Электронная онлайн библиотека

 
 История учений о государстве и праве

2. Особенности становления демократии в современной Украине


В Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г. и в обращении Верховной Рады Украины “К парламентам и народам мира” 5 декабря 1991г. подчеркивалось, что в семью цивилизованных стран желает войти новое, демократическое, правовое государство, ставящее своей целью, в частности, реально обеспечить права, свободы человека и гражданина и обязуется строго придерживаться общепризнанных принципов и норм международного права и международных стандартов в области прав и свобод человека.

Принятие 9 ноября 1995 г. Украины в члены Совета Европы существенно повлияло на дальнейшее развитие прав и свобод человека и гражданина. Украина присоединилась к большому количеству европейских многосторонних конвенций в области прав и свобод человека и взяла на себя конкретные обязательства по имплементации их норм в национальное законодательство.

Конституция Украины 1996 г. является в определенной степени образцом современного конституционализма в вопросах прав и свобод человека и гражданина. Человек, его жизнь, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаны в Конституции (ст. 3) наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства. Исходя из этой концепции, в действующей Конституции Украины правам, свободам и обязанностям человека и гражданина посвящен специальный раздел. Этот раздел является одним из важнейших в Конституции и содержит около трети ее содержания.

Конституция Украины включила все основные положения международно-правовых актов о правах человека и прежде всего всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, который является одним из наиболее значительных достижений человечества XX в. в гуманитарной сфере, настоящим “человеческим измерением”, степени человеческого достоинства.

Новый Основной Закон Украины значительно расширил круг конституционных прав и свобод, предусмотрев ряд новых прав и свобод, и существенно обогатил их по смыслу. В нем впервые предусмотрены такие важные права и свободы, как право на жизнь (ст. 27), на информацию (ст. 34), право частной собственности (ст. 41), на предпринимательскую деятельность (ст. 42), на забастовку (ст. 44), на достаточный жизненный уровень (ст. 48), на свободу передвижения, свободный выбор места жительства, право свободно покидать территорию Украины и возвращаться в Украину (ст. 33) и т.п.

Конституция всесторонне гарантирует права и свободы, предусматривает механизм их обеспечения и защиты. Об этом свідчитль прежде всего система конституционных нормативно-правовых гарантий прав и свобод, в частности, юридической ответственности за нарушение прав и свобод, неотъемлемости и нерушимости прав и свобод, их неисчерпаемости, недопустимости отмены, сужение содержания и объема существующих прав и свобод.

Одним из крупнейших достижений в обеспечении прав и свобод является предусмотренная Конституцией система организационно-правовых гарантий, из которых особенно важная роль отведена Президенту Украины, Верховной Раде Украины, органам исполнительной власти и органам местного самоуправлінння, судам, прокуратуре и Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека.

Наряду с национальными гарантиями Конституция предбачила возможность использования и международно-правовых гарантий. Согласно ст. 55 Конституции Украины каждый имеет право после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом участницей которых является Украина.

Дополнительной гарантией защиты прав и свобод человека являются также международные механизмы защиты прав, к которым присоединилась Украина. Важным шагом в этом направлении стала ратификация 17 июля 1997 г. Конвенции о защите прав и основных свобод человека 1950 г. Отныне граждане Украины получили возможность обращаться за защитой своих нарушенных прав в Европейский суд по правам человека. Кроме того, присоединив в 1990 г. до Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., Украина также признала и компетенцию Комитета ООН по правам человека относительно рассмотрения индивидуальных жалоб граждан на нарушения их прав и свобод, гарантированных этим пактом.

Конституция Украины юридически ликвидировала все нормативные препятствия на пути к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, провозгласив, что нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия и обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантуєтся.

Особенностью Конституции Украины является то, что ею предусмотрены создание и закрепление действенного механизма защиты прав и свобод человека. В первую очередь это касается организации и осуществления государственной власти на принципах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6). Именно на судебную власть возлагается функция защиты конституционных прав и свобод. Согласно действующей Конституции карательная функция суда уступает место правозащитной функции, праворегулуючій. В соответствии с Переходными положениями Конституции Украины и Закона Украины “О ратификации Конвенции о защите прав и основных свобод человека” от 17 июля 1997 г. решение о выдаче санкции на арест, содержание под стражей и задержкой лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также относительно проведения осмотра и обыска жилища или другой собственности лиц с 28 июня 2001 г. будут приниматься исключительно судами Украины.

