Электронная онлайн библиотека

 
 История учений о государстве и праве

2. Аспекты и разновидности демократии


Демократия является столь многообразным явлением, что ее целесообразно классифицировать по разным основаниям.

По форме осуществления политической власти различают прямой и представительной демократии. В прямых формах народовластия граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Практически она возможна в сравнительно небольших коллективах (на производственных предприятиях, в общинах, городах и т.п.), причем в тех случаях, когда принятые решения достаточно простые и участие в их подготовке и обсуждении не требует специальной квалификации. В современном мире прямая демократия встречается главным образом на уровне местного самоуправления. Распространенность прямых форм демократии напрямую зависит от того, насколько удается децентрализовать процесс вынесения решений и передать право их принятия сравнительно небольшим, локальным коллективам.

К прямой демократии обычно относят так называемый императивный мандат, что предполагает обязанность выборных представителей голосовать строго в соответствии с приказом избирателей, их волей. Так, характер императивного мандата имеет коллегия выборщиков президента США, обязанных отдать свой голос за кандидата, победившего в соответствующих штатах. Императивный мандат как бы консервирует волю избирателей, не позволяя его носителям участвовать в обсуждении и принятии компромиссных вариантов решений.

Суть демократии - в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения. Представительная демократия необходима особенно тогда, когда через большие территории или вследствие других причин затруднена регулярная личное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

Концепция Обосновывает репрезентативную демократию, выходит из ее понимание как компетентного и ответственного перед народом представительного правления. Воля народа здесь не отождествляется с его прямым участием. Она существует далеко не по всем вопросам и выражается гражданами как непосредственно на выборах, так и делегируется представительным органам и депутатам. Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля (преимущественно электорального, с помощью выборов, и институционального, с помощью специальных учреждений), конституционного ограничения компетенций органов власти и должностных лиц и их полной независимости в пределах закона.

Достаточно четкое определение репрезентативной демократии дает известный немецкий ученый Ральф Дарендорф: вопреки буквальному значению, пишет он, «демократия - не «правление народа»; такого на свете просто не бывает. Демократия - это правительство, которое избирается народом, а если необходимо - то народом и что смещается; кроме того, демократия - это правительство со своим собственным курсом».

По общественной сферой реализации демократии Дж.Сарторі выделяет целый ряд неполитических разновидностей демократии. Он доказывает, что собственное политическое значение демократия была разве что в античных полисах. Зато в современном обществе существует социальная, первичная, индустриальная, экономическая и другие демократии. Раскрывая сущность этих понятий, Сартори определяет социальную демократию как склонность определенного сообщества к демократическим ценностям. Исследования демократии в этой сфере начал А.Токвіль, раскрывая естественное влечение к равенства населения современных США и рассматривая американскую демократию скорее как общественное состояние, чем политическую форму.

Наиболее полно развил точку зрения Токвиля современный американский исследователь Дж.Брайс, что придерживался взгляда на демократию как характер и образ жизни, общее состояние и стиль общества. Под термином социальная демократия часто понимают наличие первичных демократий - сообществ и добровольческих организаций.

Срок индустриальная демократия ввели в конце XIX века британские исследователи Сидней и Беатриса Вебб. Они понимали под ним прежде всего демократию на промышленных предприятиях и рабочее самоуправление.

Рядом с этим достаточно четким определением, в срок экономическая демократия укладывается часто очень разный смысл. Один из вариантов трактовки сущности экономической демократии заключается в стремлении перераспределения богатства, выравнивание экономических возможностей и достижения как можно большего социального равенства. Другое понимание связано с равенством контроля за решениями в экономике. В этом случае экономическая демократия предстает как разновидность индустриального, или ее проявление на макроуровне. Согласно марксисткою теорией экономическая демократия - это тип управления, что в коммунистическом обществе придет на смену политической.

В зависимости от строения и порядка формирования органов, институтов власти (второй признак демократии) демократические государства делятся на парламентские, президентские, смешанные (или напівпрезидентські) республики, суперпрезидентські республики, парламентские монархии и т.д.

По признаку равенства прав граждан на участие в управлении государством. Такое равенство может быть формальным, чисто юридическим и фактическим, что предполагает создание примерно одинаковых социальных возможностей для реализации людьми своих политических прав (материальный достаток, образование, свободное время, доступ к информации и др.).

В зависимости от характера равенства, обеспечиваемого государством, демократия делится на политическую, что предполагает лишь формальное равенство, равенство прав, и социальную, что основывается на равенстве фактических возможностей участия граждан в управлении государством. Термин «социальная демократия» нашел, в частности, свое выражение в названии одного из самых влиятельных политических движений XX в. - социал-демократии.

Реально существующая демократия в индустриально развитых странах мира стремится сочетать идеи самоуправления и партиципации (главным образом на местном уровне, а частично и на производстве) с представительством в масштабах всего государства. Кроме того, названные теории не исчерпывают многообразия демократического устройства. Существует, например, ряд национальных моделей демократии. Это обусловлено общественной ценностью и значением демократии. Попробуем ее доказать.



Назад