Электронная онлайн библиотека

 
 Международное частное право

2. Постоянные дипломатические представительства


a. установление дипломатических сношений;

Составным элементом дипломатического права является посольское право, что следует из международной правосубъектности государств. Посольское право разделяют на активное, т.е. право отправлять представителей в другие государства, і пассивное - право принимать дипломатических представителей других государств. Субъекты международного права на основе добровольного соглашения устанавливают между собой дипломатические отношения, которые являются высшей формой официальных отношений между государствами.

Государства имеют право разрыва дипломатических отношений, но должны это делать с обоснованных мотивов, руководствуясь чувством ответственности. Иногда поводом для разрыва дипломатических отношений служат решения международных организаций. Так, в 1946 г. Совет Безопасности ООН принял решение о санкциях, в том числе о разрыве дипломатических отношений с на экраны франкистской Испанией, деятельность которой грозила миру и безопасности. Отсутствие дипломатических отношений не свидетельствует о враждебные отношения, а их наличие не является показателем дружественных отношений; известен случай, когда в 1979 г. Китай вступил в войну с Вьетнамом, но дипломатические отношения были разорваны. Правда, официально война не была объявлена.

Разрыв дипломатических отношений не исключает их возобновления, если отпадают условия, которые привели к разрыву отношений, или меняется политическая ситуация в мире. Так, в сентябре 1973 г. значительная часть государств разорвала дипломатические отношения с Чили в связи с антигосударственным военным переворотом, но в дальнейшем, с приходом к власти гражданского правительства, эти отношения были восстановлены. В связи со сменой политического состояния возобновляются дипломатические отношения бывших социалистических стран с Израилем, которые были разорваны в результате арабо-израильской войне 1967 г.

Установление дипломатических отношений является предпосылкой основания постоянных дипломатических представительств в каждой из этих стран, что требует отдельного соглашения между ними. Количество стран, которые установили между собой дипломатические отношения, не совпадает с количеством государств, которые имеют у себя постоянные дипломатические представительства: количество первых больше, чем последних. Иногда стороны устанавливают дипломатические отношения, но с целью экономии или других причин государства воздерживаются от основания дипломатических представительств.

Практикуется и использования договоренности о выполнении дипломатических функций послами, назначенными по совместительству, то есть руководитель дипломатического представительства в одной стране одновременно представляет интересы своего государства в другой, чаще соседней стране. Такая практика называется кумуляцією миссий, ею пользуется и Украина. Например, посол Украины в Аргентине является по совместительству послом в Чили, посол в Швейцарской конфедерации по совместительству - в Ватикане и Лихтенштейне.

b. виды дипломатических представительств;

Современная дипломатическая практика использует несколько видов представительства:

• посольство - представительство первого, высшего класса;

• миссия - представительство второго класса;

• дипломатические представительства, имеющие по разным причинам другие названия и некоторые особенности организации (например, Народные бюро внешних связей в Ливии).

Согласно класса представительства в международной практике общепринятым является три основные классы глав дипломатических представительств - это послы (аккредитуются при главе государства и возглавляют посольства), посланники (аккредитуются при главе государства и возглавляют дипломатические миссии) и поверенные в делах (считается, что до института поверенных в делах обращаются за особых обстоятельств, например, если отношения между государствами не совсем дружескими. Они аккредитуются при министерстве иностранных дел). От института поверенных в делах следует отличать временных поверенных в делах, что не является отдельным классом глав дипломатических представительств, а лишь заменяют их в случае отсутствия (отпуск, вызов до своего представительства и т.п.).

c. структура и количественный состав персонала дипломатического представительства;

Структуру и количественный состав персонала дипломатического представительства утверждает Министерство иностранных дел с учетом факторов целесообразности. Но обязательно до состав дипломатического представительства входят: глава дипломатического представительства, члены дипломатического персонала (советники, секретари, атташе установленных рангов), члены административно-технического персонала (референты-переводчики, технические секретари, стенографистки, канцелярский персонал, шифровальщик, бухгалтерские работники и др.), члены обслуживающего персонала (шоферы, уборщица, повара, вахтеры и т. п.).

Советники посольства осуществляют самостоятельное руководство определенными сферами деятельности (политические, экономические, культурные), подчиняясь указаниям посла. В случае отсутствия посла его заменяет один из советников; в этот период он несет полную ответственность за деятельность дипломатического представительства и имеет статус посла. Кроме того, в состав представительства входят 1-й секретарь, 2-й секретарь, 3-й секретарь, атташе, среди которых выделяют специальных и военных. Специальные (с науки и техники, с труда, экономики, финансов) являются высококвалифицированными специалистами в данной области деятельности и работают в стране пребывания по своей квалификацией. Они должны укреплять контакты в той сфере, которая им доверена и в которой они являются специалистами. Военный атташе может быть один, представляя вооруженные силы своей страны в целом, но их может быть несколько, согласно родов войск, в том числе военно-морской и военно-воздушный. Пресс-атташе заведует вопросами прессы и информации представительства. Всех атташе иногда объединяют понятием "аташат".

