Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Общие закономерности учебно-воспитательного процесса


Закономерность в дидактике выражает объективно существующие, существенные, обязательные для того или иного явления, процесса, предмета обучения связи, которые при одинаковых условиях обязательно повторяются. Проявлений закономерностей чрезвычайно много. Разные авторы по-разному их классифицируют и интерпретируют. Н.Э. Мойсеюк разделяет закономерности, действующие в учебном процессе, на общие и конкретные. Общие - это те, действие которых распространяется на всю систему процесса обучения, а конкретные - это те, действие которых распространяется на отдельную часть, аспект системы. К общих закономерностей относятся:

1. Закономерность целей обучения. Цели обучения зависит: а) от уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики. 

2.Закономерность мотивации обучения. Результативность обучения обусловлено: а) внутренними мотивами (стимулами) обучения; б) внешними (общественными, экономическими, педагогическими) условиями и стимуляторами. 

3.Закономерность содержания обучения. Содержание обучения (образования) зависит: а) от общественных потребностей, цели образования, целей, задач обучения; б) возрастных возможностей учащихся; в) уровня развития теории и практики обучения; г) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений. 

4.Закономерность методов обучения. Эффективность дидактичних методов зависит: а) от знаний и навыков использования методов; б) задач обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных возможностей учащихся; есть) материально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса. 

5.Закономерность управления обучением. Производительность обучение происходит: а) интенсивностью обратных связей в процессе обучения; б) обоснованностью регулирующих воздействий. 

6.Закономерность результата обучения. Конечный результат процесса обучения зависит: а) от результатов предыдущих этапов обучения; б) характера и объема изучаемого материала; организационно-педагогического воздействия педагогов; г) способности учащихся к обучению; д) времени обучения. 

Конкретные закономерности обучения. Современной науке известна и значительное количество конкретных закономерностей. Приведем лишь некоторые из них, не комментируя.

Дидактические (змістово-процессуальные) закономерности

1.Результати обучения (в определенных пределах) прямо пропорциональны осознанию целей обучения учеником.

2.Результати обучения (в определенных пределах) прямо пропорциональны значимости для учащихся содержания, который усваивается.

3.Результати обучения зависят от способа включения учащихся в учебную деятельность (Л.В. Занков).

  1. 4. Производительность усвоения объема знаний, умений (в определенных пределах) обратно пропорциональна количеству материала, который изучается или объема действий, которые требуются.

5. Производительность усвоения объема знаний, умений (в определенных пределах) обратно пропорциональна трудности и сложности виучуваного материала, формирующих действий.

6. Результаты обучения зависят от методов, которые применяются.

7. Результаты обучения зависят от средств, которые применяются. Обучение путем "деяния" в 6-7 раз производительнее, чем путем "слушания".

Гносеологические закономерности

1.Продуктивність усвоения знаний, умений прямо пропорциональна необходимости учиться.

2.Результати обучения (в определенных пределах) прямо пропорциональны учащихся умению учиться.

3.Продуктивність обучения (в определенных пределах) прямо пропорциональна объему учебной (познавательной деятельности учащихся.

4.Продуктивність усвоения знаний, умений (в определенных пределах) прямо пропорциональна объему практического применения знаний, умений.

5.Розумовий развитие учащихся прямо пропорционален усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельности (И.Я. Лернер).

6.Продуктивність усвоения зависит от уровня проблемности обучения, интенсивности включения учащихся в решение посыльных и значимых для них учебных проблем.

Психологические закономерности

1. Производительность обучения (в определенных пределах) прямо пропорциональна интереса учащихся к учебной деятельности.

2. Производительность обучения (в определенных пределах) прямо пропорциональна учебным возможностям учащихся.

3. Производительность обучения (в определенных пределах) прямо пропорциональна уровню познавательной активности учащихся.

4. Результаты усвоения конкретного учебного материала зависят от способностей учащихся к овладению конкретными знаниями, умениями, от их индивидуальных наклонностей.

  1. Производительность обучения обусловливается уровнем, силой, интенсивностью и особенностями мышления учащихся.

6.Продуктивність обучения (в определенных пределах) зависит от уровня развития памяти.

7. Производительность обучения (в определенных пределах) прямо пропорциональна работоспособности учащихся.

8.Закон Йоста. Из двух ассоциаций одинаковой силы, одна из которых старшая, при следующем повторении лучше будет активизироваться именно она.

9.Закон Йоста. При прочих равных условиях для достижения критерия усвоения нужно меньше попыток при заучивании материала методом распределительного научения, чем методом концентрированного обучения.