Важным звеном в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина выступает Конституционный Суд Украины, который осуществляет судебный конституционный контроль и защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории Украины.

Осуществляя конституционный контроль, Конституционный Суд Украины очень влияет на деятельность органов государственной власти в сфере соблюдения и защиты прав человека и гражданина, прежде всего в сфере нормотворчества (законодательства), принимая решение о несоответствии тех или иных правовых актов или их отдельных положений Конституции, давая толкование конституционных норм при рассмотрении конкретных дел и осуществляя официальное толкование Конституции и законов Украины, что становится обязательным для всех субъектов права.

История не любит экспериментов, слишком дорого они стоят народу. Поэтому страна, которая пережила трагедию одного великого социального эксперимента, крайне осторожно, нерешительно идет на новый, хотя он и обещает в перспективе блага современной демократической цивилизации. Поэтому сейчас так тяжело и непоследовательно идут процессы развития государства на демократических началах, формирования демократического сознания общества и личности. В этом заключается одна из главных признаков становления демократии в Украине.

История показывает, что демократические движения могут порождать диктатуры или способствовать им. Поэтому глубокой ошибкой демократических сил Украины является то, что они понимают собственную демократию как высшую цель социального и национального возрождения. Это означает, что овладение властью может стать главным ориентиром демократического процесса. В результате будем иметь власть для власти, что будет подменять все другие ценности. Кстати, когда демократию считают целью, то в борьбе за ней могут быть применены - и так было в истории не один раз - средства, очень далеки от демократических.

Известно, что голодных и бедных значительно больше привлекают слова тех, кто обещает их накормить, чем риторика о демократии. Поэтому они не против "продать" свои демократические права даже тоталитарным режимам, если те обещают еду и национальное согласие. Одним из прямых последствий бедности является разрушение демократии. Так, в 60-х годах проблески надежды на установление демократии появились в Африке. Но попытка ликвидировать колониализм и остатки феодализма и заменить их правлением большинства завершилась тем, что уже в 70-80-х годах континент сделал резкий поворот, и демократия уступила место мілітаризмові, а свобода - диктату племенных интересов. В Латинской Америке в 60-х также появилась надежда на ликвидацию милитаристских хунт, но во многих случаях эксперименты с демократией закінчивались трагически. И бедность, конечно, здесь сыграла не последнюю роль. Нищета - это катализатор для могильников демократии.

Поэтому сейчас, когда большинство населения нашего общества также оказалась на грани бедности и нищеты, крайне необходимо найти пути сохранения демократического выбора и средства противостояния диктатуре. Положение осложняется тем, что наша собственная история не очень богатая демократическими традициями, а исторический опыт показывает: когда в стране, где не было длительного развития элементов личных свобод и правового государства, пытаются создать механизм, который сразу же смог бы обеспечить участие народа в управлении, то это, как правило, приводит к деспотизму.

Главной предпосылкой движения к демократического государства является расширение экономической свободы, что, в свою очередь, предусматривает изменения не только институтов общества, но и всей системы ценностей и психологии людей, а это слишком длительный и трудный процесс.

Чтобы демократия стала в обществе реально действующей системой власти, важно, чтобы люди не только понимали сущность ее главных принципов, но и были согласны жить в соответствии с этими принципами - самостоятельно, со всей полнотой ответственности, без постоянной опеки всесильной власти. Далеко не всегда такой образ жизни создает человеку эмоциональный комфорт. За право выбора приходится расплачиваться ответственностью, за равенство возможностей - критическим поцінуванням своих способностей, за свободу - неопределенностью. Такую высокую цену не всегда могут платить даже те люди, которые живут в стабильных обществах с богатыми демократическими традициями. А в условиях нестабильности и хаоса, когда на глазах рушится привычный образ жизни, вряд ли можно надеяться на общественное согласие относительно дальнейшего продвижения к демократии.

