Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Типология и характеристика методов обучения


14

Методы обучения (гр. methodos - путь познания, способ нахождения истины) - это упорядоченные способы взаимоувязанной, целенаправленной деятельности педагога и студентов, направленные на эффективное решение учебно-воспитательных задач. Они реализуются через систему приемов и способов учебной деятельности.

Приемы обучения - это составляющая метода, конкретные действия педагога и студентов, направленные на реализацию требований тех или иных методов.

Средства обучения - это разнообразное учебное оборудование, используемое в системе познавательной деятельности (книги, письменные принадлежности, лабораторное оборудование, технические средства и др.).

Говоря об методы, приемы и средства обучения, надо исходить из цели обучения и воспитания современного человека в широком смысле. Ошибочным является мнение, что главное в обучении - овладеть как можно большим количеством знаний. Исходя из этого, научно-педагогические работники традиционно видят свою миссию в информировании студентов о те или иные знания в рамках определенной темы. Однако анализ результатов такой деятельности не подтверждает осуществление намерений. Выпускник высшего учебного заведения обладает сравнительно небольшой суммой знаний от общего массива информации, которую воспринимал во время обучения. В условиях научно-технической революции, информационного бума бесполезно стремиться усвоить этот массив. Во-первых, мировой объем информации удваивается через каждые 5-6 лет. Во-вторых, количество новой информации даже в пределах узкой науки стремительно растет. Ученые-інформаційники подсчитали: каждую минуту на Земле обнародуется примерно две тысячи страниц научного текста, ежегодно выдается более 7 млрд. страниц печатного текста. Чтобы овладеть научную литературу по отдельной специальности, опубликованную за год, надо затратить в среднем 10-20 лет упорного труда. Поэтому ученые, преподаватели высших учебных заведений объективно не могут успеть за большим потоком научной информации по своей специальности.

Можно задать вопрос: для чего обучают студентов? Чтобы они обладали немалой суммой теоретических знаний? Вряд ли. Вспомним, что еще древнегреческий драматург Эсхил писал: "Мудрый не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны". Досадно, но наша традиционная школа, как общеобразовательная и профессиональная, в этом плане не достаточно конструктивная. Ученики и студенты знакомятся с большим объемом знаний, однако не всегда умеют применять их в практической деятельности. В этом просматривается нарушение закономерностей процесса познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

Возникает следующий вопрос: как учить? Так, чтобы сообщать студентам как можно больше информации? Впрочем, такое информационное засилье вызывает вполне понятный психологический сопротивление со стороны студентов. К тому же не решается главная задача развития и воспитания личности - не развивается в достаточной степени мышления.

Во все времена люди ценили моральные ценности и разум ("У кого ум, у того и счастья", "По одежке встречают, по уму провожают", "Не желай сыну богатства, а желай ума", "Золото без ума - болото" и др.). Известные ученые, размышляя о воспитании человека, высоко поднимали ее ум: "Важнейшие задача цивилизации - научить человека мыслить" (Т. Эдисон); "Перед человеком до ума три пути: путь размышления - это наиблагороднішии; путь подражания - самый легкий путь личного опыта - самый тяжелый" (Конфуций); "Ни один наставник не должен забывать, что его самый главный обязанность заключается в привчанні воспитанников к умственного труда и что этот долг более важен, чем передача самого предмета" (К.Д. Ушинский).

Исходя из понимания цели обучения, закономерностей его течения и надо рассматривать вопрос о методах обучения в высшей школе. Понятие метода обучения - сложное, многомерное. Это дидактическое понятие, которому свойственно немало признаков. Справедливым относительно этого есть мнение профессора A.M. Алексюка о видовые признаки методов обучения:

1)"быть формой движения познавательной деятельности", в частности: а) "быть определенным логическим путем усвоения знаний, умений и навыков учащихся" (индукция, анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и т.п.); б) "быть определенным видом и уровнем познавательной деятельности учащихся (репродуктивный, эвристический, исследовательский)"; в) "быть определенным путем стимулирования и мотивации учения";

2)"быть каждый раз специфическим познавательным движением основ наук, изучаемых в школе", благодаря которому сочетаются содержание и метод обучения;

3)"быть определенной формой обмена научной информацией между тем, кто учит, и тем, кто учится" (словесная, наглядная ли практическая);

4)"быть определенным способом управления познавательной деятельностью учащихся"; в частности "способом изложения знаний, умений и навыков для учеников (учитель, книга, учебная машина и т.д.)".