10.Продуктивність деятельности предопределяется уровнем сформированности навыков и умений.

11.Кількість повторений значительно влияет на производительность обучения (фон Кубе).

12.Відсоток сохранения заученного учебного материала обратно пропорционален его объема (Г. Еббінгауз).

Управленческие закономерности

1. Эффективность обучения (в определенных пределах) прямо пропорциональна частоте и объема обратной связи.

2.качество обучение прямо пропорциональна качеству управления учебным процессом.

3.эффективность управления прямо пропорциональна количеству и качеству управленческой информации, состояния и возможностям учащихся, что воспринимают и перерабатывают управленческие воздействия.

Социологические закономерности

1. Развитие индивида обусловлен развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении.

2. Производительность обучения зависит от объема и интенсивности познавательных контактов.

3. Эффективность обучения обусловливается уровнем "интеллектуальности среды", интенсивности взаємонавчання.

4. Престиж ученика в классе зависит: а) от позиции, которую он занимает; б) роли, которую он играет; в) академических успехов и достижений; г) индивидуальных качеств.

5.Ефективність обучения обусловливается качеством общения учителя с учениками.

6.Дидактогенія (грубое отношение учителя к ученикам) ведет к снижению эффективности обучения класса в целом и каждого ученика в отдельности.

Организационные закономерности

1. Эффективность обучения зависит от организации. Только и организация обучения является целесообразной, которая развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовольствие, стимулирует познавательную активность.

2. Результаты обучения (в определенных пределах) прямо пропорциональны отношению учащихся к учебной труда, своих учебных обязанностей.

3. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны работоспособности учащихся.

4. Результаты обучения зависят от работоспособности учителя.

5. Умственная усталость ведет к торможению органов чувств: четыре часа учебных занятий снижают порог чувствительности анализаторов более чем в два раза (Пари, Блажек).

6. Умственная работоспособность детей зависит от состояния здоровья, режима умственной деятельности, пола, возраста, времени года, дня недели, времени суток (М.В. Антропова и др.).

7. Активность мыслительной деятельности учащихся зависит от расписания учебных занятий, места в нем уроков физической культуры и труда (М.В. Антропова и др.).

8. Производительность обучения обусловливается уровнем организации педагогического труда.

Упомянутые выше закономерности процесса обучения являются общими и распространяются практически на все звенья образования, в том числе на высшую школу.

Среди большого количества закономерностей педагогического процесса наиболее актуальными для нынешнего периода развития отечественной образовательной системы являются: единство и взаимообусловленность биологических и социальных факторов в развитии личности; национальные и общечеловеческие морально-духовные ценности как важная предпосылка развития и становления личности; работа и ее роль в физическом и психолого-социальном становлении человека; определяющая роль семьи в реализации задач воспитания; самостоятельная познавательная деятельность личности - залог успешности в сфере образовательной деятельности; коллектив как важный фактор развития и воспитания человека.

Отстаивая те или иные закономерности, моделируя на их базе направления, формы, технологии учебно-воспитательного процесса, надо исходить, прежде всего из тенденций общественно-экономического развития и понимания места и роли человека в системе социальных отношений. Человек - чрезвычайно сложный естественно-социальный феномен, более высокую ступень в развитии живых организмов. Оставаясь биологическим существом, она одновременно является общественным существом. На этой основе формируется особое социальное качество человека как результата социальных отношений. Поэтому в научном обращении закрепились понятия "человек" и "личность". Человек - это биологическое существо, которому присущи физиологические признаки: прямая походка, развитые передние конечности и большая черепная коробка. Этим понятием оперируют физиологи, анатомы, врачи. Личность - это тот же человек, который характеризуется прежде всего высоким уровнем развития психики, способностью к усвоению социального опыта, культурных достояний, активного общения с другими людьми.

На человека, его развитие влияют две группы факторов - биологические и социальные. Решающая роль социальных факторов не отрицает действие биологических, но проблема взаимодействия биологического и социального факторов в человеке остается важной для понимания ее сущности, механизмов развития, становления как социального феномена.

В процессе развития биологических и социальных наук на протяжении тысячелетий шли споры относительно определения роли биологических и социальных факторов, которые влияют на развитие человека. И, как следствие, возник ряд концепций. Остановимся на некоторых из них.

Древнейшей является теологическая концепция, по которой развитие человека связывается с божественным началом как в физиологическом, так и социальном плане.

