Электронная онлайн библиотека

 
 История учений о государстве и праве

1. Развитие демократических идей и форм на украинских землях


Говоря о генезисе демократии на землях Украины, их объем, уровень обеспеченности и защищенности со стороны государства следует обратиться к исторически-правового экскурса. Его корни уходят VII века до нашей эры. Достаточно напомнить, что именно на украинской земле был создан блестящий образец античной демократии - присяга граждан Херсонеса, а впоследствии в союзе восточнославянских племен возник оригинальный, достаточно эффективен для тех времен общественно-политический порядок с элементами демократии, первыми ростками народовластия и самоуправления.

Следует упомянуть и Киевскую Русь (IX-XII вв.), не знала в своем отношении к личной свободы рабовладельческого строя, хотя отдельные его черты в виде холопства и имели место. Древний обычное право создавало определенные правовые гарантии, закрепляло отказ от принципов кровной мести, ограничивающих произвол и регулировало повседневный быт населения Киевской Руси. Признаком реального демократизма были “ряды” - договоры, которые заключались жители со своими князьями.

Правовую основу Киевской Руси составляла “Русская правда” (1036-1037 г.) - первый писан кодифицированный акт русского феодального права, авторство которого связывают с именами Ярослава Мудрого и его потомков. Этот кодекс регулировал широкий спектр общественных отношений, в нем содержались нормы, которые непосредственно касались личности, ее прав и свобод. В частности, широко регулировались отношения собственности и наследственные отношения. Некоторые нормы закрепляли отсутствие смертной казни, мученических наказаний или пыток при допросах, ограничения, а впоследствии и запрет кровной мести, различные правовые механизмы защиты жизни, чести и достоинства личности.

Начиная с XIV в. большая часть украинских земель находилась в составе Великого княжества Литовского. В этом многонациональном государстве литовские князья постепенно подчинились славянском культурном влияния, усвоили древнерусскую письменность и даже приняли “Русскую правду” как собственный источник права. Литовские статуты (1529, 1566, 1588 г.), особенно последний из них, что многие современники признавали самой совершенной книгой законов в Европе, закрепили ряд принципиально новых подходов к статуса личности. Устанавливалось единое законодательство для всех подданных государства и их равенство перед законом, хотя эти положения в значительной мере были лишь декларацией. Провозглашалась ограничена веротерпимость (только для христианских религий). Запрещалось превращать свободного человека в раба и выдавать женщину замуж против ее воли. Провозглашалась недопустимости ареста без законных оснований и наказание без суда, право на адвокатскую помощь. Значительно раньше, чем в других странах, были закреплены выборность судей и отделение суда от администрации. Параллельно с Литовскими уставами в украинских городах все большее значение приобретало магдебургское право, которое стало основой их самоуправления и судебного иммунитета, своеобразным гарантом против феодального произвола.

В постоянной борьбе с королевской властью и магнатами польская шляхта выступала под лозунгом верховенства права, осуществление законодательной власти лишь сеймом при условии единогласного принятия решений, а также нерушимости шляхетских прав и достоинств. Из Польши на украинские земли пришли и идеи шляхетской демократии, краеугольным камнем которой стали шляхетская свободу и равенство.

В казацько-гетманский период вершиной казацкой нормотворчества считается Конституция Пилипа Орлика 1710 г. Ее требования касаются главным образом ограничения компетенции гетмана, организации власти по принципу разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, выборности членов правительства, утверждение прав и свобод граждан. В частности, этим актом ограничивались налоговые поборы, устанавливалось незыблемое правило защиты женщин - вдов казаков, их жен, детей-сирот, на гетмана возлагалась обязанность обеспечивать соблюдение неотчуждаемых гражданских вольностей. Уже в проекте Конституции П. Орлика (1710 г.) декларируется идея «исправления и подъема своих прирожденных прав и вольностей», восстановления «всякого естественного права и равенства».

М. Драгоманов в конституционном проекте предусматривал личную свободу человека, обеспечения неприкосновенности личности, уважение его достоинства. Он утверждал идеал такого государства, в котором интересы общества не противоречат стремлением отдельной личности, где человек и общество или народ гармонично взаимодействуют. При таких условиях общим мотивом поведения человека должно стать идеал свободы и самостоятельности, право самим определять свои интересы и средства их достижения, ответственность за свою судьбу. Драгоманов также обосновывал мнение о том, что свобода должна быть социально обеспечена, а не только формально провозглашена. То есть, уже в трудах Драгоманова появляется тезис о необходимости гарантирования прав человека для предоставления им реального практического смысла. Такими гарантиями должны были стать: участие всех граждан в разработке законов, контроля за их выполнением, личная и гражданская свобода, судебная защита прав каждого. Важными механизмами реализации зазначаних гарантий должны быть конституционализм и просвещение народных масс.