Такой подход с позиций видовых признаков дает возможность распознавать методы обучения среди других дидактических категорий. Но важно обозначить дефиниции каждого метода обучения на основе видовых признаков, поскольку научное понимание тех или иных дефиниций дает возможность эффективно использовать определенные методы обучения и в средней, и в высшей школе.

Отдельным является вопрос о классификации методов обучения. До сих пор оно остается дискуссионным и многоаспектным. Вокруг идеи классификации методов обучения сформировались соответствующие педагогические школы. В частности академик Ю.К. Бабанский и его единомышленники склонны выделять три группы методов обучения на базе выделения в их структуре трех взаимосвязанных компонентов - мотивационного, организационно-делового и контрольно-оценочного. В первом случае выделяют группу методов, направленных на формирование у студентов (учеников) интереса к познавательной деятельности и ответственности за учебную работу. В группе организационно-делового компонента выделяют методы организации и обеспечения мыслительной деятельности (индуктивного и дедуктивного, репродуктивного и поискового характера). Такие методы называют словесными (вербальными), наглядными и практическими. В группе контрольно-оценочного компонента определяют методы, связанные с контролем за учебной деятельностью учащихся (студентов). Структура методов обучения, предложенных Ю.К. Бабанським, несколько сложна, хотя и охватывает большое количество способов учебной деятельности.

Значительное количество ученых-педагогов (A.M. Алексюк, Н.М. Верзилін, Н.М. Мочалова, А.Г. Пинкевич, Б.Є. Райков и др.) придерживаются идеи бинарной системы методов обучения. Академик М.И. Махмутов отстаивает идею номенклатуры бинарных методов обучения, согласно которой различают следующие методы преподавания: информационно-повідомлювальний, объяснительный, инструктивно-практический, разъяснительно-побудительный. Также выделены исполнительский, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый методы обучения.

В связи с повышением интереса к проблемного обучения рассматривается идея классификации методов обучения на основе проблемности (М.М. Скаткін, И.Я. Лернер и др.). К загальнодидактичних методов авторы относят информационно-перцептивний, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский.

Разнообразие подходов к классификации методов обучения, зависимость их от различных факторов познавательной деятельности вызывают трудности в понимании конгломерата дефиниций, сущности и места того или иного метода в учебном процессе. Рядовому педагогу общеобразовательной и профессиональной школы часто сложно разобраться в разноплановых рассуждениях ученых. Однажды академик Д. Лихачев отметил: "Если ученый создает сотни новых терминов - он разрушает науку, десятки - поддерживает ее, два-три - двигает науку вперед".

Наиболее приемлемой и понятной, по нашему мнению, является традиционная классификация методов обучения, которая, с одной стороны, базируется на внешних и внутренних факторах процесса познания объективной реальности, а с другой - имеет в своей основе логично мотивированные подходы: по источникам получения знаний, особенностями логико-мыслительной деятельности, уровнем умственной активности.

Профессор A.M. Алексюк определяет внешнюю (формальную) и внутреннюю (содержательную) стороны обучения. К внешней он относит: словесно-слуховую форму обучения; различные формы применения наглядности; практические работы учащихся; проявления педагогического мастерства; руководство познавательной деятельностью учащихся (студентов) и контроль и оценки их учебной работы. Внутренней стороной методов обучения являются: движение содержания основ наук, техники и искусства; логическая грань умственной деятельности с учетом возраста и индивидуальных возможностей; психологическая свойство метода (уровни и виды познавательной деятельности, мотивация и стимулирование учебной работы). Графически это выглядит следующим образом (рис. 12).

Предложенная автором структура методов обучения дает возможность определить их место в общем процессе воспитания личности, указывает на логические связи между различными аспектами дидактической деятельности.

Рассмотрим особенности классификации методов обучения, исходя из традиционных подходов: по источникам получения знаний, характером логики познания, уровнем самостоятельной умственной деятельности.

Стоит заметить, что надо рассматривать общедидактические методы, которые используют как в средней, так и высшей школе. Поэтому, когда употребляем понятие "учитель", "ученики", то в первом случае имеем в виду педагога, который занимается организацией учебного процесса в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях и высшей профессиональной школе; во втором случае - личность, которая учится в общеобразовательной и высшей школе. Всем, кто учит, надо знать сущность загальнодидактичних методов обучения, чтобы творчески подходить к их использованию в профессиональной деятельности.

