Электронная онлайн библиотека

 
 Международное частное право

1. Понятие, источники и система права внешних сношений. Органы внешних сношений


Внешние сношения - часть общей системы межгосударственных отношений и международной деятельности каждого государства, которое охватывает только официальные, поддерживаемые за помощью особых государственных органов преимущественно политические связи и отношения между государствами и другими субъектами международного права с целью осуществления их внешних функций мирными средствами в соответствии с основными принципами международного права.

Право внешних сношений является отраслью современного общего международного права, состоящий из системы юридических норм, регулирующих положение и деятельность субъектов международного права в осуществлении их внешних сношений в соответствии с основными принципами международного права.

Источниками права внешних сношений есть многочисленные международные договоры, как двусторонние, так и многосторонние, важнейшими из которых являются Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961, p. Венская конвенция о консульских сношениях 1963, p. Конвенция о специальных миссиях 1969 г. и Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., а также международные обычаи и внутреннее законодательство государств (например, количественный состав дипломатических представительств, полномочия органов государственной власти, которые вступают во внешние сношения, порядок ввоза предназначенных для дипломатических представительств предметов и освобождение их от всех таможенных сборов и т.д.).

Система права внешних сношений. Право внешних сношений - это единственная самостоятельная отрасль международного права, состоящий из таких четырех частей: дипломатическое право; право специальных миссий; дипломатическое право международных организаций; консульское право. В каждой из этих составляющих права внешних сношений есть общий предмет правового регулирования - официальная деятельность государств в международных отношениях за помощью соответствующих органов внешних сношений.

Органы внешних сношений - государственные органы, с помощью которых осуществляются связи с другими государствами и международными организациями.

Виды органов внешних сношений:

1.     Зарубежные - органы, которые находятся за пределами территории государства. Они в свою очередь делятся на:

a. Постоянные:

• дипломатические представительства государств (посольства и миссии);

• консульские представительства;

• постоянные представительства государств при международных организациях.

b. Временные:

• специальные миссии, направляемых в другие государства для участия в церемониальных мероприятиях, ведение переговоров и т.д.;

• делегации, направляемых для участия в международных конференциях;

• другие.

2.     Внутригосударственные - органы, которые постоянно находятся на территории государства. Они в свою очередь делятся на:

a. Органы, представляющие государство по всем вопросам (парламент, глава государства, глава правительства, ведомство иностранных дел)

b. Органы, представляющие государство только в одной области внешних связей (министерство внешней торговли; другие министерства и ведомства в пределах установленных законом).

В Украине внешнеполитические функции главы государства - Президента - основываются на пунктах 3, 4 и 5 ст. 106 Конституции. Он руководит внешнеполитической деятельностью, ведет международные переговоры и заключает международные договоры Украины; он принимает решение о признании иностранных государств, назначает и освобождает глав дипломатических представительств Украины в иностранных государствах и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представительств иностранных государств. В соответствии с п. 24 ст. 106 Конституции, Президент предоставляет высшие дипломатические ранги.

В зарубежных странах внешнеполитические функции главы государства зависят от формы правления: в президентских республиках и дуалистических монархиях полномочия главы государства в основном совпадают. В парламентарних республиках и парламентарних монархиях глава государства выполняет представительские функции и реального влияния на внешнеполитическую деятельность не оказывает, их реализует глава правительства. Это не меняется при других названиях должности главы правительства или главы государства, как, например, в Ливии, где фактический глава государства именуется "лидером Ливийской революции".

Конституция Украины устанавливает круг внешнеполитических полномочий парламента Украины - Верховной Рады. В частности, п. 5 ст. 85 устанавливает, что парламент определяет основы внешней политики государства, дает согласие на обязательность международных договоров Украины и денонсации международных договоров Украины (п. 32), принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины за рубежом на условиях, предусмотренных п. 23 ст. 85 Конституции.

В соответствии со ст. 116 Конституции Кабинет Министров Украины обеспечивает осуществление внутренней и внешней политики государства, внешнеэкономической деятельности.

Министерство иностранных дел Украины действует в соответствии с положением о нем и выполняет следующие функции: разрабатывает общую стратегию внешней политики Украины и предоставляет соответствующие предложения Президенту Украины; реализует внешнеполитический курс Украины; обеспечивает дипломатическими средствами защита суверенитета и территориальной целостности и другие интересы Украины; осуществляет защиту прав и интересов граждан Украины за рубежом; обеспечивает дипломатические и консульские отношения Украины с иностранными государствами и международными организациями. Министерство иностранных дел готовит проекты международных договоров, ведет их учет и хранение, способствует функционированию иностранных дипломатических представительств на территории Украины и выполняет ряд других организационных и правовых функций.



Назад