Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Специализация обучения в современной высшей школе


Специализация обучения в высших профессиональных учебных заведениях обусловлена особенностями и направлениями развития экономики и народного хозяйства в целом. Это своеобразное социально-экономическое заказ общества на подготовку специалистов высокой квалификации. Специализация имела место еще в первых европейских университетах: функционировали подразделения (факультета) - актерский, юридический, медицинский, философский. Но даже при наличии отдельных факультетов подготовка специалистов имела широкопрофильный характер: готовили специалистов-универсалов, енциклопедистів. Это обусловлено особенностями тогдашнего хозяйственного уклада: доля крупных предприятий, хозяйств, научных отраслей была незначительной.

XX века отличалось активной научно-технической революцией, появлением новых сфер знания, научных направлений, новых производств. Эти факторы и обусловили расширение перечня специализаций в подготовке специалистов. Если в XIX в. осуществлялась подготовка специалистов широкого профиля - инженера, врача, юриста, - то в настоящее время в рамках одной профессии выделяют целый ряд специальностей. Например, профессия врача насчитывает более 50 специализаций; инженера - около 80; педагога - свыше 30 и т.д.

С одной стороны, такой подход будто оправдан: будущий специалист уже во время обучения углубляется в узкую сферу деятельности (например, врач-окулист, инженер по обслуживанию шасси самолетов и под.). А с другой - специалист узкого профиля слабо ориентируется в проблемах широкого масштаба, не видит взаимосвязей между явлениями и процессами, не всегда способен принимать адекватные решения относительно широких проблем. Американский педагог Дж. Брунер, размышляя над задачами высшей школы, писал, что результатом деятельности высшего образования должны быть хорошо подготовленные люди, которые умеют думать, искать и находить собственные решения.

В связи с расширением специализаций в профессиональных учебных заведениях вводится разработка квалификационных характеристик конкретных специальностей. Ныне в Украине подготовка специалистов в ВУЗАХ ведется с 78 направлений, 332 специальностей бакалавра, 337 - специалиста, 334 - магистра. С целью расширения возможностей использования специалистов, целенаправленной их подготовки и лучшей адаптации к условиям конкретной практической деятельности введена большое количество специализаций. С каждым годом появляются потребности в подготовке кадров из все новых и новых специальностей. Это предопределяет необходимость введения учебных дисциплин, овладение которыми обеспечивало бы качественную подготовку специалистов. В связи с этим постоянно проводится целенаправленная работа по выработке государственных стандартов, содержательного обеспечения подготовки специалистов определенных профилей. Все это позволило создать систему высшего образования, которая динамично реагирует на изменения рынка труда и удовлетворяет разноплановые потребности граждан Украины в образовании в течение жизни.

Законом Украины "О высшем образовании" определены требования к стандартам высшего образования. Система стандартов высшего образования составляют: государственный стандарт высшего образования, отраслевые стандарты высшего образования и стандарты высшего образования высших учебных заведений.

Государственный стандарт высшего образования охватывает следующие составляющие:

- перечень квалификаций по соответствующим образовательно-квалификационными уровнями;

- перечень направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по соответствующим образовательно-квалификационными уровнями;

- требования к образовательных уровней высшего образования;

- требования к образовательно-квалификационных уровней высшего образования.

Отраслевые стандарты высшего образования содержат:

- образовательно-квалификационные характеристики выпускников высших учебных заведений;

- образовательно-профессиональные программы подготовки;

- средства диагностики качества высшего образования.

Стандарты высшего образования высших учебных заведений включают:

- перечень специализаций по специальностям;

- вариативные части образовательно-квалификационных характеристик выпускников высших учебных заведений;

- вариативные части образовательно-профессиональных программ подготовки;

- вариативные части средств диагностики качества высшего образования;

- учебные планы;

- программы учебных дисциплин.

Современный период характеризуется постепенным переходом отечественной высшего образования на Европейской кредитно-трансферной и аккумулирующую систему организации обучения. Ключевой задачей подготовки специалистов в условиях кредитно-модульной системы организации обучения должно быть создание стандартов по направлениям образования, в которых доминировал бы деятельностный аспект усвоения содержания с учетом общеевропейских и региональных стандартов; создание модульных программ, в которых мини-модули легко можно было бы заменить, обновить, трансформировать, адаптировать. Ныне в Украине утверждены государственные стандарты для 80 специальностей.

Внедрение отраслевых стандартов обеспечивает:

- создание логического учебно-методического комплекса
специальности по каждой специализации, то есть комплекта взаємопо вязаных документов, в которых определены условия качественной подготовки конкурентоспособных выпускников каждого уровня;

- сотрудничество с потенциальными работодателями с целью качественной разработке вариативной части образовательно-квалификационной характеристики каждой специализации;

- четкое определение региональных потребностей в специалистах той или иной специализации, обоснованность и перспективность определение специализации;

- умотивований подход к выбору дисциплин каждой специализации, их перечень обусловлен умениями, необходимыми для первичных должностей;

- создание большого количества спецкурсов, что дает возможность студентам делать собственный выбор из набора кредитов, особенно это касается старших курсов;

- четкость в определении цели, предмета и содержания каждой учебной дисциплины, исключения дублирования и расточительства учебного времени;

- модульную структурно-логическое построение учебных планов;

- надежный инструментарий диагностики конечного результата;

- возможность оптимальной унификации рабочих учебных планов (согласно расписанию) с целью оптимизации затрат на подготовку специалиста каждого уровня;

- повышение доли самостоятельной внеаудиторной работы студентов и доли практических аудиторных занятий в формах работы;

- достаточную гибкость относительно формирования дисциплин (их объединение или разделение, корректировки названия);

- рейтинговую систему оценивания успешности обучения и определение рейтинга студентов.



Назад