Электронная онлайн библиотека

 
 Международное частное право

5. Защита прав национальных, этнических, религиозных и языковых меньшинств в международном праве


На рубеже XIX-XX веков в мире начало формироваться понимание того, что в разных государствах проживает значительное количество групп людей с присущими им языковыми, религиозными, этническими особенностями, которые стремятся сохранить их, а потому нуждаются в специальной юридической защиты.

Действующее международное право признает за лицами, принадлежащими к национальным, этническим, религиозным, языковым меньшинствам, все общепризнанные гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права человека (Международный пакт о гражданских и политических правах, ст. 2 7). В то же время международно-правовое регулирование статуса меньшинств остается в основном рамочным: отсутствует определение национальной, этнической, религиозной, языковой меньшинства, серьезной проблемой как для международного, так и национального права остается определение субъекта права меньшинства.

К специальных прав меньшинств можно отнести такие: право на существование, в том числе право на физическое существование и право на уважение к своей культурной самобытности, включая свободу от принудительной ассимиляции; запрет дискриминации лиц, которые принадлежат к национальных и других меньшинств; право на свободное сохранение и развитие культурной самобытности; право на получение соответствующей доли государственных субсидий, направляемых на обеспечение прав меньшинств, а также право получать добровольную финансовую помощь для реализации перечисленных выше прав и свобод и создавать с этой целью необходимые общественные фонды. Специальные политические права и свободы включают меньшинств: право на создание общественных организаций, в частности создание международных неправительственных организаций и участие в их деятельности; право на культурную автономию; право влиять на принятие решений, касающихся меньшинств, путем создания законодательно урегулированных механизмов; право на эффективные средства правовой защиты в случае нарушения специальных прав меньшинств; право на защиту от любой деятельности (включая пропаганду), что имеет вражеский влияние на осознание и развитие самобытности меньшинства.

Ликвидация дискриминации в отношении женщин. Только из первой половины XX в. законодательство отдельных государств под влиянием массовых женских движений начинает уделять внимание защите прав женщин.

Основные и важные общие международно-правовые акты по защите прав женщин были приняты во второй половине XX вв.: в политической области - Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.; в экономической области - Конвенция о равенстве в оплате мужского и женского рабочей силы за равноценный труд 1951 г.; Конвенция о дискриминации в области найма и работы 1958 г.; Конвенция об охране материнства 1952 г.; в области образования - Конвенция о дискриминации в области образования 1960 г.; в области семейных отношений - Конвекция о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков 1962 г. Международным актом, который обобщает международное сотрудничество в области защиты прав женщин, стала принятая в 1979 г. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. На региональном уровне частично или в целом посвящены защите женщин от дискриминации: в Европе - Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская социальная хартия, Пересмотрена социальная хартия; в Америке - Американская конвенция по правам человека, Всеамериканська конвенция по вопросам предотвращения, искоренения насилия против женщин и наказания за него.

Одним из основных принципов международной защиты прав человека является равноправие женщин и мужчин. Она заключается в запрете любой дискриминации по половому признаку и закреплена в Международном билле о правах человека и ряде других актов.

Особое значение для характеристики возможностей, предоставленных международным правом государствам для гендерного реформирования общества, имеют нормы Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Во-первых,; Конвенция закрепляет позитивные и негативные обязанности государств. Положительные предусматривают принятие определенных мер: обеспечение практического осуществления принципа равноправия (п. (а) ст. 2), принятия законодательных мер (п. (б) ст. 2), установление юридической защиты (п. (в) ст. 2). Негативные заключаются в воздержании от действий, от совершения каких-либо дискриминационных актов (п. (г) ст. 2). Во-вторых, Конвенция прямо говорит об обязанности государств по реформированию своего законодательства не только в связи с конкретными нормами Конвенции, но, что особенно важно, и таким образом, чтобы оно гарантировало равноправие. В-третьих, Конвенция позволяет государствам применять в законодательной практике как временная мера так называемую " позитивную дискриминацию (ст. 4).

Международная защита прав детей. Развитие в политической и правовой мысли общих идеалов о равные права и свободы всех людей длительное время не касался прав ребенка. Первым наиболее авторитетным документом в области защиты прав детей можно считать всеобщую декларацию прав человека 1948 г, в котором указано, что пользование основными правами человека не зависит от возраста, акцентировано внимание на необходимости особого защиты материнства и детства (ст. 25) и впервые сформулированы основные требования получения образования (ст. 26). В это же время в конвенциях МОТ были начаты международные усилия по ограничению эксплуатации детского труда. Одним из важнейших международно-правовых актов относительно защиты прав ребенка является принятая в 1989 г. Конвенция о правах ребенка, в которой сформулированы основные представления современного человечества о месте детей в обществе. С целью «рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией», согласно ст. 43 учрежден Комитет по правам ребенка.

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к этой личности, он не достигает совершеннолетия ранее»2. Основным правовым принципом защиты прав детей является равенство прав всех детей «без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, что касается самого ребенка или его семьи»3.

