Электронная онлайн библиотека

 
 История учений о государстве и праве

1. Возникновения и содержание демократии


Демократия издавна известна в истории. Демократические формы организации уходят корнями в глубокое, еще до-государственное прошлое - в родовой строй. Можно выделить следующие исторические формы демократии:

1. Прямая первоначальная, общинная демократия - военная, племенная демократия переддержавних этапов политического развития человечества. Они возникают вместе с появлением самого человека. Через родовые формы демократии прошли все народы. Ее характерные черты:

- равное право голоса при выборе и смещении своих высших руководителей - старейшины (сахема) и вождя (военного предводителя) имели всех взрослых мужчин и женщин этого рода.

- Высшей властью в роде была рада - собрание всех его взрослых представителей. Он выбирал и смещал вождей, решал вопросы войны и мира, принятие в свой род посторонних и др.

- Заседание этого совета проходили открыто, при участии в обсуждении любых членов племени.

- Решения на таких советах конечно принимались по принципу единогласия.

- основывалась на кровно-семейных связях, общей собственности, низкой плотности и относительной малочисленности населения, примитивном производстве.

- Не было четкого разделения управленческого и исполнительского труда, не имела специального аппарата управления и принуждения.

- Основная сфера отношений между людьми регулировалась обычаями и табу. Власть советов и вождей (старейшин) держалась на моральном авторитете и поддержке соплеменников.

Это была довольно примитивная демократия, или общинне самоуправления. Подобные формы демократии существовали у древних греков, германцев и других народов. С развитием производства и общественного разделения труда, ростом населения, появлением частной собственности и углублением социального неравенства первоначальная демократия уступила место авторитарным (монархическим, аристократичной, олигархическим или тираническим) формам правления. Традиции первоначальной демократии очень повлияли на появление демократических государств в Древней Греции и в Риме.

2. Античная демократия. Государственные формы демократии хорошо известны античному миру. В Древней Греции демократия определялась как особая форма, вид организации государства-полиса, при которой властью обладает не одно лицо (как при монархии, тирании и др.) и не группа лиц (за аристократии, олигархии и др.), а все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством. Классической формой такого государства была Афинская республика. Он возник в V в. до н. э. Начало демократическом развитии Афин положили реформы архонта Соленая (освобождение плебса от государственных налогов, наделение всех граждан правом выбирать должностных лиц (магистратов) и требовать у них отчета). Идеи выборности и подконтрольности правителей, добровольного согласия подчиняться власти закона, получили массовое распространение и развитие во времена Перикла в V в. до н. э. Вот как он характеризует свой идеал государственного устройства: «Называется этот порядок демократическим, - писал Перикл, - потому что он основывается не на меньшинстве граждан, а на их большинства. В отношении частных интересов законы наши предоставляют равноправие для всех».

Характерные черты:

- прямая демократия. Главным институтом власти служили народное собрание. Именно в нем без каких-либо звеньев - партий, парламента или бюрократии - формировалась общая воля, принимались законы и решения.

- Государство состояла из однородных в классе, этническом и религиозном отношениях граждан.

- не существовало четкого разделения частной и общественной жизни. Индивид идентифицировал себя с полисом и принятыми большинством решений и чувствовал себя свободным как органическая часть единого целого.

- подчинения индивида авторитета сообщества

- создание благоприятных условий для участия граждан в управлении делами государства. Граждане обладали для этого достаточным свободным временем. Кроме того, бедные получали поддержку из государственной казны, а также плату за присутствие на общественных мероприятиях. Тем самым всем обеспечивался необходимый для занятия общественными делами «прожиточный минимум». Общественное мнение также стимулировала политическую активность народа, оценивая участие в политику как единственное достойное занятие афинского гражданина.

Все эти факты позволяют характеризовать античную модель народовластие как демократию преимущественно социальную, то есть не только провозглашает равенство политических прав, но и такую, что обеспечивает более-менее равные социальные условия, необходимые для их фактического использования.

- Тирания большинства. Власть Народных собраний ничем не ограничивалась и простиралась на любые проявления частной жизни. Всевластия демоса превратилось в абсолютное. Законодатель в лице большинства стал выше закона и попытался решениями, принятыми плебсом на рыночной площади, управлять военными действиями, приговаривая к смертной казни военачальников за проигранные сражения. Частым явлением стали расправы бедных над богатыми, гонения на еретиков и инакомыслящих, в том числе самых выдающихся философов и мудрецов. За это демократия рассматривалась как ложная форма правления (напр. Платон).

3. Средневековые формы демократии Древнем Новгороде, во Флоренции, Венеции, Голландии и ряде других городов-республик в форме народных собраний феодального и феодально-теократического типа. Предпосылки: Под влиянием христианства в средние века утвердились идеи о том, что монарх и власть в целом должны служить своему народу и не вправе нарушать законы, вытекающие из Божественных заповедей, морали, традиций и естественных прав человека. Большое влияние на подготовку благоприятного духовно-нравственного почвы для демократии сделали средневековые религиозные движения - «соборный движение» в католической церкви, что выступает против независимости церковных авторитетов от мирян, христианской общины, а также протестантская реформация, что борется за ликвидацию жесткой церковной иерархии и за утверждение в среде верующих демократических идеалов раннего христианства. В Новгороде вечевые собрания избирали религиозного обладателя, республика носила теократический характер. Здесь же избиралась светская власть и князь. В Галицком княжестве все вопросы экономического и социального характера решались на народном вече.

