Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Содержание образования в высшей школе


Прежде чем рассматривать содержание образования в высшей школе, целесообразно еще раз вспомнить о сущность термина "образование". В узком смысле образование - это совокупность знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных в учебных заведениях или самостоятельно, а также процесс усвоения систематизированных знаний, развития познавательных сил, формирования мировоззрения. В более широком смысле образование, по мнению академика СУ. Гончаренко, - духовное лицо человека, которое складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, что является достоянием ее культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовка, то есть процесс формирования облика человека. При этом на первое место ставится не объем знаний, а их сочетание с личностными качествами, умение самостоятельно распоряжаться своими знаниями. По определению, принятому XX сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствование способностей и поведения личности, за которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста.

Традиционно выделяют три вида образования: общую, политехническое и специальную (профессиональную).

Общее образование предусматривает овладение знаниями, умениями и навыками по основам наук, которые нужны человеку в повседневной жизни, а также подготовку к получению профессионального образования. Общее образование получают в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях (школах, гимназиях, лицеях, коллегиумах).

Политехническое образование (греч. poly - и много techne - искусство, мастерство, умение) выполняет функцию ознакомления с различными отраслями производства, познание сущности основных технологических процессов, овладение умениями и навыками обслуживания простейших технологических (производственных) процессов. Отдельными компонентами политехнического образования человек овладевает на протяжении всей жизни путем стихийного познания окружающей действительности, в процессе получения общего и профессионального образования, а также принимая участие в производственной деятельности.

Профессиональное образование направлена на овладение знаниями, умениями и навыками, которые нужны для осуществления профессиональной деятельности. В Украине профессиональное образование получают в высших и профессионально-технических учебных заведениях.

Содержание образования - это четко очерченный круг знаний, умений, навыков и компетенций, которыми человек овладевает путем обучения в учебном заведении или самостоятельно. Он содержит систему научных знаний о природе, обществе, человеческое мышление, культуру и практических умений и навыков, необходимых для жизнедеятельности человека. Содержание образования в целом должно способствовать решению генерального задачи - формированию гармоничной, всесторонне развитой личности.

Когда речь идет о содержании образования, который лежит в основе профессиональной подготовки, то подразумевается, что он ориентирован на формирование профессиональной и общей культуры специалистов в широком понимании.

Содержание образования (общей, политехнической, профессиональной) не является постоянной величиной. Он меняется в зависимости от уровня развития науки, социально-экономического, культурного состояния общества с учетом потребностей образовательной подготовки молодежи и перспектив социального и экономического развития страны. Необходимость изменений содержания современного образования иллюстрируют слова министра образования и науки Украины академика В.Г. Кремня: "Требует изменения само содержание обучения. Надо более четко и однозначно определить фундаментальные знания в различных сферах изучения человека и мира, сепарировать их от чрезмерной информационной составляющей, что должен выполнять роль иллюстративного сопровождения познавательного процесса. С учетом людиноцентристських тенденций надо, не уменьшая возможности познания природы и мира, предоставить большую возможность для познания человека, его психофизиологических и життєдіяльнісних особенностей, для индивидуального самопознания. Необходимо также отработать механизм систематического обновления содержания обучения в соответствии с развитием науки и обретения человечеством новых знаний. Содержание обучения должно отражать все богатство рациональных знаний человечества, в частности в духовной сфере".

Процесс совершенствования содержания образования, в том числе профессиональной, требует немалых усилий. Здесь надо учитывать перспективу, потому что выпускники ВУЗОВ будут работать в различных отраслях народного хозяйства длительное время после получения профессионального образования. Дело осложняется еще и тем, что объем новых знаний (информации) из всех наук в среднем удваивается через 3-6 лет. Вот почему так важно при формировании содержания образования для подготовки специалистов определенной специальности выбрать из большого массива информацию, которая является результатом новейших научных достижений и станет базовой для становления специалиста с точки зрения перспективы его профессиональной деятельности.

Содержание образования закрепляется государственными документами и учебно-методическими комплексами. Это учебные планы, учебные программы, учебники, пособия.

Учебный план - основной нормативный документ (стандарт) высшего учебного заведения, который составляется на основе образовательно-профессиональной программы и структурно-логической схемы подготовки специалистов и определяет организацию их учебной деятельности. Учебным планом охвачено: график процесса обучения; перечень и объем учебных дисциплин; последовательность их изучения; конкретные формы проведения занятий (лекции, семинары, лабораторные и т.п.) и их объем; формы проведения итогового контроля (экзамен, зачет, дифференцированный зачет); порядок проведения практик, их виды; объем времени, отведенного на самостоятельную работу студентов; количество курсовых работ, которые выполняет студент за период обучения; содержание и формы государственной аттестации.