В XVII в. возникла социологическая концепция. Исходя из учения ее апологета, английского философа Дж. Локка (1632-1704), ее сторонники отрицали влияние на развитие человека биологических факторов и оказывали предпочтение социальным - окружающей социальной среде и вообще системе воспитания в частности. Они утверждали, что душа новорожденного ребенка подобная чистой доски, покрытой слоем воска (отсюда название "tabula rasa"), а дальнейшее психологическое и социальное развитие человека зависит только от факторов социального влияния. Однако концепция tabula rasa не имела под собой надежного научного обоснования, и жизненная практика ее отвергла. Хотя в системе советского воспитания в 30-40-х годах прошлого века были попытки обосновать отдельные положения обучения и воспитания с позиций этой концепции. Настойчиво утверждалось, что все дети равны между собой и с каждого ребенка можно воспитать, "вылепить" нужную личность. Если бы это на самом деле было так, общество легко розв'язувало бы даже самые сложные вопросы воспитания и обучения, подготовки специалистов нужного уровня и квалификации. Достаточно взять любую ребенка, создать благоприятные социальные условия, обеспечить оптимальный воспитательное воздействие - и получим желаемый результат: поэта, талантливого физика-ученого, математика, гениального конструктора и др.

В XVIII в. начинает утверждаться теория преформізму (от лат. preformo - образован заранее), согласно которой в половых клетках в готовом виде заложены свойства и признаки взрослого организма, которые передаются по наследственностью, а потому физическое и психическое развитие человека детерминированный биологическими факторами и является проявлением количественного роста наследственных задатков. В конце XIX в. теория преформізму легла в основу біологізаторської концепции. В педагогике ее упорно отстаивали американские ученые Дж. Дьюи (1859-1952) и Е. Торндайк (1874 - 1949). По мнению сторонников этой концепции, ребенок получает от родителей через гены не просто задатки, а конкретные психические и социальные качества. Поэтому физическое, социальное и психическое развитие вполне обусловлены биологическими факторами, а социальная среда и воспитание не имеют любого смысла в процессе становления человека. Новорожденный ребенок - это система, способная к саморазвитию от природы. Дж. Дьюи, обращаясь к учителей-практиков, провозглашал: "К ребенку нельзя ничего ни добавить, ни отнять от нее", "Не мешайте ребенку развиваться".

Біологізаторська концепция своего времени была основой педагогической практики и в частности теории "свободного воспитания" в США, Англии и других странах. Например, в основу пьесы английского драматурга Уильяма Гибсона "И, что сотворила чудо" положен исторический факт воспитания сліпоглухонімої девочки Элен Келлер. Идея пьесы заключается в том, что директор знаменитой Пер конской школы для слепых и глухих детей Майкл Анагнос, отправляя в маленькой Элен Келлер учительницу, инструктирует ее по воспитанию ученицы, сравнивая сліпоглухоніму ребенка с сейфом, в котором есть все необходимые духовные богатства и к которому стоит только подобрать нужный ключ. Задача молодой учительницы Анны Сулліви, таким образом, сводится не к тому, чтобы наполнить сейф сокровищами человеческой психики, а дать возможность этим сокровищам оттуда выйти.

Даже в XX в. біологізаторська концепция была (да и сейчас остается) предметом дискуссий. Повторяются попытки объяснять отдельные явления развития человека с позиций этой концепции. На уровне бытовой педагогики можно услышать: "Такой он (ребенок) уродилась", "У ребенка врожденный слух", "Врожденные способности" и др. Встречаются и другие парадоксальные примеры. Ученые в области техники И. Алексакін и А. Ткаченко заинтересовались тем фактом, что XIX в. в странах Запада отразилось ренессансом науки и культуры, появлением большого количества известных ученых, писателей, музыкантов и др. Они исследовали большое количество семей, из которых вышли гении. На основе этого анализа пришли к выводу, что в таких семьях отец, как правило, был значительно старше свою жену. К тому же он имел хорошее образование, значительный социальный опыт, а мать будущих талантов была моложе своего мужа, не получила должного образования и социальный опыт ограничивался кругом семьи. Из этого делается вывод, что от родителей (не от матерей) детям через биологические каналы передаются способности, психические качества и социальный опыт. Это явление было названо "индексом отца". Ученые обнародовали даже своеобразную сравнительную таблицу, указывая на возраст отца и матери, когда у них родились будущие знаменитости (см. с. 210).

С точки зрения современной генетики и психологии такой подход к проблеме развития и воспитания человека делает педагогику бессильной, недооценивает роль педагогов-воспитателей.

