Электронная онлайн библиотека

 
 История учений о государстве и праве

4. Основные направления развития идей демократии в ХХ и начале XXI веков


Критика не демократии в целом, а отдельной ее формы приобретает все большее распространение в наше время. Споры исследователей касаются не факта существования демократического правления, а конкретных способов его реализации.

Отрицательное отношение к идее народа как суверена политической власти находим и в книге английского философа К.Поппера “Открытое общество и его враги”. “На самом деле народ нигде не правит. Им выбираются партии. Бесконтрольность суверенитета народа на власть ведет к тирании. Демократия, - продолжает К.Поппер, - означает, что граждане должны иметь возможность влиять на политику тогда, когда они этого захотят, что политики должны рассматривать себя как слуг народа, что законы правительства должны отражать ценности, пожелания большинства”.

Карл Поппер отмечал, что “демократию нельзя рассматривать как закон большинства. Ведь большинство может править тиранічними методами. При демократии власть тех, кто правит, должна быть ограничена”.

Также важным является правовая защита меньшинства. “Демократия - это власть большинства, что уважает права меньшинства”, - подчеркивает М.Дюверже. Следовательно, принцип большинства как в теории демократии, так и в политической практике нельзя рассматривать абстрактно. Он реализуется в рамках конкретной системы политических отношений. Большинством считается только та часть, которая является гражданами этой страны, большинство имеет право участвовать в политической жизни, в выборах власти.

По мнению итальянского философа Норберто Боббіо, “народ” и “суверенитет”, оставаясь важными в понятийном аппарате теории демократии, все же не полностью соответствуют современной политической языке. Нельзя, считает Н.боббио, категорически говорить о народ как субъект демократии, поскольку “истинный субъект демократии - это индивиды или граждане, о чем также свидетельствует незначительное количество граждан, которая участвует в выборах или референдумах. Определенным образом это касается и понятия “суверенитет”, с которым всегда ассоциировалась государство. Как отмечает Н.боббио, общей тенденцией современного мира является то, что государство все меньше выглядит как суверен и все больше как посредник, арбитр. “Мы привыкли рассматривать политику исключительно с позиции государства. Теперь мы все больше рассматриваем политику с точки зрения общества”.

Падение коммунизма в Восточной Европе и на территории бывшего Советского Союза немедленно повлекло переосмысления теории демократии. Первой значительной попыткой подобного переосмысления были размышления Ф.Фукуями о "конце истории", изложенные в его работе, которая вышла в свет летом 1989 года. Основная идея Фуке ямы сводилась к тому, что распад коммунизма оставил идеи либеральной демократии без реального противовеса, когда невозможно было определить какую-либо идеологии-конкурента.

Другими словами, наступила постісторична стадия развития человечества, что больше не содержит в себе никакой идеологической угрозы для либеральной демократии.

Схема Фукуямы довольно точная. Индустриальное развитие и свободное предпринимательство - это необходимые условия создания стабильных и сбалансированных демократий. Но в большинстве случаев демократия распространялась иррациональным способом. После установления в отдельных странах, она постепенно начинала становиться все более привлекательной для других народов

Однако, существуют и менее оптимистичные оценки перспектив демократического развития. Так, профессор Бауман уверен, что современное общество радикально отличается от всех предыдущих форм человеческого существования: утрачена бывшая сбалансированность между общественным и частным, за счет которой поддерживалась устойчивость социального порядка; современное общество в принципе не признает потребности в диалоге между общественным и индивидуальным. Как отмечает автор, индивидуальное вторглось на территорию общественного, но отнюдь не для того, чтобы взаимодействовать с ним; общественное колонизируется частным; публичный интерес деградирует до интереса к частной жизни общественных деятелей. Общественные проблемы, которые не могут быть подвергнуты редукции индивидуального, и вовсе перестают быть понятными. Как следствие, Бауман делает вывод о кризисе демократического развития, что в будущем будет углубляться.

Основные термины:

Софизм - философское течение античности, что рассматривает демократию как рациональное правления лучших в обществе.

Концепция “философа на троне” - теория Платона, что определяет правление мудрецов и умнейших как предпосылку справедливого устройства.

Охлократия - это политический строй, основанный на власти толпы, по мнению античных философов является следствием демократии.

Полития - это правления среднего класса, справедливый устой, лишенный, за Аристотелем, недостатков демократии.



Назад