4. Классическая либеральная демократия. Существующие в наши дни демократические системы ведут свое начало от форм правления, возникшие в конце XVIII-XIX в. под прямым и разносторонним влиянием либерализма. Обоснована философами Дж. Локком, Ш. Монтескье, Ж. -Же. Руссо.

Характерные черты:

- базируется на идее «общего блага для всех», который создается на основе общей воли.

- отделение индивида от общества и государства,

- разграничение двух автономных областей - государства и гражданского общества,

- конституционное и институційне ограничения сферы действия и полномочия государства

- защита автономии и права меньшинства по отношению к большинству,

- провозглашение политическое равенство всех граждан,

- наделение личности фундаментальными, неотъемлемыми правами и утвердил ее как главный элемент политической системы.

- принципа народного суверенитета.

- Парламентаризм, преимущество представительных форм политического влияния.

- Разделение властей, создание сдержек и противовесов как условия эффективного контроля граждан над государством, предотвращения злоупотреблений властью. Как отмечал еще в XVIII в. Монтескье, общество в состоянии проконтролировать только ту власть, что раздроблена и отдельной части которой противопоставлены друг другу.

- Ограниченность политического участия. Отождествление народа как субъекта власти с владельцами-мужчинами, исключение низших слоев, прежде всего наемных рабочих, а также женщин из числа граждан, обладающих избирательным правом. В большинстве западных демократий вплоть до начала-середины XX в. сохранялись имущественные и другие цензы - обязательные условия, без которых человек не имела права участвовать в голосовании. (В некоторых штатах США своеобразный имущественный ценз - избирательный налог был отменен лишь в 1961 г.)

- формальный характер демократии, что следует из узкого, понимание свободы как отсутствия принуждения, ограничений.

5. Коллективистское демократия. Колективістську демократию нередко называют ідентитарною. Это название отражает тот факт, что она выходит из целостности народа (нации, класса), наличия у него единой свободы еще до акта ее публичного выражения и идентичности этой воли и действий представителей власти.

Виднейшие представители теории ідентитарної демократии - Руссо, Маркс, Ленин, Карл Шмитт. Первым наиболее ярко выразил и обосновал важнейшие принципы этого типа демократии Жан Жак Руссо (1712-1778).

«Социалистическая демократия». Она выходит из гомогенности и сохранности сначала рабочего класса, а после построения социализма и всего народа, из наличия в этих суверенов власти классового, а потом общенародного интереса. Этот интерес существует объективно и сначала осознается марксистско-ленинской партией, что вносит его обучения, что выражает, в сознание масс. После чего через механизм социалистической демократии, прежде всего Совета, оформляется и выражается общая воля народа. Особенности теории «социалистической демократии» оказались прежде всего в полном отрицании частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности, в подмене народа рабочим классом, работающими, а также в идеи ведущей роли авангарда рабочего класса и всего народа - коммунистической партии, призванной управлять процессом перехода к полной демократии, общественному самоуправлению.

Таким образом, проанализированы исторические формы демократии свидетельствуют о разнообразие представлений относительно смысла термина демократия. Относительно современного определения демократии также нет однозначности.

Существует много дефиниций демократии, что обуславливается различными причинами, в частности мировоззренческими позициями ученых. Демократия, демократизм, демократизация и демократичность не одно и то же: демократизм - это характеристика режима, средств правления, применяемых методов, способ политических отношений и поведения власти. Поэтому демократическим, в принципе, может быть не только республиканские, но и монархическое государство, особенно современная, когда монархия играет номинальную роль. Реальная демократия - форма, разновидность государства, что характеризуется признанием народа высшим источником власти, избирательностью основных органов государства, равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав, подчинения меньшинства большинству при принятии решений. Отсюда и общее наименование демократии для государств различных политических форм правления, но с подобными режимами.

Этимологически демократия означает правление народа. Трактовка демократии как народовластие было дополнено президентом США А.линкольном в Гетісберзькому обращении 1863г. и звучит следующим образом: «Демократия - это правление народа, осуществляемое народом и для народа».

Вот как объясняет демократию политологический энциклопедический словарь: Демократия - это власть народа, народовластие, что выходит из организации и функционирования государственной власти на принципах признания народа ее источником и носителем, основывается на стремлении обеспечить справедливость, равенство, благосостояние всех при решении проблем и вопросов общественного управления.

В то же время, понимание демократии как власти народа требует целого ряда уточнений и детализации. Во-первых, каждый член общества, что составляет часть категории «народ», не может самостоятельно влиять на процесс принятия политических решений.

Во-вторых, критика этимологического подхода разворачивается в связи с тем что его абсолютизация грозит пренебрежением правами меньшинства. По этому поводу известный исследователь теории демократии и партийных систем Дж.Сарторі в своей работе «Демократия и определения» говорит, что такую демократию следовало бы называть «масократією».