Достижения биологической науки, в частности генетики, уже в середине XX в. дали возможность по-новому посмотреть на процесс развития и воспитания. Возникла генетико-социальная концепция развития человека. По мнению ее сторонников, на развитие личности влияют как биологические, так и социальные факторы. Влияние биологических факторов проявляется в передаче через генно-хромосомную систему определенных задатков, которые составляют потенции физического, психического и социального развития ребенка. Задатки - это только возможности. Уже на этом биологическом уровне надо говорить о неравенство между людьми. За наследственностью не передаются такие качества, как способности, талант, гениальность, черты характера, особенности поведения, моральные добродетели и др. Надо глубоко понимать механизм наследственности как способность биологических организмов передавать задатки своему потомству. Биологический фактор начинает действовать с момента зарождения биологического индивида. При этом определенные биологические факторы могут положительно или отрицательно влиять на структуру и биологическую чистоту отдельных генов. Канцерогенные химические вещества, которые попадают в организм человека, могут вызвать мутацию генов, а следовательно, и отсутствие в механизме передачи задатков. Поэтому человек должен обладать надлежащей генетической культурой, чтобы предупредить негативные последствия биологического наследования.

 

 

Леонардо да Винчи

"Индекс отца" "Индекс матери"

22                             25

Лермонтов

27                             17

Беранже

29                             20

Пушкин

29                             24

Лобачевский

31                             19

Эйнштейн

32                             21

Гоголь

32                             18

Бетховен

32                            22

Чехов

36                            25

Гете

39                            17

Чайковский

45                            27

Софья Ковалевская

49                            29

Бальзак

53                            21

Бородин

59                            24

Гендель

63                            34

И все же ведущими факторами, которые имеют решающее значение в развитии человека, является социальная среда и воспитание. Известные педагоги К.Д. Ушинский, а. С. Макаренко, Я. Корчак, И.О. Сухомлинский, имея фундаментальную научную подготовку и большой опыт практической воспитательной работы, неоднократно высказывали непоколебимую веру в силу воспитания. "Я абсолютно уверен в безграничном могуществе воспитательного воздействия, - писал а. С. Макаренко. - Я уверен, что когда человек плохо воспитан, то в этом виноваты исключительно воспитатели. Если ребенок хорошая, то этим она тоже обязана воспитанию, своему детству. Никаких компромиссов, никаких середин быть не может...".

Справедливым является утверждение о том, что социальные факторы, воспитательные усилия начинают влиять на развитие ребенка с момента его рождения. Но это влияние может проявляться еще на этапе эмбрионального развития. Это подтверждается многими примерами. Вот некоторые из них.

Тринадцатилетний мальчик успешно окончил общеобразовательную школу и поступил на механико-математический факультет Казанского университета. Педагоги поинтересовались у родителей, когда и как они начали воспитывать сына. Мама ответила: "О, еще до рождения. Когда ему было 4 месяца, я повторяла вслух таблицу умножения. А в три года я напомнила ему таблицу умножения и он ее полностью воссоздал".

А этот случай произошел в Московской консерватории. В зале собрались профессора, известные музыканты, студенты. На сцене за огромным органом занял место четырехлетний Алеша Панов. Он с увлечением добывал из органа аккорды, вслушивался в них, меняя регистры. Продолжалось это часа три. Пришлось выключить орган, что вызвало разочарование в мальчика. Феномен Алеши заинтересовал ученых-музыкантов, философов, психологов. В частности, российский философ Е.В. Ільєнков долгое время занимался изучением этого явления. Выяснилось, что Алеша рос в окружении отца и матери. Отец - профессиональный радиоинженер, мама - медицинская сестра. Ни из рода отца, ни из рода матери никто профессионально не занимался музыкой. Однако родители любили классическую музыку. Отец смонтировал радиосистему со стереофоническим звучанием: еще задолго до рождения мальчика в квартире звучала музыка Баха, Чайковского, Паганини, Шопена. Правда, отец Алеши в раннем детстве учился в музыкальной школе, пробовал играть на фортепиано. Этот инструмент остался в квартире. Родился Алеша. В 1-1, 5 года его манеж подсовывали к фортепиано, и малыш начинал играть клавишами. И впоследствии родители заметили, что Алеша воспроизводит музыкальные мелодии, которые вчера, позавчера раздавались из пластинок.