Права ребенка требуют специальной защиты. Как указано в Декларации прав ребенка, с целью обеспечения возможности и благоприятных условий для свободного и полноценного развития за будь-яких обставин, «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Принцип специальной защиты прав детей действует в таких экстремальных ситуациях, как, например, лишение свободы несовершеннолетнего за совершение преступления, а также в случае назначения и отбывания наказания.

Закрепляя неотъемлемость основных прав человека, международное право рассматривает детей как субъектов гражданских и политических прав в той же степени, что и взрослых. Разница заключается только в том, что ребенок требует, чтобы ею «должным образом управляли и руководили» ради осуществлении им своих прав и свобод и чтобы делали это в соответствии с развивающимися способностями ребенка»1. Вместе с тем в международном праве провозглашено некоторые специфические, так сказать, детские гражданские права: право на регистрацию, на имя, на приобретение гражданства с момента рождения. Безусловно признано право ребенка на сохранение индивидуальности и запрещено противозаконное вмешательство в эту сферу.

Международно-правовой статус беженцев. Проблема беженцев как социальное явление является одной из наиболее старых и острых и сопровождает всю историю существования человечества. В широком понимании беженцем становится любое лицо, которое пытается спастись от обстоятельств, грозящих ее жизни и поэтому оставляет место своего проживания. Почти на протяжении всей истории внимание к этим людям оставалась в сфере морали, а государства не имели юридических обязательств по защите таких людей. В XX в. государства осознали, что для защиты беженцев может быть использовано международное право.

После окончания Второй мировой войны занималась вопросами беженцев ООН. В это же время стало очевидным, что защита беженцев должно опираться на универсальный международный договор, которым и стала Конвенция о статусе беженцев 1951 г. - первый международный договор, который охватывает разные сферы жизни беженцев и гарантирует им по меньшей мере то же поведение, что и с иностранцами, а в некоторых правах уравнивает статус беженцев с гражданами страны, что дает им убежище. Существование Конвенции - это признание того, что беженцы должны иметь возможность пользоваться фундаментальными правами и свободами. Конвенция основанная на признании того, что надлежащее решение проблемы беженцев помогает избежать ситуаций, когда такие проблемы становятся причиной напряженности между государствами.

Конвенция определила в ст. 1 понятие «беженец», которое впоследствии было уточнено Протоколом 1967 г., а также закрепила перечень прав беженцев. Конвенция и Протокол формулируют основную норму в сфере защиты прав беженцев: государство не вправе высылать беженцев в те страны, где существует угроза преследования по расовому, религиозному, национальному, социальному или политическому признаку. Запрещено также безосновательно отказывать в предоставлении статуса беженца, то есть в государстве должна быть принята и соблюдена процедура рассмотрения заявления о предоставлении убежища. Конвенция направлена против ограничения прав беженцев как прав человека. В частности, это касается: запрета дискриминации; запрета применения к беженцев мер, которые государство может применять к гражданам-небіженців той же страны; обязательство предоставления беженцам национального режима в отношении свободы вероисповедания, защиты авторских и промышленных прав, права обращения в суд, обеспечение питанием, образования, предоставление правительственной помощи, трудовых прав и социального обеспечения, налогов и т.п.

Нормы, касающиеся беженцев, содержатся и в других международных документах, в частности во Всеобщей декларации прав человека, в Женевских конвенциях 1949 г., и в двух дополнительных протоколах к ним 1977 г., в ряде региональных документов, принятых ОАЄ, Советом Европы, ЕС, ОАГ. Важное значение для понимания норм Конвенции о статусе беженцев имеют заключения Исполкома УВКБ.

Координацию международных усилий по предоставлению международной защиты беженцам возложена на Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ). Управление является органом ООН и действует на основании Устава, принятого Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 428 (V) от 14 декабря 1950 г. Согласно Уставу деятельность УВКБ носит не политический, а гуманитарный и социальный характер. Поэтому предоставление защиты со стороны Управления не может зависеть от политических, религиозных, идеологических приоритетов, которые царят в то или иное время в мире или в отдельных регионах. Компетенция УВКБ распространяется на всех лиц, «которые находятся вне государства своего гражданства или, если они не имеют гражданства, вне государства своего постоянного проживания в результате обоснованных опасений преследований по признаку расы, религии, гражданства или политических убеждений и которые не могут или не желают с причины таких опасений пользоваться защитой правительства государства своей гражданской принадлежности или, если они не имеют гражданства, вернуться в страну своего предыдущего постоянного проживания».

Правовой статус УВКБ в отдельных государствах регулируют международные договоры. Согласно Закону Украины «О беженцах» 2001 г. Украина сотрудничает с другими государствами, УВКБ ООН, другими международными организациями с целью устранения причин возникновения проблемы беженцев, улучшение их материального положения и совершенствования правового статуса, а также возвращения беженцев в страну своей гражданской принадлежности (подданства) или предыдущего постоянного проживания. Между Украиной и УВКБ ООН заключен договор о статусе представительства УВКБ ООН.



Назад