Состав административно-технического персонала формируется из граждан государства, которая аккредитует. Обслуживающий персонал может быть набран из граждан страны пребывания, но принимаются на службу в дипломатическое представительство по согласию органов государственной власти этой страны.

d. Функции дипломатического представительства

Функции дипломатического представительства закреплено в ст. 3 Венской конвенции 1961 г. Важнейшими из-среди них:

• представительство государства, которая аккредитует, в государстве пребывания;

• защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и ее граждан в рамках международного права;

• ведение переговоров с правительством государства пребывания;

• выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;

• поощрение дружественных отношений между аккредитующей государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

Для выполнения перечисленных функций каждое государство пребывания должно предоставлять все возможности дипломатическим представительствам. Речь идет, например, обеспечение свободы передвижения по территории государства пребывания в соответствии с правилами передвижения; обеспечение свободы сношений дипломатических представительств с аккредитующей государством; отправки и получения официальных бумаг посредством дипломатической почты и дипкурьеров.

e. дипломатический корпус.

Совокупность дипломатических представителей в стране пребывания носит название дипломатического корпуса. Различают дипломатический корпус в узком и широком смысле. В узком - это только главы представительств. В широком - все дипломатические сотрудники, а также члены их семей: жены, незамужние дочери и несовершеннолетние дети. Принадлежность к дипломатического корпуса ведомство иностранных дел страны пребывания о дипломатической карточкой.

Дипломатический корпус - не организация, не юридическое или международная лицо, не субъект международного права. Это - совокупность дипломатических представителей (дипломатических сотрудников), которые аккредитованы в данном государстве. Дипломатический корпус выступает как коллективное объединение с протокольных приводов: государственный праздник, торжественные события в государстве или в ее руководителей. В этих случаях дипломатический корпус поздравляет или сочувствует. Дипломатический корпус возглавляет дуайенили старейшина. Конечно это глава представительства, старший по возрасту или по времени пребывания в данной стране среди глав представительства одинакового класса. В некоторых государствах им всегда есть папский нунций. Старшинство различается также среди глав дипломатических представителей - по классу или за время пребывания (вручения верительных грамот) в принимающем государстве.

f. начало и окончания дипломатической миссии.

Прежде чем назначить главу представительства, следует спросить агреман - согласие правительства принимающего государства на назначение данного лица. Запрос необходим, чтобы не допустить ошибки в назначении лица, которая нелояльна или недружественная, а потому нежелательно в стране пребывания. Агреман запрашивается в письменной или устной форме, но в условиях строгой тайне. Долгое отсутствие ответа свидетельствует, что в агремане отказано. Государство, аккредитует, не имеет права требовать мотивов отказа.

На других сотрудников дипломатического представительства получения агремана не требуется. Выдача въездной визы для них является согласием их принятия. Однако для военных, морских или воздушных атташе государство пребывания может просить заранее сообщать их имена для одобрения.

После получения агремана и официального назначения в данную страну дипломатического представителя в качестве главы представительства ему вручается верительная грамота и отзывчивая грамота его предшественника. Верительная грамота - это документ, который удостоверяет общие полномочия главы представительства. Название происходит от слова "верить", поскольку основной смысл грамоты - просьба к главе государства принимающей "верить всему тому, что будет говорить" глава дипломатического представительства. Отзывная грамота - документ, официально подтверждающий окончание миссии предшественника. Она вручается главе государства вновь назначенным представителем вместе с верительной грамотой. О вручении верительных грамот глава представительства извещает глав всех дипломатических представительств в данной стране.

Миссия дипломатического представительства прекращается:

1. с отзывом дипломатического представителя аккредитующей государством. Обычно это связано с кадровой политикой государства.

2. в связи со смертью главы представительства. В этом случае пост главы миссии замещается старшим по рангу сотрудником представительства, а если такого нет, должность остается вакантной до нового назначения.

3. по сообщению государства пребывания, что она отказывается признавать дипломатического агента сотрудником представительства. Государство пребывания может в любой момент без растолкования причин сообщить государство, которая аккредитует, что глава представительства или любой другой его сотрудник объявляются persona non grata. В этом случае государство, что аккредитует, обязана отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. Конечно провозглашения persona non grata является результатом "действий, несовместимых со статусом дипломатического представителя", таких, как вмешательство во внутренние дела государства, высказывания, в которых усматривается неуважение к государству пребывания или ее официальных лиц, сбор информации недозволенными средствами и т.д.

4. с разрывом дипломатических отношений, окончательным отзывом дипломатического представительства. В случае разрыва дипломатических отношений государство пребывания должно уважать и охранять помещения дипломатического представительства вместе с его имуществом и архивами, а если это связано с вооруженным конфликтом, - способствовать дипломатическому персоналу и членам семей для скорейшего их выезда, в том числе с предоставлением перевозочных средств.

5. в случае нелегитимной изменения политического режима или государственного строя в стране пребывания миссия дипломатического представительства прекращается, если государство, что аккредитует, считает изменения, которые случились, недопустимыми. Если это происходит в государстве, что аккредитует, новая власть должна подтвердить признание полномочий главы миссии.

6. в случае прекращения существования государства, что аккредитует.



Назад