Кроме биологического наследования и влияния социальных факторов на развитие человека, и прежде всего ребенка, значительное влияние имеет социальное наследование. Это понятие ввел российский ученый-генетик М.П. Дубинин. Ребенок после рождения начинает активно усваивать богатство социального опыта родителей, всех, кто ее окружает, - язык, привычки, особенности поведения, морально-этические качества и др. Поэтому сущность народной пословицы "Яблоко от яблони далеко не катится" вполне объяснимо с учетом действия социального наследования. Воспитателям (в первую очередь родителям) стоит заботиться о создании оптимального социальной среды и способствовать развитию позитивных наследственных задатков ребенка.

В этом плане следует обратить внимание еще на один важный фактор, который способствует успешному физическом, психическом и социальном развитии. Это - активная деятельность ребенка в различных формах: игровой, учебно-познавательной, трудовой, художественной, спортивной и др. По всей разнообразия деятельность является внутренним психофизическим двигателем активности личности.

Следовательно, глубокое понимание взаимосвязи и взаимообусловленности биологических и социальных факторов делает возможным обеспечение оптимальных условий для воспитания человека.

Важным основой эффективности учебно-воспитательного процесса является понимание и учет национальных и общечеловеческих морально-духовных ценностей. К.Д. Ушинский в статье "О народности в общественном воспитании", написанной на основе изучения системы воспитания в европейских странах, отмечал на одной из закономерностей: "У каждого народа своя особая национальная система воспитания, а потому заимствования одним народом у другого воспитательных систем является невозможным". В то же время педагог отстаивал мнение, что "опыт других народов в деле воспитания является драгоценным наследием для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам".

В Украине, как и в других странах, исторически сложилась собственная система воспитания, которая максимально учитывает национальные особенности и самобытность народа. Длительное время под давлением поработителей ею пренебрегали, подменяли другими сомнительными ценностями. Строительство независимого, суверенного, демократического, правового государства закономерно предопределяет необходимость опираться в деле воспитания на национальные и общечеловеческие морально-духовные ценности. Национальное воспитание, отмечается в Концепции национального воспитания, наиболее соответствует потребностям возрождения Украины. Оно одинаково касается как украинцев, так и представителей других народов, проживающих в Украине. Именно принцип на воспитательного процесса предусматривает предоставление широких возможностей представителям всех этносов для познания своей истории, традиций, обычаев, языка, культуры, формирования национального достоинства. Национальное воспитание - это созданная на протяжении веков самим народом система взглядов, убеждений, идей, идеалов, традиций, обычаев, призванных формировать мировоззренческую сознание и ценностные ориентации молодежи, передавать социальный опыт, достижения предыдущих поколений.

Вместе с тем необходимо опираться и на общечеловеческие ценности, которые также складывались, выкристаллизовывались в течение тысячелетий. Это - идеалы добра, правды, красоты, справедливости, совести, человеческого достоинства, гуманизма, свободы, уважения к старшим, подъем культа Матери и Отца и др.

Систему воспитания должно направлять соответствующая программа. А.С. Макаренко писал: "Я под целями воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, то есть и характер внешних проявлений, и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания, прочь всю картину человеческой личности; я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой мы должны стремиться". Такая платформа воспитания в определенной степени проартикульована в Государственной национальной программе "Образование" ("Украина XXI века"). "Главная цель национального воспитания, - отмечается в этом документе, - вступление молодым поколением социального опыта, наследования духовных достижений украинского народа, достижения высокой культуры межнациональных отношений, формирование у молодежи независимо от национальной принадлежности личных черт граждан Украинского государства, развитой духовности, физического совершенства, морального, художественно-эстетической, правовой, трудовой, экологической культуры".

- В этом же документе определены содержательные компоненты программы воспитания подрастающего поколения: формирование национального самосознания, любви к родной земле, народу, желание работать на благо государства, готовность ее защищать;

- обеспечение духовного единства поколений, воспитание уважения к родителям, женщины-матери, культуры и истории родного народа;

- формирование высокой языковой культуры; овладения украинским языком;

- привитие уважительного отношения к культуре, обычаям, традициям всех народов, населяющих Украину;

- воспитание духовной культуры личности; создание условий для свободного выбора ею мировоззренческой позиции;

- утверждение принципов общечеловеческой морали: правды, справедливости, патриотизма, доброты, трудолюбия, других добродетелей;

- формирование творческой, трудолюбивой личности, воспитания цивилизованного хозяина;

- обеспечение полноценного физического развития детей и молодежи, охраны и укрепления их здоровья;

- воспитание уважения к Конституции, законодательства Украины, государственной символики;

- формирование глубокого осознания взаимосвязи между идеями свободы, правами человека и его гражданской ответственностью;

- обеспечение высокой художественно-эстетической образованности и воспитанности личности;

- формирование экологической культуры человека, гармонии ее отношений с природой;

- развитие индивидуальных способностей и талантов молодежи, обеспечение условий самореализации;

- формирование у детей и молодежи умение межличностного общения и подготовка их к жизни в условиях рыночных отношений.

