Электронная онлайн библиотека

 
 Международное частное право

4. Региональные международные организации


Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЄ). Эта организация находится в стадии становления.

Следует отметить существенную особенность ОБСЄ как организации - она основана не международно-правовым, а политическим соглашением. Почти через 20 лет успешной работы политического форума - Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (НБСЄ) - решением будапештского совещания 5-6 декабря 1994 г. она была преобразована в организацию (ОБСЄ), что имеет целью достижение таких целей: создание сферы общей безопасности путем использования норм и стандартов; обеспечение реализации всех обязательств НБСЄ; оставаться консультативным форумом; способствовать развитию превентивной дипломатии и поощрять его; способствовать урегулированию споров и конфликтов; поощрять миротворческие операции; осуществлять контроль за вооружениями и разоружением; способствовать обеспечению прав человека; развивать сотрудничество в направлении утверждения рыночной экономики.

Статус органов ОБСЄ также находится в стадии становления. Они трансформировались из органов НБСЄ таким образом.

Высшим органом является ОБСЄ Совещание глав государств и правительств стран-членов. Одновременно функции центрального руководящего органа ОБСЄ выполняет Совет министровфактически ответственная за принятие решений. Она представляет уровень министров иностранных дел государств - членов организации. Заседание Совета министров ОБСЄ проводятся по очереди в разных странах. Подготовка заседаний Совета министров, выполнение принятых ею решений, координация деятельности всех вспомогательных органов возложена на Руководящий совет (она заменила в существующей структуре НБСЄ Комитет старших должностных лиц). Кроме того, Руководящий совет должна обсуждать и формулировать руководящие принципы политического и общего бюджетного характера, рассматривать вопросы, связанные с возникновением критических ситуаций в регионе, а также адекватно задействовать механизм мирного урегулирования международных споров. Заседание Руководящего совета на уровне представителей министерств иностранных дел краш-участниц проводятся в Праге.

Основным органом для рассмотрения чрезвычайных ситуаций, проведения политических консультаций и принятия текущих решений является Постоянный совет (у нее трансформировался Постоянный комитет, который функционировал в пределах НБСЄ). В состав Постоянного совета входят представители государств-участниц, которые работают на постоянной основе. Заседания совета проводятся в Вене.

Организационно-техническое обеспечение работы ОБСЄ осуществляет Секретариат, ведающий документацией и архивом, публикует необходимые документы, обслуживает совещания и заседания высшего и руководящих органов ОБСЄ. Его возглавляет Генеральный секретарь, который принимает участие в координации всего механизма деятельности органов ОБСЄ.

В пределах ОБСЄ действует также ряд институтов, направленных на обеспечение соблюдения прав человека, проведения анализа положения национальных меньшинств в отдельных странах и т. п.

Содружество Независимых Государств (СНГ)

Одной из новых структур, возникшие на постсоветском пространстве, стала СНГ. Ее учредительными документами является Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., Протокол к Соглашению и Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г. Устав СНГ был принят на заседании Совета глав государств 22 января 1993 г.

Целью СНГ являются: осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и других областях; создание общего экономического пространства; обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами международного права и документов ОБСЄ; сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности и осуществлении разоружения; взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами СНГ (ст. 2 Устава). Содружество должно действовать на основании общепризнанных принципов международного права. При этом СНГ не заключает международных сделок от своего имени.

Структура СНГ представлена достаточно Сложной системой органов. На сегодня для достижения цели и задач Содружества основан около 70 межгосударственных, межправительственных и межведомственных органов.

Совет глав государств есть в соответствии со ст. 21 Устава высшим органом Содружества. Она обсуждает и решает принципиальные вопросы деятельности государств-членов в сфере их общих интересов и собирается на заседания два раза в год (возможны внеочередные заседания). Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов и собирается на заседания четыре раза в год. Решение обоих органов принимаются при условии общего согласия - консенсуса. Любое государство может объявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не будет рассматриваться как препятствие для принятия решения. Совет министров иностранных дел осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, взаимодействие дипломатических служб, сотрудничество с ООН, ОБСЄ и другими международными организациями, разрабатывает предложения для Совета глав государств и Совета глав правительств и обеспечивает реализацию их решений. Решения принимаются с общего согласия. Совет министров обороны (СМО) ведает вопросами военной политики, военного строительства и безопасности, координирует деятельность министерств (комитетов) обороны государств-членов, оказывает предложения Совету Глав государств и Совету глав правительств относительно состава и назначения Объединенных Вооруженных Сил Содружества, принципов их подготовки и материально-технического обеспечения, относительно ядерной политики и т.д.

Координационно-консультативный комитет является постоянно действующим исполнительным органом Содружества. На выполнение решений Совета глав государств и Совета глав правительств он вырабатывает предложения по вопросам сотрудничества в рамках СНГ, организует совещания представителей и экспертов для подготовки проектов документов, обеспечивает проведение заседаний Совета глав государств и Совета глав урядівj способствует деятельности других органов.

Исполнительный секретариат ведает организационно административными вопросами деятельности СНГ, его возглавляет Исполнительный секретарь СНГ.

Экономический суд - орган для рассмотрения споров по заявлениям государств - членов СНГ и институтов Содружества, а также толкование вопросов юридического характера.

Комиссия по правам человека есть согласно ст.33 Устава СНГ консультативным органом, который наблюдает за выполнением обязательств в отношении прав человека, которые взяли на себя государства-члены в рамках Содружества.

Рабочим языком Содружества является русский язык (ст. 33 Устава). Местом пребывания большинстве постоянно действующих органов СНГ, в том числе Координационно-консультативного комитета, Исполнительного секретариата, Экономического суда и Комиссии по правам человека, является город Минск.

Предполагается выход государства из состава Содружества по уведомления о таком намерении за 12 месяцев до выхода.



Назад