Под правами человека Драгоманов понимал неприкосновенность личности и жилища, запрет телесных наказаний и казни, неприкосновенность достоинства и другое. Выделял автор также и группу политических прав и свобод. Он отмечал, что предыдущие будут лишены своего содержания без их экономического обеспечения, без конституции и ее активного влияния на жизнь общества, без опосередкованости политических отношений конституционно-правовыми нормами.

Довольно заметно влияние либеральных идей на концепцию Драгоманова, поскольку он выражает равнодушие к тому "как там впорядкується выше государственное начальство, а более налегать на то, чтобы вбільшити собственную волю каждого лица в слове и труда, свободу каждой человеческой породы, союзы, общества, чтобы, насколько возможно, вменшити силу государственного начальства перед силой личности, общества". Таким образом, Драгоманов указывает на приоритет личных прав над политическими и полномочиями государства. В русле западной либеральной идеологии он говорит и о необходимости ограничить силу и влиятельность государственного начальства на пользу частных лиц.

Под политической свободой понимались права человека и гражданина и самоуправление - как местного, так и общегосударственного. Политическими свободами были признаны “неприкосновенность тела для позорного наказания и казни”, неприкосновенность личности и жилища без судебного постановления, свобода выбора места жительства, свобода совести, слова, собраний, печати, союзов и союзов и т.п. Проект конституции Драгоманова предусматривал право судебного иска против должностного лица или государственного учреждения за незаконное нарушение интересов личности, право на сопротивление незаконным действиям чиновников, полное равенство всех в гражданских правах и обязанностях.

По словам А. Скакун, важным вкладом Драгоманова в теорию прав человека было основание дискурса о пределы государственной власти, постановка дилеммы о сильной или ограниченное государство.

Правовед О. Кистяковский подчеркивал необходимость ограничения государственной власти неотъемлемыми, незыблемыми, неприкосновенными, неотчуждаемыми правами человека, важнейшим из которых называл право на достойное существование.

Как ведущую ценность Кистяковский утверждает "святость и неприкосновенность личности, кроме случаев преступления, свободу слова и вероисповедания, право собраний и составления сообществ (ассоциаций), местное самоуправление".

Кистяковский в своих трудах поднимал проблему субъективности закона, его зависимости от воли того, кто разрабатывает нормы. По его мнению эта проблема решается благодаря тому, что развитие права идет и вне законодателем. Производимое и достаточно окрепшее в народе осознание правильное и неправильное заставляет законодателя выступать органом права.

Мыслитель также подчеркивает значение конкретизации существующих правовых норм и их практического применения. Здесь ведущее значение придается судебной власти, что может превратить в мертвые те правовые нормы, которые противоречат общественным отношениям, сознания народа". В этом смысле для Кистяковского судебная практика, которая постоянно развивается, является более действенной формой правотворчества.

К либеральному направлению относят также и теорию М.и.туган-Барановского. Он утверждает неотвратимость упадка капиталистического строя, потому что он противоречит своим собственным мировоззренческим установкам. Он говорит, о развитии в буржуазном обществе "идеалы человеческой свободы, расширение прав и этических взглядов, что признают всякую человеческую личность, без различения, высшей ценностью мироздания".

Туган-Барановский отмечает также такую негативную тенденцию как неизбежное ограничение при государственном всякой творческой самодеятельности лица. Однако она может быть преодолена благодаря обеспечению развития различных форм кооперации.

Продолжили рассмотрение проблем эффективности обеспечения прав человека целый ряд правоведов и конституционалистов конца XIX века. Анализируя их, можно прийти к выводу о высокий уровень развития политико-правовой мысли на территории Украины, поскольку дальнейшие разработки велись не просто в направлении описания реальной действительности и выработки идеальных образцов управления, но и делались попытки обобщенного философского анализа проблем обеспечения прав человека, выработки рекомендаций относительно путей совершенствования правовой системы политическими мерами.

В частности, Єфіменко А. говорит о обычай как источник и основу нормативных актов государства. Он также утверждает органическую необходимость законодательной деятельности государства, что должно быть подчинена цели ликвидации разрыва между народным правом и правом законодательным.

И.И. Петрункевич считал, что только правовое устройство может гарантировать полную свободу личности от произвола властей, полицейского и административного произвола. Уже в этот период ученый поднимает вопрос об установлении законных границ государственной власти, ее границ вмешательства в частную сферу. В связи с этим он подчеркивал необходимость особых гарантий неприкосновенности личности, свободы гражданина и законности действий власти.