Учебный план составляют ведущие преподаватели, как правило, деканы факультетов, заведующие кафедрами. Утверждается учебный план руководителем высшего учебного заведения, соглашается в Министерстве образования и науки Украины, других профильных министерствах, которым подчинены высшие учебные заведения, и скрепляется соответствующими печатями.

Учебный план ВУЗОВ III и IV уровней аккредитации составляют за такими уровнями подготовки специалиста: бакалавр, специалист, магистр, бакалавр - специалист, бакалавр - магистр, бакалавр - специалист - магистр.

К обязательных составляющих учебного плана относятся:

1. Реквизиты.

2. График учебного процесса.

3. План учебного процесса.

4. Циклы дисциплин подготовки специалиста.

Составление учебного плана - ответственное и сложное дело. Здесь можно выделить два основных этапа. На первом необходимо изучить требования, продиктованные соответствующими областями профессиональной деятельности, обозначить основные направления подготовки специалистов определенного профиля. Используя различные методы экспертных оценок, анализа деятельности тех или иных специалистов, изучение результатов их труда и др. - составляют так называемый профессиональный образ совокупного специалиста, способного выполнять необходимые функции в определенной сфере деятельности.

Как отмечает профессор A.M. Алексюк, выделение сферы профессиональной деятельности соответствует определенным отраслям производства, науки, образования. Профиль подготовки кадров для каждой отрасли определяется разделением труда. Профиль обучения имеет конкретный смысл и является одним из критериев, по которым перечень специальностей высшей профессиональной школы делится на группы.

Второй этап - непосредственное составление учебного плана. В нем все дисциплины распределены на две группы: нормативные и выборочные, а они, в свою очередь, - на определенные циклы. Учитывая государственные стандарты образования, учебные планы всех специальностей содержат одинаковый набор нормативных учебных дисциплин.

Нормативные учебные дисциплины - это дисциплины, установленные соответствующей образовательно-профессиональной программе, поэтому соблюдение их названий и объемов является обязательным для учебного заведения. Уменьшение времени изучение этих дисциплин недопустимо, но увеличение вполне возможно за счет часов, предусмотренных на цикл дисциплин самостоятельного выбора ВУЗА.

Если перечень нормативных учебных дисциплин четко регламентирован, то выборочные учебные предметы устанавливаются высшим учебным заведением с учетом образовательных и квалификационных требований к профессионального уровня специалиста, возможностей и традиций конкретного учебного заведения, региональных потребностей и др.

Нормативная часть учебного плана включает:

1. Группу (цикл) гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Принимая во внимание особенности профиля подготовки специалистов (гуманитарный, естественнонаучный, технический и др.), в этом цикле может несколько варьироваться перечень дисциплин и количество часов на ту или иную дисциплину.

2.Групу фундаментальных дисциплин, что содержит цикл дисциплин естественно-научной подготовки и перечень дисциплин, изучение которых составляет базу для усвоения более узких профессиональных учебных курсов, объединенных в третьем цикле профессионально ориентированных дисциплин. На указанные циклы отводится в среднем 3500 часов, что составляет более 50% учебного времени.

Выборочная часть состоит из циклов дисциплин самостоятельного выбора ВУЗА и дисциплин свободного выбора студента. Как отмечается в "Методических рекомендациях по составлению учебного плана высших учебных заведений II, III и IV уровней аккредитации", "для реализации действительно свободного выбора студенту высшим учебным заведением может быть предложено несколько блоков дисциплин этого цикла, каждый объемом 756 часов, или их перечень в количестве, достаточном для свободного выбора из них тех самых 756 часов (14 кредитов). В рамках этого объема студент может получить также военную подготовку по соответствующей программе, предусматривающей теоретическое обучение и военные лагерные сборы (последние - за счет каникулярного времени) и соответствует требованиям действующего законодательства и нормативных документов, на основании которых может быть присвоено звание офицера запаса".

Поскольку обучение в высших учебных заведениях III и IV уровней аккредитации имеет ступенчатый характер, то в учебном плане предусмотрено общий объем часов цикла подготовки бакалавров. После этого для подготовки специалистов вводится третий цикл, который включает дополнительно социально-экономические дисциплины, професійноорієнтовані дисциплины, дисциплины специализации, практики, дипломную работу.

При составлении графика учебного процесса нужно учитывать следующие моменты:

1) количество недель в семестре или триместре учебное заведение определяет самостоятельно;

2) суммарная продолжительность каникул в течение учебного курса, кроме последнего, должен составлять не менее 8 недель;

3) количество экзаменов в экзаменационную сессию не должна превышать 5 зачетов - 6;

4) учебная неделя должна составлять не более 54 академических часов, аудиторная нагрузка студента - не более 30 академических часов, учебный день студента - не более 9 академических часов;

5) учебное время, отведенное для самостоятельной работы, должна быть не менее 1/3 и не более 2/3 общего объема времени изучения конкретной дисциплины;

6) общий объем любой учебной дисциплины кратный 54 часам (1 кредит) или 27 часам (0,5 кредита);

7) сводный бюджет времени, виды практик и государственная аттестация подаются в учебном плане отдельными таблицами.

