Электронная онлайн библиотека

 
 Международное частное право

1. Понятие, субъекты, цели и основания международно-правовой ответственности


Вопрос об ответственности в международном праве формулируется прежде всего как вопрос об ответственности государств, поскольку именно они являются основными субъектами международных отношений и международного права. Однако постоянное расширение круга субъектов международного права приводит и к изменению круга субъектов ответственности за международным правом.

Цели ответственности: удержать потенциального правонарушителя от совершения правонарушения; побудить правонарушителя надлежащим образом выполнить свои обязательства; обеспечить пострадавшему компенсацию за нанесенный ему материальный или моральный вред; повлиять на будущее поведение сторон с целью добросовестного выполнения ими своих обязательств.

Международная ответственность - это все формы правовых отношений, которые могут возникнуть в международном праве в связи с правонарушением, что совершенное государством, - независимо от того, ограничиваются ли эти отношения правоотношениями между государством, совершившего неправомерное действие, и государством, которое непосредственно пострадала, или же они распространяются также на других субъектов международного права, и, независимо от того, ограничиваются ли эти отношения обязательством винной государства восстановить право потерпевшего государства и возместить причиненный вред, включают возможность самой потерпевшей государства и других субъектов применить к виновному государства любые санкции, предусмотренные международным правом. С учетом этого международно-правовую ответственность можно определить как обязательства субъекта международного права потерпеть определенные обстоятельства негативного характера вследствие причинения вреда другому субъекту международного права как в результате совершения международного правонарушения, так и в результате правомерной деятельности.

Субъектом ответственности может быть только государство. При этом государство рассматривается как единое целое независимо от того, какой орган государства совершил деяние, которое квалифицируется как правонарушение. Государство отвечает за все свои органы, так же как и за деяния должностных и других уполномоченных лиц. Определение системы органов государства является внутренней компетенцией этого государства. Действия должностных лиц влекут ответственность для государства независимо от того, действовали ли эти лица в пределах своих полномочий или вышли за эти рамки.

Поведение лиц рассматривается как деяние государства, если установлено, что лицо или группа лиц фактически действовали от имени этого государства (например, организация и отправка вооруженных групп и банд на территорию другого государства). Действия, которые не связаны с осуществлением прерогатив государственной власти или которые не касаются политики государства, рассматриваются как действия частных лиц и не ставятся в вину государству. Вместе с тем они также могут посягать на интересы другого государства, охраняемых международным правом (например, надругательство над государственными символами другого государства). Государство должно предупреждать такие деяния, а если они уже совершенные - наказывать виновных. Если государство не предпринимает соответствующие меры, международно-правовая ответственность наступает за бездействие ее органов. (Например, если лицо, которое имеет дипломатический ранг, находясь на отдыхе в третьем государстве, пренебрежительно высказалась относительно этой главы государства, она может отвечать как частное лицо, и за ее действия государство ответственности не несет).

Основания для ответственности делятся на юридические (нормативно-правовые и фактические.

Юридические основания - это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основании которых определенное поведение (действие или бездействие) квалифицируется как международное правонарушение. Юридические основания ответственности могут содержаться в любых источниках международного права и других актах, которые фиксируют обязательные для государства правила поведения. Ими являются правомерны, юридически действующие договоры, обычаи, правосудные решения международных судов и арбитражей (консультативные заключения в перечень не входят); обязательные акты международных органов и организаций (например, Совета Безопасности ООН), конференций и совещаний; отдельные односторонние акты государств международно-правового характера, через которые они берут на себя международные обязательства и которые признаются другими государствами (например, установление определенной ширины территориальных вод).

Фактические основания международно-правовой ответственности - это то, за что наступает ответственность. То есть это определенный юридический факт, а именно - международное правонарушение.

Решение вопроса о том, является ли действие государства нарушением международных обязательств и фактическим основанием для ответственности, зависит от наличия в ней признаков правонарушения.



Назад