Электронная онлайн библиотека

 
 Международное частное право

5. Открытое море. Международно-правовой режим открытого моря. Принцип свободы открытого моря и составные части этого принципа. Правовой статус суда в открытом море, исключительная юрисдикция государственного флага


Действующее международное право, безусловно, признает существование открытого моря как пространства с особым международно-правовым режимом. В соответствии со ст. 1 Конвенции об открытом море 1958 г. срок «открытое море» охватывает «все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды любого государства». В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. открытым морем названы все части моря, «которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море и внутренние воды любого государства, ни в архіпелажні воды государства-архипелага» (ст. 86).

Принцип свободы открытого моря состоит из свободы судоходства, свободы рыболовства, свободы прокладки подводных кабелей и трубопроводов, свободы полетов над открытым морем, свободы строить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии со международного права и свободы научных исследований. Свободами открытого моря могут пользоваться все государства, независимо от того, имеют ли они морское побережье.

Свобода судоходства и свобода полетов предоставляется с учетом обязанностей государств придерживаться определенных правил. Так, осуществление судоходства должно быть подчинено Международным правилам предупреждения столкновений судов в море. Полеты в воздушном пространстве над открытым морем осуществляются в соответствии с нормами международного воздушного права.

Все государства имеют право прокладывать по дну открытого моря за пределами континентального шельфа подводные кабели и трубопроводы. Никто не вправе мешать государству в реализации ею этой свободы. Она же, в свою очередь, обязано надлежащим образом принимать во внимание уже проложены по дну моря кабели и трубопроводы, не препятствовать их ремонту и, по возможности, не препятствовать свободе судоходства и рыболовства. Прибрежное государство за определенными исключениями не может препятствовать прокладке или поддержанию в исправности иностранных подводных кабелей или трубопроводов на континентальном шельфе. Определение трассы для прохождения иностранных трубопроводов на континентальном шельфе осуществляется с согласия прибрежного государства.

Свобода рыболовства означает, что все живые ресурсы открытого моря находятся в общем и ровно пользовании всех государств мира. Международные договоры, которые заключаются в области пользование такими ресурсами, не могут наносить никоим образом ущерб государствам, которые не принимают в них участие. Но в случаях установления в международных договорах ограничений с целью сохранения ресурсов государства должны придерживаться этих ограничений. Свобода рыболовства не касается особого режима рыболовства в исключительной экономической зоне.

В последние годы в международном праве, особенно в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., свобода рыболовства все больше рассматривается сквозь призму охраны животного мира. С этой целью на государства возложены обязательства хранить и управлять живыми ресурсами открытого моря», а также употреблять в отношении своих граждан меры с целью обеспечения сохранности таких живых ресурсов.

Каждое судно, находящееся в открытом море, должно иметь флаг государства регистрации или международной организации. Флаг свидетельствует о национальную принадлежность судна. Условия и порядок предоставления судну флага и права плавать под этим флагом относятся к внутренней компетенции государства. В то же время предоставление флага не может быть формальным актом и согласно международного права влечет для государства определенные обязанности. В частности, между таким государством и судном должна существовать реальная связь. Государство обязано эффективно осуществлять технический, административный, социальный контроль над судами, плавающими под его флагом. Плавание под разными флагами, так же как и плавание без флага, лишает судно возможности искать защиты власти любого государства или международной организации. .

Международное право не связывает гражданство судовладельца с флагом судна, что ему принадлежит. В современном мире достаточно распространенное плавания морских торговых судов под так называемым „удобным флагом”, когда судовладельцы регистрируют суда в странах с наиболее выгодным режимом налогообложения или с приемлемым трудовым законодательством. Регистрация судна в иностранном государстве может иметь политические причины. Государство, предоставившее судну «удобный» флаг, берет на себя всю ответственность за такое судно.

Свобода судоходства в открытом море не исключает возможности и права прекращения незаконной деятельности судов, которые там находятся. Это предусмотрено ст. 110 Конвенции 1982, p. которая позволяет военному кораблю, который встретил в открытом море иностранное судно, "сделать проверку права судна на флаг". С этой целью он может послать шлюпку под командой офицера к подозреваемого судна. Если после проверки подозрение остается, он может сделать дальнейшее обзор со всей возможной осмотрительностью. Подобные действия допустимы, если у командира военного судна возникло подозрение, что встречное судно занимается пиратством, работорговлей, несанкционированным сообщению, не имеет национальности или на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, но в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль. Но если подозрение оказалась необоснованной и судно не совершила действий, которые бы оправдывали эту подозрение, торговому судну имеют все возместить.

Исключение из свободы судоходства в открытом море допустимый также при преследовании по горячим следам (ст. 111 Конвенции). Оно допускается тогда, когда у власти прибрежного государства есть достаточные основания полагать, что судно нарушило законы и правила прибрежного государства. При этом под судном следует понимать не только сам корабль, но и принадлежащие ему шлюпки, если нарушение допущено во внутренних водах, в территориальном море или в прилегающей зоне. Не требуется, чтобы корабль, который преследует, также находился в указанных пространствах, но необходимо чтобы преследованию предшествовала подача сигнала, который хорошо распознается, об остановке. Преследования допустимо, если его начато во внутренних водах, территориальном море или в прилегающей зоне и оно было непрерывным.

Право преследования по горячим следам прекращается как только судно, что преследуется, вошло в территориальные воды своей или третьего государства.



Назад