Электронная онлайн библиотека

 
 Международное частное право

2. Территориальное море. Ширина территориальных вод и методы ее отчисления. Правовой режим территориальных вод. Правовой статус прилегающей зоны


В действующем международном праве понятие территориального моря приведенное в Конвенции о территориальном море и прилегающую зону 1958 г. и в Конвенции по морскому праву 1982 г.: „Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага - его архіпелажних вод, на прилегающий морской пояс, что называется территориальным морем”. Ширина территориального моря может быть не более, чем 12 морских миль. Подавляющее большинство государств мира, включая Украину, придерживаются этой нормы.

3 134 прибрежных государств 78 установили 12-мыльную зону (в том числе Россия, Польша, Украина, Болгария, Румыния, Куба, Франция, Испания, Португалия, Великобритания и др.), 5 стран - 6-мыльную (в том числе Греция, Турция и др.), Финляндия и Норвегия - 4-мыльную, 20 государств - 3-мыльную (в том числе ФРГ, Нидерланды, Дания, Австралия и др.). Вместе с тем Ангола установила ширину территориального моря в 20 миль, Нигерия - 30, Гамбия, Камерун, Танзания, Мадагаскар - 50 миль, Мавритания - 70 миль. Есть и большие претензии. Международное право осуждает такие действия.

Ширину территориального моря измеряют от исходной линии в сторону открытого моря по правилам, установленным в международном праве. Это может быть или линия наибольшего отлива вдоль берега, прямые исходные линии, соединяющие точки, которые максимально выступают в море, там, где береговая линия глубоко изрезана и извилистая или где вдоль берега в непосредственной близости к нему цепь островов, при наличии крайне непостоянной береговой линии и в других случаях выходная линия, проведенная по внешней границе внутренних морских вод или поперек устья реки, непосредственно впадает в море.

Еще одним важным вопросом, урегулированным международным правом в правовом режиме территориального моря, является право мирного прохода. Мирным проходом называется плавание через территориальное море судов иностранных государств с целью: а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды, не становясь на рейде или у портовой сооружения за пределами внутренних вод; б) пройти во внутренние воды, выйти из них, стать на таком рейде или в такой портовой сооружения. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако проход включает остановку и стоянку на якоре, но лишь настолько, насколько они связаны с обычным плаванием или необходимые вследствие непреодолимой силы, беды или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или потерпели крушение.

Проход признается мирным, если не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, которая, в свою очередь, вправе принять меры, чтобы не допустить проход, который не является мирным. Во время мирного прохождения иностранным судам запрещаются любые маневры или обучения с оружием любого вида, сбор информации, которая может нанести ущерб обороне или безопасности прибрежного государства, пропаганда с целью покушения на оборону и безопасность прибрежного государства, поднятие в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военной строения, погрузки или разгрузки товаров или валюты, загрязнения, рыболовная деятельность, производства гидрографических исследований, создание препятствий в работе систем связи и др.

Правом мирного прохода пользуются суда всех государств, и прибрежное государство не должен этому препятствовать, за исключением случаев нарушения установленных международным правом правил такого прохода. Прибрежное государство вправе устанавливать в территориальном море морские коридоры для прохода судов или схемы движения. Прибрежное государство должно надлежащим образом сообщать обо всех известных ей опасности для судоходства в ее территориальных водах. С судов, выполняющих мирный проход, могут быть взысканы только сборы за предоставление конкретных услуг.

Прилегающая зона - это район морского пространства, прилегающий к внешней границе территориального моря. Прибрежное государство имеет право устанавливать прилегающую зону шириной не более 24 морских миль от исходных линий, от которых осуществляется отсчет ее ширины территориального моря.

Согласно международного права прилегающую зону можно создавать в целях контроля, необходимого а) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил прибрежного государства в пределах его территории или территориального моря; б) для наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенных в пределах его территории или территориального моря. Принимая решение о создании прилегающей зоны, прибрежное государство по своему усмотрению определяет ее вид. Она может быть таможенной, фискальной, иммиграционной или санитарной. В прилегающей зоне военные суда прибрежного государства или ее специальные суда, выполняющие пограничные, таможенные, фискальные, иммиграционные или санитарные функции, вправе при наличии оснований останавливать иностранные невоенные суда, проверять документы и осматривать судовые помещения, принимать меры, предусмотренные законодательством прибрежного государства.



Назад