Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Законы обучения, их сущность


Закон - это объективно существующий, постоянно действующий и необходимый взаимосвязь между предметами, явлениями и процессами, что вытекает из их внутренней природы, сущности. Законом в дидактике можно считать внутренний существенная связь явлений обучения, который предопределяет необходимый их проявление и развитие (И.Я. Лернер).

Практически вся история человечества сопровождается попытками найти наиболее общие, общие для всех элементов обучения, факторы, правила, закономерности. Платон, Аристотель, Квинтилиан делали попытки обобщения практики обучения в виде определенных правил. Я.А. Коменский, А. Дистервег произвели цели системы правил-рекомендаций относительно действий субъектов и факторов учебно-воспитательного процесса. Отдельные закономерности обучения сформулировал И. Песталоцци. Много руководств, рекомендаций и правил К. Д. Ушинского вполне обоснованно можно считать дидактическими закономерностями. Значительное внимание установлению і формулировке правил, принципов, законов и закономерностей обучения уделяли Дж. Дьюи, Е. Торндайк, Е. Мейман. Практически все известные теоретики педагогики пытались установить объективные связи между предметами, явлениями, факторами учебно-воспитательного процесса. Одним это удалось больше, другим - меньше. Но еще до недавнего времени ученые воздерживались от формулировки педагогических законов. В отечественной педагогике до 70-х годов прошлого века даже термины "закон" и "закономерность" употреблялись редко и осторожно открытые и задействованы в мировой практике законы и рекомендации или замалчивались, или отрицались из идеологических соображений.

Есть и объективные причины сдержанного подхода ученых и практиков педагогики к формулировки законов, действующих в сфере учебно-воспитательной деятельности. Дело в том, что педагогические законы оказываются в условиях влияния на процессы обучения и воспитания большого количества факторов, а потому не всегда дают четко определен, гарантированный результат. Они, как правило, имеют прогностический, вероятностный, стохастический характер в отличие, скажем, от физических, химических, биологических законов. Есть и такая особенность, что в социальной сфере проявления закона сложно увидеть, отследить и зафиксировать. Одни и те же факторы, закономерности педагогического процесса в различных условиях, с разными субъектами могут давать совершенно разные, а иногда и противоположные, последствия.

И все же значительная часть теоретиков педагогики (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунський, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер и др.) выделяют и формулируют педагогические законы, которые признаются и применяются практиками.

В.И. Загв'язинський группирует и характеризует законы обучения, которые имеют объективные источники возникновения и действуют в любых ситуациях учебного процесса:

-закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Он раскрывает определяющее влияние общества через социальный заказ образованию на содержание, цели, масштабы, средства, методы организации учебного процесса;

закон развивающего и воспитательного влияния обучения на учеников. И содержание и стиль общения, и характер задач - все компоненты обучения непременно влияют на формирование ориентаций, личностных качеств, духовного мира, способностей, черт характера воспитанников;

-закон предопределенности результатов обучения характером деятельности и общения учеников. Этот закон раскрывает влияние процессов, которые формируют личность, в том числе познавательных, степени самостоятельности и продуктивности деятельности учащихся на результаты обучения;

-закон целостности и единства педагогического процесса. Он отображает связь части (например факта, закона) и целого (например теории, общей научной картины мира), взаимосвязь рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного, предопределяет необходимость гармоничной интеграции предметов, смыслового, мотивационного и операционного компонентов (деятельности), овладение знаниями и развития;

-закон взаимосвязи и единства теории и практики в обучении. Он означает, что любое научное знание прямо или косвенно служит практике (да и выводится в конечном итоге из нее). Отсюда виплилває необходимость опоры на общественную практику и жизненный опыт учащихся, конкретизации и применения научных положений в практике, насколько дают возможность специфика материала, подготовленность учащихся и условия обучения;

-закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальной, групповой и коллективной учебной деятельности. Эти виды организационной деятельности могут быть разведены во времени или сочетаться, взаимопроникать; на определенном этапе каком видовые деятельности может предоставляться преимущество, но они должны не исключать, а предусматривать друг друга.



Назад