Электронная онлайн библиотека

 
 История учений о государстве и праве

2. Политическая философия эпохи средневековья. Теории Т.Мора, Т.Кампанели, Н.макиавелли


Демократический идеал средневековья базировался на христианской морали. Христианство провозгласило равенство приверженцев новой религии. В дискуссиях христианских общин была преодолена идея богоизбранности только отдельных народов. Общины были организованы на демократических началах. Не было духовенства, предметов культа, обрядов. Верующие отдавали обществу свое имущество, за общий счет устраивались общественные трапезы. Связь между общинами поддерживали странствующие проповедники (апостолы), что не имели привилегий. Община кормила апостола несколько дней, после чего он должен был или идти дальше, или работать вместе с другими. В христианском учении в религиозной форме были выражены некоторые общечеловеческие ценности, элементарные нормы нравственности и справедливости: не убивай, не кради, не лги, не прелюбодействуй, не пожелай чужого, люби ближнего, как самого себя. В Новом завете содержится осуждение богатых.

Немало демократических идей было высказано представителями еретических движений. Так, во второй половине II в. в Малой Азии возникла секта монтанистов, что продолжали проповедовать ненависть к Римской империи, предвещать близкое пришествие мессии, конец "мира зла и насилия", установление "тысячелетнего царства". В общинах монтанистов хранились общие трапезы, демократические порядки общин.

Тогда же возникли антицерковные секты гностиков (гносис - знание), что соединяли ряд положений христианства с учением о "логос" в духе философии неоплатонизма и стоиков. Некоторые гностики учили, что общественное неравенство противоречит божественному закону справедливости: "Бог не делает различия между богатым и бедным и правителем народа, между неразумными и умными, женщинами и мужчинами, свободными и рабами... потому что никто не может отнять у своего ближнего его долю света, чтобы самому наслаждаться двойным". Божественному закону справедливости Епіфан противопоставлял человеческий закон, который основал частную собственность.

Еретики широко использовали апелляцию к текстам писания, что отвечали настроениям масс. С IV в. в Северной Африке возникло движение рабов, колонов и свободных бедняков, которые называли себя агоністиками (борцы, воины христовы). Вооруженные дубинками (потому что, согласно писанию, "все, взявшие меч, мечом погибнут") агоністики нападали на дома богачей, уничтожали кабальные документы, убивали владельцев латифундий или заставляли их работать на мельницах и в каменоломнях ("если кто не хочет трудиться, тот и не ешь").

Довольно своеобразным для своего времени было учение Марсилія Падуанского об человеческий закон. Человеческий закон должен приниматься народом - под народом понимается "совокупность граждан или важнейшая их часть". Такой порядок принятия и изменения человеческих законов определяется их целью: приняты народом законы выражают общее благо; народ лучше повинуется тем законам, которые сам для себя создал; эти законы всем известны; большинстве (обществ) принадлежит крупнейшая силу для принуждения непокорных к соблюдению законов; наконец, каждый может заметить недостатки и предложить способы их устранения.

Столь же своеобразно Падуанским решается проблема правительства, что приводит законы в исполнение. Во-первых, выдвигается и обосновывается принцип підзаконності всех действий правительства, что для того и создан, чтобы выполнять законы, определяющие цели и порядок общежитии. Во-вторых, исполнитель законов должен избираться тем же, кем закон установлен, то есть народом.

Теоретическое обоснование принадлежности народа законодательной власти, выборности народом главы исполнительной власти - все это в теоретическом плане далеко опережал время Падуанского, предвидя лозунги революций XVII-XVIII ст.

Выдающийся политолог эпохи возрождения Макиавелли целью государства и основой его прочности считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя - посягать на имущество подданных - это неизбежно порождает ненависть. Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства. По его учению, блага свободы наилучшим образом обеспечены в республике.

Макиавелли стремился опровергнуть общее мнение историков о порочности народа. Народные массы постійніше, честнее, мудрее и более рассудительно государя. Если единоличный правитель лучше создает законы, устраивает новый лад и новые учреждения, то народ лучше сохраняет основан лад. Народ нередко ошибается в общих вопросах, но очень редко - в частных. При избрании должностных лиц, например, народ делает несравненно лучший выбор, чем государь. Даже народ взбунтовался, менее страшен, чем неукротимый тиран: мятежный народ можно уговорить словом - от тирана можно избавиться только железом; бунт народа страшен тем, что может породить тирана, - тиран уже имеющееся зло; жестокость народа направлена против тех, кто может посягнуть на общее благо, "жестокость государя направлена против тех, кто, как он опасается, может посягнуть на его собственное, личное благо".

Другой представитель эпохи Возрождения Же. Боден к демократии относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и власти, а общее дело в упадке; толпа, народ - "зверь многоглавий и лишен ума" - не может принять что-нибудь хорошее, преследует богатых, искореняет и выгоняет выбирает лучших, худших.

Ж.Боден выделяет такие недостатки демократии как неэффективность управления всех, угроза внутреннего порабощения в случае увеличения количества иностранцев в государстве, непредсказуемость народа, его склонность к безрассудству и афективності.

Возрождение античного наследия повысило интерес к книге Платона "Государство". Развитие идей Платона об общности собственности привело к появлению основ социализма Нового времени. Существенным нововведением теорий раннего социализма было умозрительное распространение общности собственности на всех граждан (а не только на философов и воинов, как у Платона), а также обоснование демократических учреждений в государствах, основанных на общественной собственности.

В 1516 г. была опубликована "Утопия" Т. Мора. Утопия - своеобразная федерация 54 городов. Томас Мор подчеркивает демократизм учреждений утопійців: "Между собой они живут дружно, потому что ни один чиновник не проявляет надменности и не внушает страха. Их называют родителями, и они ведут себя достойно".

В Утопии существует широкая веротерпимость. Там много сект и религий. Запрещено лишь возбуждать религиозный фанатизм, осуждать верования других (однако атеисты не могут занимать должности, а также публично защищать безбожие). Это говорит об одобрении Т.Мором плюрализма и толерантности.

Всюду, где можно, государство стремится обойтись без запретов и регламентации, ограничивающие свободу граждан.

Эти идеи получили дальнейшее развитие в произведениях Томмазо (Джиана Доменико) Кампанеллы (1568-1639 г.). Кампанела думал, что в обществе, основанном на общей собственности, сохранится государство. Однако государство, им описана, основаны на трех принципах: 1) главными задачами нового государства будут организация производства и распределения, управления воспитанием граждан; 2) эти задачи государства обусловливают значительную роль ученых в осуществлении власти и управления; 3) новый общественный строй требует участия народа в управлении государством.

Довольно оригинальные мысли Кампанеллы о способах сочетание демократии и правления ученых-специалистов. Кандидатуры на тот или иной пост предлагаются воспитателями, старшими мастерами, начальниками отрядов и других должностных лиц, которые знают, кто из соляриев к которой должности более пригоден; в Большом Совете каждый может высказаться за или против избрания; решение о назначении на должность выносится коллегией должностных лиц (четыре главных правители, руководители соответствующих наук или ремесел, начальники отрядов).



Назад