Сама идея демократии начинает восприниматься людьми как слишком далека от того общества, в котором приходится решать общие проблемы. Демократия у нас не смогла стать реальностью, а осталась на уровне "модной" идеи. Как тут не вспомнить предупреждение Конфуция о том, что "когда слова теряют свои значения, то народ теряет свободу". Происходит раскол массового сознания, в которой ни одна из альтернатив не достает несомненной поддержке. К тому же будущее политическое лицо Украины рассматривается политическими партиями по-разному и довольно часто декларативно.

Кроме того, для динамичного развития демократических процессов должна быть определенная политическая дисциплина народа и достаточная политическая культура, достичь которых можно за такой короткий промежуток времени.

Как убеждает опыт многих стран Запада, движение к демократии возможен только путем ограничения власти, а движущей силой и принципиальным носителем этого ограничения всегда был средний класс, который формируется в результате фундаментальных социально-политических и экономических преобразований. Важная роль в этом процессе принадлежит малым предприятиям, кооперативам, биржам и др. Только путем поощрения, а не запретом, не ограничениями или чрезмерными налогами формируется этот класс. У нас еще только появляются ростки этого социального явления, а потому необходимо, чтобы нынешние структуры власти всячески способствовали его развитию. К тому же процесс обогащения некоторых групп населения идет за счет спекуляции, взяточничества и мафиозных структур.

Непременным условием демократизации общества является установление контроля общества над политикой, потому что там, где народ не контролирует правительство, там правительство контролирует народ, не давая ему развиваться. Несмотря на все предыдущие неудачные попытки реорганизации исполнительных структур, правительство имеет достаточно сил и средств для того, чтобы выполнять именно эту, контролирующую функцию.

Динамичное развитие демократических преобразований осложняется еще и тем, что государство со сложной этнической структурой населения много сил и времени должна уделять решению проблем, связанных с поддержанием законности и порядка, обеспечению условий для удовлетворения этнических и культурных потребностей меньшинств, а в конце концов и территориальной целостности.

Угрожающим для демократических преобразований является и то критическое экономическое положение, в котором оказалась Украина. Ведь в большинстве подобных случаев, как известно из истории, выход из него один - деспотия, а трагический опыт российского государства (империя, союз) доказывает, что ее реформаторы всегда терпели поражение, а консерваторы праздновали победу. В ее истории причудливо сочетались стремление к реформам (насчитывается около 20 таких попыток) и несостоятельность их реализовать сполна. Иначе и не могло быть, потому что, как правило, нечто новое внедрялась за сохранение старых структур власти. Не случайно бывший Союз был единственной страной в Европе, где все без исключения реформы, направленные на введение демократических новаций, провалились, а своеобразным результатом таких попыток было возникновение и усиление тоталитарного государства.

Поэтому выводы одного из известных исследователей тоталитаризма Ф. Хайека о том, что фундаментом всех свобод личности является экономическая свобода и если его уничтожить, то рушится вся цивилизация, что установление тоталитаризма является неизбежным результатом переноса на современное общество принципов, по которым живут автономные организации, а приметы тоталитарных режимов вытекают из стремление перестроить жизнь общества в соответствии с определенной, заранее заданной целью, звучат сегодня как предостережение для некоторых политических партий, их лидеров и граждан. Более того, сегодня на высоком государственном уровне слышим утверждения о том, что в Украине уже существует демократический режим. Но, как известно, чистых демократий не бывает. Много ведущих политологов Мероприятия (Альфред Стефан, Хуан Линц и др.) склоняются к такой иерархии политических режимов: 1) демократия; 2) авторитаризм; 3) тоталитаризм; 4) посттоталітаризм; 5) султанічний режим.

Исходя из этого, чрезвычайно трудно определиться с тем политическим режимом, в котором мы живем, и именно это влияет на правильность выбора стратегии преобразований. Анализ признаков политических режимов дает основание говорить о том, что мы находимся на посттоталитарном этапе развития, который предполагает существование некоторых демократических принципов, и открытый путь для демократических нововведений. А это требует выработки такой стратегии перехода к демократии, которая бы учитывала эти особенности.