 12

Рис. 12. Соотношение внешней и внутренней сторон обучения 

 

Относительно методов обучения по источникам знаний, то разделение по внешним проявлениям их форм, то есть за источниками информации, которую получают студенты, наиболее распространенный и понятен. На основе такого подхода различают три группы методов обучения: словесные, наглядные, практические (рис. 13).

Рассказ - это метод обучения, который предусматривает оповідну, описательную форму раскрытия учебного материала с целью побуждения студентов к созданию в воображении определенного образа. Иногда этот метод называют "рисование словом".

Объяснение - устный метод обучения, с помощью которого педагог раскрывает сущность определенного явления, закона, процесса. Он основывается не столько на воображении, сколько на логическом мышлении с использованием предыдущего опыта студентов.

13

Рис. 13. Структура методов обучения по источникам знаний 

Беседа предусматривает использование предыдущего опыта студентов из определенной области знаний и на основе этого приведения их посредством диалога к осознанию новых явлений, понятий или воспроизведения уже имеющихся. С этой точки зрения выделяют два вида беседы: эвристическую и репродуктивную. Например, педагог на основе изученного студентами материала о законах гідростатики намерен подвести их к пониманию основ кораблестроения. По месту в учебном процессе различают вступительную, текущую и итоговую беседы.

Лекция - это метод, с помощью которого педагог в словесной форме раскрывает сущность научных понятий, явлений, процессов, логически связанных, объединенных общей темой. Лекция используется, как правило, в высших учебных заведениях и старших классах общеобразовательной школы.

Важное место в учебном процессе занимает инструктаж. Он предусматривает раскрытие норм поведения, особенностей использования методов и учебных средств, соблюдение правил безопасности во время выполнения учебных операций. Это важный этап в овладении методами самостоятельной познавательной деятельности. Ведь важно, чтобы студенты понимали не только, что надо делать, но и как это делать.

Видное место среди группы словесных методов занимает метод работы с книгой. Отнесение его к этой группы несколько условное. Студенты должны понимать, что основной источник получения научной информации - не преподаватель, а книга. Поэтому так важно научить студентов методов и средств самостоятельной работы с книгой: чтения, перевода, выписки, составление плана, рецензирование, конспектирование, изготовление таблиц, схем, графиков и др.

Эффективное обучение невозможно без широкого использования наглядных методов. Они обусловлены диалектическими закономерностями познания и психологическими особенностями восприятия. Наглядные методы предусматривают прежде всего использование демонстрации и иллюстрации. При этом стоит заметить, что эти методы могут применяться как приемы реализации требований других методов.

Демонстрация - это метод обучения, который предусматривает показ предметов и процессов в натуре, динамике.

Иллюстрация - метод обучения, при котором предметы и процессы раскрываются через их символическое изображение (фотографии, рисунки, схемы, графики и др.).

Сущность этих двух методов близка между собой в этимологическом плане.

Наблюдения как метод обучения предполагает восприятие определенных предметов, явлений, процессов в природном и производственной среде без вмешательства в эти явления и процессы.

Все методы этой группы тесно переплетены. Использование в учебном процессе тех или иных методов обусловлено различными факторами: психологическими особенностями учащихся определенного возраста, дидактическими целями, уровнем материального обеспечения учебных заведений.

Весьма существенным в использовании наглядных методов обучения является владение технологией и техникой изготовления и использования средств демонстрации и иллюстрации. Особого внимания требует использования технических средств обучения, и в частности компьютерной техники. Все эти вопросы должны подробно рассматриваться в процессе изучения профессиональных методик.

Практические методы обучения направлены на достижение заключительного этапа процесса познания. Они способствуют формированию умений и навыков, логическому завершению звена познавательного процесса применительно к конкретной темы, раздела.

Лабораторный метод предусматривает организацию учебной работы путем использования специального оборудования и определенной технологии для приобретения новых знаний или проверки научных гипотез на уровне исследований.

Практическая работа направлена на использование полученных знаний в решении практических задач. Например, изготовление модели некоего устройства.