Д.Н. Шипов предлагает преодолеть недостатки правовой нормы с помощью нравственного критерия его оценки относительно соотношения власти и личности.

Дальнейшее развитие гуманистические политико-правовые концепции Драгоманова получили в работах Михаила Грушевского, в частности в его конституционном проекте 1905 г. Этим проектом предусматривались право украинцев на украинское гражданство, равноправие женщин и мужчин, обеспечения личной свободы человека, отделение церкви от государства и т.п.

В дальнейшем был принят ряд конституционных актов Гетманата, Директории и ЗУНР, которые закрепляли достаточно широкий спектр политических и личных прав и свобод граждан Украины.

За время советской власти в Украине были приняты четыре конституции (1919, 1929, 1937, 1978 г.). Эти акты закрепили положительные последствия социальной революции и формальные атрибуты украинской советской государственности. Что касается прав человека, то их концептуальной основой долгое время оставались положения Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой в январе 1918 г. III Всероссийским съездом советов. Особенно подчеркивалась необходимость решения социально-экономических вопросов в качестве обязательной предпосылки создания светлого будущего для трудящихся.

Все конституции закрепляли различный правовой статус личности, объем ее прав и свобод. Это дает возможность проследить динамику становления и развития прав и свобод человека с точки зрения правового статуса личности. Уже в конституциях УССР 1919 и 1929г. был закреплен немного более широкий, чем в предыдущих конституционных актах, перечень прав человека и гражданина. А Конституция УССР 1937 г. закрепила широкую гамму прав и свобод, ведущее место среди которых занимали: экономические права (право имеющуюся собственность и право наследования личной собственности, право на труд, право на отдых); социальные права (право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности); культурные права (право на образование); политические права (свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, свобода совести, право на объединение в общественные организации); личные права (неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки); избирательные права (закреплялись отдельным разделом).

Украина активно участвовала в подготовке и принятии международно-правовых документов в области прав и свобод. К этому приложили много усилий юристы. Корецкий (академик АН УССР, основатель и на протяжении многих лет директор Института государства и права АН УССР, основоположник украинской школы международного права, член Международного суда ООН, представитель СССР в Комиссии ООН по правам человека в 1947 - 1949 г.) и П. Недбайло (профессор, заведующий кафедрой теории государства и права Киевского университета им. Т.Г. Шевченко, что в 1958-1968 гг. был постоянным представителем УКРАИНЫ в Комиссии ООН по правам человека и которому в 1968 г. была присуждена премия ООН за выдающийся личный вклад в дело защиты прав и свобод человека).

На фоне всех предыдущих советских конституций Конституция УССР 20 апреля 1978 г. выгодно выделяется как структурой, так и объемом закрепленных прав и свобод. В ней статуса личности были посвящены два раздела. Отдельной главой регулировались основные принципы гражданства, определялся статус иностранцев и лиц без гражданства на территории Украины, устанавливалась равенство прав граждан перед законом, равенство прав мужчин и женщин.

Основным правам, свободам и обязанностям граждан также была посвящена целая глава, в которой провозглашалась полнота прав граждан во всех основных сферах, в частности в ст. 37 отмечалось, что граждане СССР имеют всю полноту социально-экономических, политических и личных прав и свобод, что гарантировались Конституции СССР, Конституции УССР и законами. Провозглашалась возможность расширения прав и свобод граждан по мере реализации программы развития общества. В то же время не вполне были учтены стандарты прав человека, закрепленных в международно-правовых актах, участницей которых была УССР.

В системе прав и свобод приоритет отдавался социально-экономическим и культурным правам. Практически эта категория прав наиболее реально воплощалась в жизнь. Это прежде всего права на труд, отдых, охрану здоровья, жилье, право пользоваться государственной собственностью, право личной собственности, что носило несколько ограниченный характер. Среди культурных прав провозглашались право на образование, которое обеспечивалось бесплатностью всех ее видов и обязательным средним образованием, право на пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества.

Новым среди личных прав было закрепление права граждан обжаловать действия должностных лиц государственных и общественных органов. Жалобы должны были рассматриваться в порядке и сроки, установленные законом. Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, могли быть обжалованы в суде.

То есть, за период советской действительности в Украине также происходила эволюция гарантий основных прав человека. На теоретическом уровне в этой области было добыто целый ряд преимуществ. Положение Советской Конституции достаточно полно отражали требования демократического управления. Однако, они были чисто декларативными и не реализовались в практической деятельности государства, что уже на этом этапе свидетельствовало об необходимость уделить основное внимание политической составляющей гарантирования прав человека.



Назад