Электронная онлайн библиотека

 
 Международное частное право

4. Правовой статус исключительной экономической зоны и континентального шельфа


Конвенция по морскому праву 1982 г. определяет исключительную экономическую зону как «район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему” , шириной не больше «200 морских миль, которые отсчитываются от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря» . Прибрежное государство в соответствии с международным правом получает не полный суверенитет над исключительной экономической зоной, а «а) суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем использования энергии воды, течений и ветра; б) юрисдикцию, предусмотренную в соответствующих положениях настоящей Конвенции, в отношении: и) создание и использования искусственных островов, установок и сооружений; ii) морских научных исследований; iii) защиты и сохранения морской среды; в) другие права и обязанности, предусмотренные в настоящей Конвенции».

Прибрежное государство определяет допустимый улов живых ресурсов в своей исключительной экономической зоне и обеспечивает, чтобы состояние живых ресурсов в такой зоне не подвергался опасности в результате чрезмерной эксплуатации. Она имеет право сооружать, а также разрешать сооружение, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений для экономических целей.

Определяя права и обязанности прибрежного государства, Конвенция по морскому праву 1982 г. устанавливает права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне, а именно свободу судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, другие с точки зрения международного права правомерных видов использования моря. Иностранное государство обязано учитывать в исключительной экономической зоне права и соблюдать законы прибрежного государства, а прибрежное государство - учитывать права иностранного государства в исключительной экономической зоне.

Прибрежные государства обычно имеют специальное законодательство о исключительную экономическую зону, которое согласно Конвенции по морскому праву 1982 г. должно быть совместимым с ее нормами. В Украине принят Закон Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины». Уголовным кодексом Украины в ст. 249 установлена уголовная ответственность за незаконное занятие рыбным, звериным или другим водным добывающим промыслом.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. континентальный шельф - это морское дно и недра подводных районов, которые простираются за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Подводная окраина материка доходит до глубоководного дна океана и состоит из шельфа, склона и подъема, а также включает в себя продолжение континентального массива прибрежного государства, что находится под водой. Если подводная окраина находится дальше 200 миль, внешняя граница может простираться на расстояние до 350 морских миль от линий, от которых отсчитывается территориальное море, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобат, которая представляет собой линию, которая соединяет глубины 2500 м. Расстояние в 350 миль распространяется также на грань шельфа на подводных хребтах.

Государства не распространяют на шельф полного суверенитета, а имеют определенные суверенные права «с целью разведки и разработки его природных ресурсов». Эти права часто называют исключительными, потому что никто и ни при каких обстоятельствах не вправе осуществлять такую деятельность без согласия прибрежного государства. Она также имеет исключительное право разрешать и регулировать производство любых бурильных работ на шельфе, независимо от их цели. Прибрежное государство вправе создавать на шельфе искусственные острова, установки и сооружения и устанавливать вокруг них зоны безопасности шириной до 500 метров.

Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса ни покрывающих шельф вод, ни воздушного пространства, которое находится над ними.

Разграничение континентального шельфа смежных или размещенных одна против другой государств осуществляют путем заключения международных соглашений.

Прибрежные государства обычно имеют специальное законодательство о континентальный шельф.



Назад