Электронная онлайн библиотека

 
 Международное частное право

3. Понятие, виды и правовой режим внутренних морских вод. Внутренние моря, заливы и бухты, морские порты. Правовое положение иностранных торговых судов и военных кораблей во внутренних водах государства


Внутренние морские воды - это моря, полностью окруженные сушей одного и того же государства (например, Аральское море в России); моря, побережья которых и оба берега соединены с другим морем или океаном, находятся в пределах одного государства (например, Белое море); воды морских портов и рейдов; морские бухты, губы, лиманы и залива, берега которых принадлежат одному государству, а залива в том случае, если ширина входа в залив равна удвоенной ширины территориальных вод. Кроме того, сюда относятся воды "исторических заливов". К внутренних морских вод принадлежат также воды рек и озер, омывающие берега одного государства.

Если государство имеет исторические или другие особые основания, она имеет право претендовать на более широкий пояс береговых вод для осуществления верховенства над заливом, но при этом необходимо, чтобы другие государства прямо или косвенно признавали эти претензии. К исторических заливов принадлежат Гудзонова залива, что принадлежит Канаде, залив Петра Великого на Дальнем Востоке, которая принадлежит России.

Воды озер принадлежат к внутренних морских вод, если они полностью окружены берегами одного государства. Если же они окружены по территории нескольких государств, между ними практикуется заключение соглашений о режим вод, которые принадлежат каждому из них. К таким принадлежат Боденское озеро, которое окружено территориями ФРГ и Швейцарии, Женевское озеро - Франции и Швейцарии, Большие озера, которые граничат с Канадой и США. При отсутствии согласований предполагается, что граница определяется срединной линией.

Эти же правила касаются и так называемых замкнутых морей, которые именуются так потому, что со всех сторон окружены территории одного государства. Когда же такое море окружено берегами двух или более стран, суверенные права каждой из них должны быть признаны в зоне их территориальных вод, а статус центральной части должно быть аналогичным статуса открытого моря. Так разделены Черное море.

Режим портов в Украине установлен разделом IV Кодекса Торгового мореплавания. В Украине порты бывают торговые, рыбные и специализированные. Кроме того, порты бывают открытые и закрытые. В последние захода иностранных судов подлежит особой регламентации.

В соответствии с общепризнанными нормами международного права иностранные невоенные суда в мирное время имеют право беспрепятственного захода в порты, открытые любого государства. Одновременно предусматривается право погрузки и разгрузки их товаров, погрузки и разгрузки их пассажиров. Ни один из портов не может быть когда-либо закрыт для захода иностранных судов, которые ищут убежища от бури или по причине бедствия. Каждое государство имеет право на издание законов с целью наблюдения за судоходством в пределах внутренних морских вод. Тем самым доступ иностранных торговых судов допускается в иностранные порты при условии разумного регулирования и за отсутствие любой дискриминации.

Во время пребывания в иностранном порту торговые суда подпадают под юрисдикцию страны пребывания. Но в соответствии с международной практикой прибрежные государства не осуществляют юрисдикцию по делам, которые касаются внутреннего распорядка на иностранном судне, включая гражданские и трудовые споры, возникающие в связи со службой на судах.

В иностранном порту суда подлежат санитарному контролю на основе международных правил. Судно, которое не выполнило санитарных правил, не подлежит задержке в порту. Оно может выйти, но в течение всего рейса не сможет зайти в другие порты того же государства.

Гражданская юрисдикция государства порта предусматривает компетенцию судебных учреждений прибрежного государства рассматривать иски, заявленные судну в связи с неисполнением контракта, спасением, причинением вреда и т.д. Компетентная власть также может задержать или арестовать иностранное судно на исполнение судебного решения, которое уже вынесен, и по постановлению об этом компетентных органов прибрежного государства. Вместе с тем принадлежащие государству судна сохраняют иммунитет от задержаний и арестов, вытекающих из исполнения судебных решений по гражданским делам, или на обеспечение заявленного иска.

Уголовная юрисдикция в отношении экипажа или лиц, находящихся на судне, входит в компетенцию прибрежного государства. Власти прибрежного государства предпочитает удержанию от осуществления такой юрисдикции в отношении моряков иностранных судов, если это не затрагивает интересов прибрежного государства. Чаще такое вмешательство является возможным только в случае обращения капитана или консульского представителя страны флага.

Власти порта имеет право осуществлять контроль за соблюдением иностранными судами ряда международных соглашений по безопасности мореплавания, в том числе безопасности пассажиров, охраны человеческой жизни на море.

Другие правила предусмотрены для иностранных военных судов. Общие принципы международного права основан на том, что захода военных судов даже в торговые порты может быть подчинено определенным ограничением как по численности, так и времени пребывания в них, так же как и объявления целей захода. Военные порты, как правило, закрытые для посещения иностранными военными судами.



Назад