В Национальной доктрине развития образования (2002 г.) также отмечено: "Национальное воспитание является одним из главных приоритетов, органической составляющей образования... Национальное воспитание направляется на привлечение граждан к глубинных пластов национальной культуры и духовности, формирования у детей и молодежи национальных мировоззренческих позиций, идей, взглядов и убеждений на основе ценностей отечественной и мировой культуры".

Таким образом, национальные и общечеловеческие духовные ценности составляют социальную основу воспитания подрастающего поколения. Определяя содержание, направления, формы, методы и средства образования и воспитания, необходимо сопоставлять свои педагогические намерениях с задачами национального воспитания.

Человечество на всех этапах развития определило приоритетные задачи деятельности. Первое место здесь занимала проблема воспитания подрастающего поколения. В этом просматривались и смысл жизни, и гордость, и радость каждого отца и матери, отдельной общины и общества в целом. Определялась и цель воспитания. Надоедали, чтобы молодое поколение было физически здоровым, морально устойчивым, духовно богатым, умным, способным к активной трудовой деятельности, мало развито чувство прекрасного. С позиций научной педагогики речь шла о всестороннее гармоничное развитие личности. В единстве и взаимозависимости главных составляющих этого процесса выделялись краеугольные - морально-духовное богатство и трудолюбие человека.

В сокровищах народной педагогики многих народов, и в первую очередь украинцев, находим неоспоримые рассуждения о месте и роли труда в жизни человека. Так, пословицы утверждают: "Горькая труд - сладкий покой", "Честный труд - наше богатство", "Тот живет - не горюет, кто хорошо работает", "Счастье не в облаках скрывается, а трудом добывается", "В труде - красота человека", "Землю украшает солнце, а человека - труд" и др. В сказках, легендах, думах, песнях народ прославлял культ труда и людей, которые его создавали.

В афоризмах известных деятелей науки, культуры более всего возвышаются труд и человек труда: "Назначение человека - разумная деятельность" (Аристотель), "Постоянный труд является закон как искусства, так и жизнь" (О. де Бальзак), "Ручная работа - огромный фактор умственного развития ребенка" (П.П. Блонский), "Будущее отныне принадлежит двум типам людей: людям мысли и людям труда" (В. Гюго), "Чем лучше добро, тем большим трудом окопалось, как рвом" (Г. Сковорода), "Высшее благо жизни - это труд", "Труд - единственное доступное ребенку на земле и единственное достойное ее счастья" (К. Ушинский), "Человек работящий, по-моему, самый счастливый человек в мире, особенно если труд ее имеет такую высокую, такую благородную цель" (Т.Г. Шевченко).

Известные педагоги прошлого и современности не представляли себе воспитания подрастающего поколения вне трудом. Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, а. С. Макаренко, И.О. Сухомлинский и другие достигали желаемых результатов только при условии включения воспитанников в коллективную производительный труд.

В статье "Труд в ее психологическом и воспитательном значении" К.Д. Ушинский писал: " .. труд, исходя от человека на природу, действует обратно на человека не только удовлетворением его потребностей и расширением их круга, но своей собственной, внутренней, ей самой свойственной силой, независимо от тех материальных ценностей, которые она доставляет. Материальные плоды труда составляют человеческий достижение; но только внутренняя, духовная, животворна сила труда является источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастье". И далее: "Именно воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать ее не для счастья, а готовить к труду жизни".

А.С. Макаренко, посвятив свою деятельность перевоспитанию педагогически запущенных детей, даже правонарушителей, нашел тот педагогический ключ, который помог ему с морально искалеченных жизнью подростков воспитать достойных граждан, - включение детей в производительный труд в системе коллективных отношений. Опираясь на собственный многолетний опыт, А.С. Макаренко сделал аксиоматический вывод: "Правильное < ... > воспитания нельзя себе представить как воспитание нетрудовое".

Занимаясь воспитанием детей в новых социально-экономических условиях, И.О. Сухомлинский твердо отстаивал позиции народной педагогики и пытался включать воспитанников в трудовую деятельность: "Воспитательную миссию школы мы видим в том, чтобы труд вошла в духовной жизни личности, в жизни коллектива, чтобы увлечение работой уже в годы отрочества и ранней юности стало одной из важнейших качеств человека".