В учебной практике значительное место отводится упражнениям. Упражнение - это метод обучения, сущность которого заключается в целенаправленном, многократном повторении студентами отдельных действий или операций с целью формирования умений и навыков.

В дидактике за характером учебной труда выделяют различные виды упражнений: письменные, графические, технические и др. По учебной цели выделяют следующие упражнения: подготовительные, пробные (предупредительные, комментируемые, объяснительные), тренировочные (по образцу, инструкции, задания без подробных указаний), творческие. Выбор системы упражнений предопределяется дидактическими задачами. Следует избегать применения однообразных упражнений механического характера, потому что они быстро утомляются студентов и не способствуют поддержанию их учебных интересов. Разнообразие упражнений, особенно творческого характера, игровой направленности положительно влияет на поддержание интереса к учебной деятельности.

Количество упражнений должна быть достаточной и размещенной во времени, чтобы умения и навыки были устойчивыми.

Используя практические методы, следует учитывать ряд предпосылок: обеспечение понимания студентами сущности научных знаний как базового компонента практической деятельности; овладение алгоритмами применения знаний в соответствии с дидактической цели; создание оптимальных условий для самостоятельной деятельности студентов в процессе формирования умений и навыков. Ведь умение и навыки - это результат индивидуального действия личности.

Производственно-практические методы призваны включать студентов в процессы применения теоретических знаний во время продуктивной работы. Это особая деятельность, а потому и разновидности этих методов специфические, поскольку зависят от вида конкретного труда, оборудование, социально-природных условий и др. Но они должны быть инструментом самостоятельной производственной труда студента. Производственно-практические методы могут быть эффективными только тогда, когда оптимально сочетаются с другими (словесными, наглядными и др.).

Методы обучения по характеру логики познания. Основным "инструментом" познания является мозг человека. Поэтому в учебном процессе естественно используются методы, соответствующие логике. Это - анализ, синтез, индукция, дедукция, традукція. Они могут действовать и в определенном взаимосвязи (рис. 14).

14

Рис. 14. Структура методов обучения по характеру логики познания

Аналитический метод предусматривает мисленнєвий или практический расписание целого на части с целью изучения их существенных признаков. Но это лишь начальный компонент познания. Например, в языке есть общее понятие "слово". В процессе познания в слове выделяют его составляющие: основу и окончания, корень, приставка, суффикс, знакомятся с сущностью этих морфем, их значением для словобудови.

Для понимания целостности явления, процесса, сущности отдельного понятия необходимо перейти к следующей логической операции - синтеза. Синтез как метод основывается на мыслительном или практическом соединении выделенных анализом элементов или свойств предмета, явления в одно целое. Синтез является органическим продолжением анализа и может строиться только на его основе. Это гносеологическая закономерность учебного процесса. Следовательно, в процессе познания конкретного предмета, явления, категории есть диалектическое взаимодействие и взаимообусловленность анализа и синтеза.

Наряду с анализом и синтезом в процессе познания используют такие логические методы, как индукция, дедукция, традукція. Индуктивный метод - это путь изучения предметов, явлений от единичного к общему. В результате понимания сущности признаков, свойств единичных предметов или явлений, понятий является возможность осознать важные, типичные закономерности или свойства однопорядкових предметов или явлений. Однако, используя индуктивный метод, не стоит заставлять студентов обучать большое количество единичных понятий, а лишь ту информацию, которая даст возможность выделить в родственных понятиях существенное, общее умолчанию.

Дедуктивный метод, напротив, базируется на изучении учебного материала от общего к отдельного, единичного. Студенты знакомятся с общей закономерностью, а потом на основе этой закономерности, правила, закона характеризуются другие явления, предметы. Индуктивный и дедуктивный методы находятся в диалектической взаимосвязи.

Традуктивний метод предусматривает выводы от единичного к единичному, от частного к частному, от общего к общему.

Методы обучения за логическими признакам не отделены от методов обучения за источниками знаний. В процессе использования словесных, практических и наглядных методов преподаватель и студенты не могут обойтись без индукции, дедукции, традукції, анализа и синтеза.

Методы обучения по уровню самостоятельной умственной деятельности. Эффективность обучения во многом обусловлена способом организации мышления. В зависимости от уровня умственной активности студентов выделяют следующие методы обучения: проблемное изложение (проблемно-информационный), частично-поисковый, исследовательский (рис. 15).