 11-1

Учебными планами предусмотрено - за любой схемы подготовки специалистов - кроме теоретического обучения, различные виды практической деятельности (учебная, производственная, педагогическая, преддипломная практики) и государственную аттестацию.

Государственная аттестация выпускников по образовательно-профессиональным программам подготовки включает такие составляющие (табл. 13).

 

Таблица 13. Государственная аттестация выпускников

Бакалавр

Специалист

Магистр

1. Комплексный государственный квалификационный экзамен по направлению подготовки.

1. Дипломная работа
(проект).

Магистерская
работа

 

2. Государственные экзамены (в некоторых случаях)

 

2. Выпускная бакалаврская работа

 

 

Учебная программа - государственный документ, в котором определено содержание образования по отдельной учебной дисциплины с выделением разделов, тем, количества часов на их обработки. Учебные программы разрабатываются научно-методическими комиссиями ВУЗОВ по профессиональным направлениям и утверждаются Министерством образования и науки Украины. Они являются базовыми из основных дисциплин с учетом государственных стандартов. На их основе кафедры высших учебных заведений разрабатывают рабочие учебные программы, которые утверждаются кафедрами, советами факультетов и учеными советами высших учебных заведений. Рабочие учебные программы обязательны для выполнения преподавателями.

В подготовке учебных программ нужно тщательно соблюдать требования преемственности между содержанием образования в общеобразовательных учебно-воспитательных заведениях, а также уровнями подготовки специалистов в рамках высшей школы младших специалистов, бакалавров, специалистов, магистров.

Учебная программа является базовым документом при подготовке учебников и учебных пособий для высшей школы.

Учебник - это учебная книга, в которой раскрывается содержание учебного материала по конкретной дисциплины в соответствии с требованиями действующей программы. По словам И.Я. Лернера, "учебник составляет материализованный носитель содержания образования и одновременно является организатором процесса усвоения этого содержания...".

Учебное пособие - это учебная книга, в которой раскрывается содержание учебного материала по отдельным аспектам программы, а также предоставляется дополнительный материал для формирования у студентов умений и навыков. Если для общеобразовательных учебно-воспитательных заведений готовят преимущественно учебники, где четко определены параметры относительно содержания образования, то в высших учебных заведениях более распространены учебные пособия. Это дает возможность преподавателям и студентам значительно расширять диапазон познавательной деятельности, привлекать дополнительные научные источники, особенно те, в которых подается новая научная информация.

Подготовка учебников и учебных пособий требует от авторов большой ответственности. Во-первых, в этих учебных книгах должны быть аккумулированы основательные научные знания по конкретным проблемам, которые имеют смысл для понимания гносеологических принципов развития определенной науки и которые не потеряли своей значимости для дальнейшего становления соответствующих научных направлений, а также способствуют формированию профессиональных умений и навыков будущих специалистов. Во-вторых, в учебных пособиях должны быть заложены основы и предпосылки дальнейшего развития научных интересов студентов.

В процессе подготовки учебников и учебных пособий для высших учебных заведений авторы должны тщательно заботиться о реализации в них требований основных принципов обучения: научности, систематичности, последовательности и доступности изложения, наглядности, основательности, связи материала с профессиональной деятельностью.

Также важно в учебниках и учебных пособиях структурировать материал с должным соблюдением дидактических требований: четко определять проблемные вопросы, которые рассматриваются в той или иной теме, задания для самостоятельной учебной работы студентов, список литературы, вопросы для самоконтроля и т.д.

Кроме обязательных учебных дисциплин в учебных планах каждой специальности есть факультативные курсы и дисциплины по выбору студентов. В каждом случае соответствующая кафедра разрабатывает учебные программы из этих дисциплин, учебно-методические материалы для обработки курсов, которые утверждаются советами факультетов.

В организации учебно-воспитательной работы в высших учебных заведениях пока что сохраняется тенденция значительную часть учебного времени отводить на информационную деятельность преподавателя. Студенты ежедневно загружены аудиторними занятиями (6-8 часов), у них остается мало времени на самостоятельную познавательную деятельность. При планировании учебной нагрузки преподавателей мало времени выделяется на подготовку заданий для самостоятельной учебной работы студентов, осуществление руководства ею. Для повышения продуктивности учебной деятельности в высших учебных заведениях при составлении учебных планов, программ, учебников и учебных пособий в нормативах планирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава необходимо перенести центр тяжести на организацию самостоятельной учебной работы студентов и обеспечение эффективного контроля и оценивания этой формы обучения.



Назад