В проблеме трудового воспитания детей и юношества есть еще один важный аспект. Социально-психологическая сущность человека, а прежде всего детей, устроено так, что оно стремится к утверждению своего "Я" в коллективе на основе престижности, желает получить удовольствие от своей деятельности, испытывать радость. Отсюда появилось убеждение, что лучшее средство трудового воспитания - это интересная работа. Это источник и радости, и удовольствие. Когда человека лишают возможности заниматься трудом (как физической, так и умственной), а потребность в чувстве удовлетворения и радости остается, она прибегает к суррогатных средств, чтобы удовлетворить естественные потребности. Сейчас такими средствами становятся алкоголь, курение, наркотики. В этом одна из главных причин, которые порождают негативные поступки молодежи, разрушают моральную сущность личности.

Не секрет, что современная система воспитания имеет односторонний характер. Она направлена в основном на решение образовательных задач. Дело осложняется и демографическими факторами. К этому надо добавить и нуклеарной семьи, воспитания большинства детей в условиях города. Если детей сельской местности с раннего возраста привлекают в разных видов производительной деятельности и компенсируют недостатки школы в этом плане, то в городах условия для включения детей в систематическую трудовую деятельность неблагоприятные. У подрастающего поколения не формируется культ труда. Все это будет иметь негативные последствия для социально-экономического и духовно-культурного развития общества.

К.Д. Ушинский свое время предостерегал: "Если бы люди изобрели философский камень, то беда была бы еще не велика: золото перестало бы быть монетой. А если бы они нашли сказочный мешок, из которого выскакивает все, чего душа пожелает, или изобрели машину, которая полностью заменяет любой труд человека, одним словом, вместе достигли тех результатов, которых достигают техники и політекономи, то сам развитие человечества остановился бы: разврат и дикость завладели бы обществом, именно общество распалось бы, и не одна политэкономия (почему она тогда служила бы?) была бы исключена из списка человеческих знаний: с уничтожением необходимости личного труда история должна прекратиться".1 хотя в словах К.Д. Ушинского можно усматривать некоторое преувеличение, и все же мнение педагога, который основывается на глубоком анализе действительности, не лишена истины.

Размышления о месте и роли труда в системе воспитания дают основания утверждать, что нарушения или неучет закономерностей могут иметь (и имеют) негативные последствия.

В решении сложных задач воспитания подрастающего поколения ведущее место должна занимать основной социальный институт общества - семья. Испокон веков семья выполняла три ведущие функции - репродуктивную, социальную и экономическую. Г.С. Сковорода определил главные задачи семейного воспитания: благо родить, сохранить ребенку молодое здоровье, научить благодарности. Еще до появления общественных социальных институтов, которые занимались воспитанием детей, семья олицетворяла такой институт. Родить и воспитать ребенка - главная функция семьи; за это, прежде всего, уважали и превозносили Отца-Мать. Среди известных десяти Божьих заповедей читаем: "Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь Бог твой дает тебе".

Мудрость украинского народа относительно семьи, семейного воспитания, составляет треть всего национального паремійного фонда - энциклопедии народной жизни. Видное место в этом ряду принадлежит пословицам и поговоркам: "крепкая Семья - горе плачет", "Живем не родителями, умрем не людьми", "Почитай отца и мать, то будет тебе везде гладко", "Какая вода, такой мельница, каков отец, таков сын", "Нет цвета лучшего от маківочки, нет рода милішого от матіночки", "Кто мать забывает, того Бог наказывает", "Без семьи и без рода - хоть с моста да в воду", "Умел детей родит, умей и научит", "Добрые дети - дома венец, а плохие дети - дома конец", "Любовь к родителям - основа всех добродетелей" и др.

Особое место в воспитании детей отводил семьи А.С. Макаренко. Это было обусловлено тем, что ему пришлось перевоспитывать подростков, которым не хватало семейного воспитания. На проблему семейного воспитания педагог-практик смотрел из общегосударственных, общенародных позиций. "Воспитание детей, - твердил он, - важнейшая отрасль нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они также будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти хорошими гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это - не все; наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это - наша вина перед другими людьми, перед всей страной".

Мысль А.С. Макаренко о важности семейного воспитания не потеряла актуальности и в начале XXI века. Она еще более обострилась в то время, когда семейное воспитание часто подменяется общественным. Таким образом нарушается приоритетность семейного воспитания, которая складывалась тысячелетиями у всех народов мира. Изъятие из воспитательной системы или недооценка семейного воспитания ведет к разрушению морально-духовных основ нации.