15

Рис. 15. Структура методов обучения по уровню самостоятельной розумової деятельности

 

Использование этих методов основывается на последовательной и целенаправленной постановке перед студентами проблемных задач, решая которые, они под руководством преподавателя активно усваивают новые знания. Применяя эти методы, необходимо придерживаться следующих основных требований: формулировать познавательные задачи в соответствии с содержанием учебного материала и возрастных особенностей студентов; выдвигать гипотезы, мобилизовать резервы знаний и способов познания; включать студентов в активную познавательную деятельность; анализировать и оценивать результаты учебной работы.

Проблемное изложение предусматривает создание преподавателем проблемной ситуации, помощь студентам в выделении и "принятии" проблемного задания, использовании словесных методов (лекции, объяснение) для активизации мыслительной деятельности студентов, направленной на удовлетворение познавательного интереса путем получения новой информации. Классический пример использования проблемно-информационного метода обучения - блестящие лекции К. А. Тимирязева с курса "Жизнь растений".

Частично-поисковый метод включает студентов в поиск путей, приемов и средств решения задачи познавательного. Для обеспечения действенности этого метода необходимо создать проблемную ситуацию и побудить студентов к пониманию и "принятия" познавательного задачи; управлять ходом поисковой мыслительной деятельности студентов с использованием системы логично мотивированных вопросов; стимулировать и одобрять познавательную деятельность студентов в процессе решения учебных задач; анализировать успехи и ошибки, трудности.

Исследовательский метод направлен на включение студентов в самостоятельное решение познавательной задачи с использованием необходимого оборудования. Для эффективности этого метода следует придерживаться ряда требований: создание проблемной ситуации; руководство студентами при выделении познавательного задачи; побуждение студентов к поискам гипотезы, проверки ее достоверности; оказание помощи в поисках эффективных методов и резерва знаний, необходимых для решения задачи; ориентация студентов на проведение исследований и систематизация результатов проведенной работы; включение студентов в самостоятельный анализ хода и результатов проведенной работы.

Проблемные методы обучения тесно связаны с другими методами, они приобретают воплощение в словесных, наглядных и практических методах (рис. 16).

16

Рис. 16. Структура взаимосвязи проблемных методов с другими методами обучения

 

Остановимся еще на одном подходе к классификации методов обучения по характеру (степенью самостоятельности и творчества) деятельности обучаемого. Эту достаточно производительную классификацию еще в 1965 г. предложили И.Я. Лернер и М.М. Скаткін. Они справедливо отметили, что многие прежних подходов к методам обучения основывались на различия их внешних структур или источников. Поскольку успех обучения в значительной степени зависит от направленности и внутренней активности тех, кто учится, характера их деятельности, то именно характер деятельности, самостоятельности, проявление творческих способностей и должны служить важным критерием выбора метода. И.Я. Лернер и М.М. Скаткін предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из них степень активности и самостоятельности в деятельности тех, кто учится, растет. Эта классификация больше касается общеобразовательной школы, но может быть использована и на младших курсах высшего учебного заведения.

Разъяснительно-демонстрационный метод. Студенты получают знания на лекции, с учебной и методической литературы, через экранный справочник в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты действуют в рамках репродуктивного (воспроизводственного) мышления. В ВУЗАХ этот метод приобретает самого широкого применения для передачи большого массива информации.

Репродуктивный метод. К нему относят применения изученного материала на основе образца или правила. Деятельность тех, кто учится, имеет алгоритмический характер, т.е. производится за инструкциями, правилами в аналогичных, схожих с образцом, ситуациях.

Метод проблемного изложения. Используя разнообразные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательное задачи, а затем, раскрывая систему доводов, сравнивая взгляды, различные подходы, показывает способы решения поставленной задачи. Студенты становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящее время такой подход широко применяется.

Частично-поисковый, или эвристический метод заключается в организации активного поиска решения поставленных или самостоятельно сформулированных познавательных задач, над которыми студенты работают самостоятельно под руководством педагога или на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивного характера, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими студентами на основе работы над программами (в том числе компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одним из видов которого является эвристическая беседа, - надежный способ активизации мышления, пробуждение интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.

Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и определение задач и короткого устного или письменного инструктажа те, кто учатся, самостоятельно разрабатывают научные источники, проводят наблюдения и измерения, выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск оказываются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.



Назад