся субъекта подачи заявления. Если это человек, то должны быть соблюдены требования, установленные ст. 1 Конвенции. Лицом считается как индивид, так и юридическое лицо. Если это группа лиц, то дело должно касаться идентичного нарушение прав всех лиц, составляющих группу. Группой могут быть признаны, например, супруги, члены организации. Если это неправительственная организация, то для ее обращение в Европейский суд в порядке ст. 34 Конвенции должны быть соблюдены условия, относящиеся к критериев «ассоциаций» (ст. 11). Во-вторых, для обращения в Европейский суд по правам человека необходимо, чтобы заявитель исчерпал все внутригосударственные средства правовой защиты своего права. Практика Суда говорит о том, что в качестве средств правовой защиты рассматриваются лишь средства судебной защиты, а также о том, что заявитель должен исчерпать не только все доступные ему в государстве средства судебной защиты, но и полноценно использовать существующее законодательство. Заявитель может обратиться в Европейский суд по правам человека, не используя всех внутригосударственных средств правовой защиты, в том случае, когда они несомненно неэффективны. Обращение к органам несудебного защиты (Уполномоченного по правам человека, прокурора, органов исполнительной власти, Президента государства и т.д.) не рассматриваются Судом как обращение к правовых средств защиты. В-третьих, заявление может быть принято, если со дня принятия последнего решения по этому делу внутригосударственными судебными органами прошло не более шести месяцев. По-четвертых, Европейский суд не рассматривает: анонимные заявления (ст. 35), но заявитель может просить не указывать его имя в случае официального опубликования результатов рассмотрения жалобы; заявления, которые однажды уже были рассмотрены Европейским судом по правам человека (ст. 35); заявления, которые являются предметом рассмотрения в другом международном органе по защите прав человека (ст. 35); заявления, несовместимые с положениями Конвенции, явно необоснованные или содержащие признаки злоупотребления правом обращения в Суд (п. Из ст. 35). Неприемлемыми являются заявления, по которым Европейский суд по правам человека некомпетентный принимать решения, например, не связанные с нарушением прав, провозглашенных в Европейской конвенции по правам человека.



Назад