Следовательно, возникает национальная, общегосударственная проблема подъема системы семейного воспитания. В этом плане следует осознавать причины, которые привели к пренебрежению деятельностью института семейного воспитания. Во-первых, бывшая социалистическая система на первое место поставила общественное воспитание и лишила ее семью природных социальных функций. Во-вторых, в значительной части родителей в результате указанных выше факторов притупилась социальная ответственность перед обществом за воспитание детей. В-третьих, молодые люди, которые женятся и должны продолжать род человеческий, выполнять слишком важная и трудная задача - воспитывать своих детей, не имеющих должной научной подготовки в этом плане, в частности по возрастной анатомии и физиологии, психологии, педагогики. По-четвертых, подавляющая часть современных семей из причин социально-экономических трудностей не имеет достаточного экономического обеспечения, чтобы создать оптимальные условия для эффективного выполнения своих ведущих функций. По-пятое, в общегосударственной системе социальной деятельности не возвышается культ семьи как таковой, средства массовой информации не осуществляют целенаправленных действий, которые бы способствовали повышению социальной ответственности родителей за воспитание детей, а также формирование педагогической культуры на основе национальных и общечеловеческих морально-духовных ценностей. Зато большинство масс-медиа привносят в сознание людей, а особенно молодежи, чужие для нашего этноса тенденции, касающиеся проблем семейного воспитания.

Как видим, действия, которые ослабляют решающую роль семьи в воспитании детей, порождают большие осложнения в системе формирования всесторонне развитой личности. Проблема остается, и общество должно работать над ее решением. В.А. Сухомлинский, который глубоко понимал место и роль семьи в воспитании подрастающего поколения, подчеркивал, что главная задача семьи и общеобразовательной школы - подготовить молодых людей так, чтобы они прежде всего были умными родителями, способными достойно воспитать своих детей.

В системе воспитательной работы значительное место принадлежит непосредственной учебной деятельности. В этом процессе главная роль отводится общеобразовательным учебно-воспитательным учреждениям. Прежде всего, семья должна создавать оптимальные условия для учебной труда детей. Главное здесь - понимать магистральные задачи образования в обществе, организовывать учебный процесс, моделировать различные формы и виды познавательной деятельности человека с учетом соответствующих закономерностей воспитания.

Важно глубоко понимать научную сущность процесса обучения. Необходимо отойти от ошибочной позиции, что обучение - это передача знаний от преподавателя к студентам, когда педагог выполняет функцию информатора, а студент - "сосуда", которую надо наполнить готовыми знаниями. В процессе такого подхода к обучению (а именно он доминировал в традиционной школе - общеобразовательной и профессиональной - в течение предыдущих столетий) не розв'язувались главные задачи образовательной дела: не обеспечивался интеллектуальное развитие личности, она не овладевала достаточной мере методами самостоятельной познавательной деятельности, у молодых людей формировалась потребительская, пассивная психология. Сейчас нужна система, которая бы обеспечивала на протяжении всего периода обучения формирование активной, физически и морально сильной личности. Природа требует от человека напряжения физических и интеллектуальных сил. Если ориентироваться на уровень счастья пассивных людей, для которых труд является легкой, беззаботной жизни, то будет снижаться уровень активности других членов общества. Это может привести к ослаблению будущих поколений, что противоречит интересам общества в целом. Надо осознавать сущность научных основ обучения. Обучение - это двусторонний процесс деятельности учителя и учащихся (на любом уровне образования), в результате которого должны решаться следующие задачи: овладение знаниями, умениями и навыками; развитие интеллектуальных потенций личности; формирование научного мировоззрения, овладение методами самостоятельной познавательной деятельности. При этом следует осознавать функции, в соответствии с которыми должны действовать участники этого процесса. Педагог имеет, прежде всего, выполнять функцию организатора познавательной деятельности, а ученики - функцию деятельных личностей в овладении знаниями.

Педагогика как наука в процессе своего развития основывается на определенных научных постулатах. Поскольку объектом исследования педагогики является человек, то важно учитывать закономерности, которые лежат в основе анатомо-физиологического, психического и социального развития личности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Вместе с тем педагогика и педагогическая деятельность является искусством. Но и творческая деятельность должна происходить в рамках определенных закономерностей, учитывая социальный заказ по воспитанию молодежи.

В педагогической деятельности при решении любых вопросов обучения, образования и воспитания надо оберегать себя от действий, которые основываются лишь на интуиции, догадках, чувственных движениях. Только знание закономерностей учебно-воспитательной работы является залогом успеха.



Назад