Под сомнение ставится возможность выделить общую волю на основе суммы противоположных интересов и взглядов отдельных индивидов. Народ нельзя понимать как субъект власти, поскольку он не наделен волей и сознанием, способностью принимать решение действовать. Поддерживают и развивают эти аргументы выдающийся русский мыслитель М. Бердяев, немецкий философ Ю.хабермас.

Недостаток в определении демократии как народовластие заключается также в том, что в нем теряется объект власти (возникает вопрос, над кем осуществляется власть народа). Такое противоречие приводит к ошибочного отождествления демократии с анархией или митинговой демократией, что на самом деле вульгаризують ее сущность.

В связи с названными противоречиями, сущность подходов к определению демократии заключается в проблеме трактовка термина «народ». Либеральная концепция понимает его как совокупность индивидов, воля которых осуществляется не непосредственно, а через избранных представителей. Коллективистское теория рассматривает народ как совокупность социальных групп, которые объективно существуют в обществе и реализуют политические решения по принципу большинства. Плюралистическая концепция предлагает трактовать “народ” как многообразные, взаимодействующие группы интересов, а политические решения - как результат конкуренции и компромисса различных политических сил.

Названные концепции демократии в современной политической науке дополняются рядом подходов к определению демократии. Так, институциональный подход предлагает понимать демократию как совокупность институтов и принципов осуществления политической власти. Наличие представительных органов, сформированные в результате всеобщих выборов, разделение ветвей власти, господства законности, система сдержек и противовесов, без сомнения, являются важными характеристиками демократической политической системы.

В то же время, институциональный подход определения демократии не исчерпывает ее сущность. Вне поля зрения здесь остаются результаты процесса осуществления политической власти. Это связано с тем, что сущность демократических институтов может быть искривлена и использована для установления недемократических политических режимов. Наиболее существенным историческим примером здесь может быть установления фашизма в Германии. Приход Гитлера к власти произошел в результате его победы на всенародных выборах. Эту проблему освещает американский философ и политолог Дж.Хеллоуел в своем труде «Нравственные основы демократии».

Довольно распространенным в политической науке есть процедурный подход определения демократии. Его сущность заключается в том, что демократия понимается как процедура избрания лидеров, которые управляют. Наиболее последовательно такое определение разработал австрийский экономист и политолог Й.Шумпетер По его словам демократический метод - это такое институциональное устройство для принятия политических решений, при котором отдельные индивиды получают власть принимать решения в результате конкурентной борьбы за голоса людей.

Особое значение процедурном определению демократии предоставлял американский исследователь С. Хантингтон. Его автор считает наиболее четким, однозначным и таким, что обеспечивает аналитическую четкость и эмпирическую референтность, что делает понятие пригодным для использования. Среди преимуществ процедурного подхода он также называет отсутствие лозунговості и больше здравого смысла; простоту классификации режимов по признаку наличия выборов.

Однако, недостатком процедурного подхода является то, что выборы могут быть формальными и не обеспечивать реальной свободы в обществе. Все выше сказанное дает основания рассматривать процедуру выборов лишь как один из признаков демократической политической системы и признать, что данный подход отражает узкое значение концепта демократия.

Как видим срок демократия является достаточно противоречивым и многозначительным.

Срок демократия может использоваться в следующих значениях:

1. как форма устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений за большинством. В этом смысле говорится о партийной, профсоюзной, производственной и даже семейную демократию. Демократия, понимаемая в широком смысле, может существовать везде, где есть организация, власти и управления.

2. как основан на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение.

3. как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов.

Можно выделить следующие характерные черты современной демократии, что позволяют говорить о наличии демократической формы правления в той или иной стране.:

1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Суверенитет народа выражается в том, что именно ему принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически менять их, а во многих странах имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов.

2. Периодическая выборность основных органов государства. Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. В древности многие народы нередко выбирали себе царей, которые затем имели право на пожизненное правление и даже передачу этого права по наследству. Однако в этом случае демократии еще не было.

3. Равенство прав граждан на участие в управлении государством. Этот принцип требует как минимум равенства избирательных прав. А в современной, сложно организованной политической системе он предполагает также свободу создавать политические партии и иные объединения для выражения воли граждан, свободу мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

4. Принятие решений по большинству и подчинений меньшинства большинству при их осуществлении.

Эти требования являются минимальными условиями. Однако реальные политические системы, основанные на общих принципах демократии, весьма существенно отличаются друг от друга, например, античная и современная демократии, американские и швейцарские политические системы и т.д.

Итак, демократия - форма устройства любой организации, основанная на принципах равноправия ее членов, периодической избирательности органов правления и принятия решений в них за большинством. Демократия определяется как основан на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующий ему мировоззрение. Демократический идеал ценностей включает: свободу, равенство, уважение прав человека и меньшинств, народный суверенитет, соучастие граждан в управлении и др. Многогранность понятия демократии более основательно раскрывается по рассмотрению ее разновидностей.



Назад