Есть еще одна опасность для демократизации общества, о которой сегодня почти никто не говорит. Еще Г. Драгоманов подчеркивал, что много политиков, которые начинали свою карьеру с радикального направления и даже баррикад, становились в конце концов деспотами под видом спасения "единства государства", которая была необходима (с их точки зрения) для обеспечения "свободы и прогресса" от покушений "сепаратизма". Это звучит особенно актуально сегодня, когда на политической арене появилось много "спасителей Отечества".

И хоть бы с какими трудностями не пришлось сталкиваться в развитии демократии, развитие независимой демократической Украины - вполне реальный процесс. В истории человечества немало подобных примеров. Вспомним кризис в Германии в послевоенный период, положение Японии и Южной Кореи 1945-1950 p.. К тому же современная мировая цивилизация, которая на рубеже третьего тысячелетия достигла колоссальных успехов во всех сферах общественной жизни, не допустит создания на территории Украины государства, которое бы противоречило природе человека и грозила миру. Это во-первых.

Во-вторых, реформы, хотя и имели непоследовательный характер, сыграли свою положительную роль. Главное их достижение заключается в том, что большинство людей осознала необходимость скорейшего освобождения от того положения, в котором так долго пришлось жить. В конце концов, и ликвидация параллельных структур власти делает невозможным возвращение в ближайшее время до прежнего состояния.

В-третьих, в зачаточной форме находится гражданское общество. Несмотря на существование большого количества общественных организаций, последние не играют надлежащей им роли, а именно - не оказывают влияние на процесс принятия решений государственными структурами. Кроме того, они не объединяют широкие слои населения, а создаются, как правило, узким кругом лиц.

Значительное количество украинских политических партий представляет собой скорее политические клубы, чем политические партии в традиционном понимании. Большинство этих партий не имеют прочной социальной базы. Внутреннее руководство партиями осуществляется за авторитарными принципами.

По-четвертых, демократический путь развития - естественный исторический процесс и все попытки отбросить его обречены.

Формировании государственности Украины важны, во-первых, демократичность и открытость законодательного процесса, полнота нормотворческих функций, надежность финансовой и материальной базы, ежегодные отчеты о деятельности исполнительной-распорядительных органов, общественный контроль в пределах закона за деятельностью исполнительной власти; во-вторых, независимость суда и прокуратуры, повышения их статуса в обществе, совершенствование процессуального законодательства, точное соблюдение презумпции невиновности, норм правосудия и права на защиту; действенность исправительно-трудовой системы; отмена актов необоснованного лишения гражданства; по -третье, создание динамичного, современного государственного аппарата, который формируется на конкурсной основе, подконтрольность его в пределах закона представительным органам и общественности.

В процессе формирования суверенного демократического государства, которое развернулось в Украине - важнейший принцип - верховенство закона имеет такую базу, как распределение упади на законодательную, исполнительную и судебную. Прерогативой принятия законов обладает только Верховная Рада. Уже принят ряд законодательных актов, ограничивающих функции Кабинета Министров, Президента, регламент деятельности Верховной Рады и др. В обществе действуют нормы общечеловеческой морали и нравственных заповедей, которые отдают приоритет добрую, социальной справедливости, состраданию, милосердию и благотворительности. В процессе демократизации и законотворчества преодолеваются и искусственные барьеры между людьми различных мировоззренческих позиций, убеждений, взглядов. Каждый стремится лучше понять друг друга, защищает все то, что их объединяет. Развиваются политический плюрализм, состязательность различных идейных течений, новизны идей.

Кроме структурных изменений в высшем органе власти, продолжаются изменения Я процедуре принятия законов. Процедура разработки и выработки законов стала более длительной: сначала закон готовится в постоянных комиссиях, затем происходит двойное и тройное чтение законопроекта на сессии Верховной Рады, всесторонне обсуждаются все разнообразные мнения и предложения»! внесенные в процессе обсуждения законопроекта и др. Важную роль в процессе разработки, принятия и реализации закона имеет широкая гласность.

В процессе формирования государственности Украины полнее обеспечиваются системные зависимости между Конституцией и законами различных видов, не допуская их несогласованности на основе оценок перспектив развития экономической, политической и социальной сфер, техники, состояния окружающей среды, международных отношений и др. Заблаговременно готовятся в комитетах и комиссиях, научных учреждениях концепции законов, которые содержали бы оптимальные варианты решения на основе их сопоставления, расчета последствий законов, которые реализуются и др. Слабость и несогласованность концепций законов о собственности, о земле, о приватизации, о экономическую реформу и др. уже привели к острых противоречий. Современное общество шатается от нарушений законности, которые влекут за собой тяжелейшие экономические, политические и другие последствия. В чем же причина. Во-первых, диктата недалеком прошлом административных актов, что призвичаювали граждан к послушанию, к покорного исполнительства. В процессе демократизации в массовом сознании и поведении людей эйфория законотворчества не привела, к сожалению, до перелома в соотношении правомерного и неправомерного поведения. Во-вторых, возникли конституционные конфликты и курс на расширение самостоятельности. В обстановке «краха» законности юридических и физических сил создает новую иллюзию вседозволенности.

Одним из важных принципов, выражающих моральные источники в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления является взаимная ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством. Принимая на себя путем издания законов конкретные обязательства перед гражданами, всеми людьми общества, общественными организациями и объединениями, другими государствами и всем мировым сообществом, государство определяет и правовые меры ответственности своих официальных представителей за действия, совершаемые от имени государства и его органов. Связанность законом самого государства и его органов заключается в том, что государство, которая выдавала закон, не имеет права сама же его нарушить. Принцип взаимной ответственности государства перед гражданином и гражданина перед государством противостоять любым формам произвола, необоснованности и вседозволенности. Государство, принимая большую ответственность перед гражданами, вправе ожидать от них высокого сознания исполнения гражданского долга. Государство имеет эффективные формы контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-юридических актов. В Украине сложились различные формы контроля: суд, прокурорский надзор, арбитраж и др. Правосудие - сфера государственной деятельности и общественной жизни, где идеи правового государства находят наиболее яркое отражение. Многие законы становятся жизнью благодаря суда, испытываются судебной практикой. Суд получает возможность оценить закон с точки зрения идеалов государства и способствует законодателю в его совершенствовании, исходя из общечеловеческих представлений о добре, справедливости, морали и др. Суды подчиняются только закону. Государство не может переступать через принципы и нормы, призванные ограничить ее власть над человеком и обществом. Суд связан правовыми рекомендациями в собственной деятельности. Но не менее важно, что суд обеспечивает правовую связь многих других государственных органов, обязанных заботиться о правах граждан.

Одна из важных сфер в деятельности государства - контроль над государственным управлением, особенно в условиях конфликта между государством и лицом. Сюда относится, пожалуй, и процессуальный контроль суда за законностью в деятельности органов дознания, досудебного следствия и прокуратуры и др. Веками закреплялось в сознании народа представление о суде как репрессивный орган, призванный применять санкции, наказывать. Образ суда - политического, суда - ката и теперь живет в сознании людей. Между тем, в современных условиях суда отводится совсем другая роль: суд осуществляет социальный контроль за законностью средств борьбы с преступностью, защиты граждан от произвола и беззакония. Наиболее демократическая модель суда присяжных: коллегия заседателей в отсутствие судьи решает основной вопрос уголовного дела - виноват ли подсудимый. Благодаря суверенная воля народа находит отражение в юрисдикционной деятельности суда: граждане сами осуществляют правосудие. Осуществляя реформу государства, принято решение о вступлении судебного контроля за законностью санкций на арест, за продолжение прокуратурой сроков содержания обвиняемых под стражей, о расширении функции адвокатуры и др.

Таким образом, на современном этапе развития можно констатировать наличие некоторых элементов демократии в Украине, например: разделение властей, многопартийность, выборы на альтернативной основе, возможность открыто критиковать власть, наличие негосударственных средств массовой информации, плюрализм мнений по вопросам государственного строительства, наличие оппозиционных политических сил. Такая ситуация во многом объясняется тем, что своевременно не была разработана последовательность и стратегия проведения политических и экономических реформ; не были надлежащим образом проанализированы закономерности переходного периода; а главное - не была предложена и модель демократии, которая бы отвечала потребностям украинского общества.



Назад