Электронная онлайн библиотека

 
 Деньги и кредит

Бумажно-кредитная система денег


Особенности современного механизма кредитной системы денег заключаются в том, что банкнотная эмиссия денег базируется на общих принципах кредитования. Она во всем мире монополизирована государством, которое берет на себя обязательства обеспечивать постоянство национальных денежных знаков.

В ходе изучения современной денежной системы особое внимание нужно обратить на методы регулирования денежного обращения. В частности, какие недостатки и преимущества предоставляет прямое регулирование, которое применялось в экономике советского типа, которые директивные решения были присущи правительственные относительно размеров эмиссии денежной массы, предоставление кредитов, организации прямого контроля за денежными операциями, другие формы внешнего активного вмешательства в денежную сферу и всяческое ограничение прав экономических субъектов.

Обратное наблюдается в условиях применения опосредованного (косвенного) регулирования денежного обращения. Студенты должны усвоить, что в рыночной экономике банкам и другим субъектам денежной сферы предоставляется достаточный оперативный простор в операциях кредитования и расчетно-кассовом обслуживании, активно действуют другие стимулы поддержания равновесия товарно-денежной массы.

Государственное регулирование денежной сферы в рыночной экономике означает совокупность мероприятий, проводимых государством в денежном обращении с целью обеспечения устойчивости национальной валюты, сдерживания инфляционного процесса и гибкого обеспечения денежной массой потребностей сферы обращения. Ключевая роль в осуществлении государственных мероприятий принадлежит центральному (национальному) банку, который способен применить методы прямого регулирования и опосредованного влияния на объемы и структуру денежного обращения. Общие представления о них подает следующий рисунок.

 

Прямое регулирование объемов и структуры денежного обращения

Косвенные меры воздействия на систему денежного обращения

• Механизм наличной эмиссии

• Установление предела кредита (НБ) ЦБ, предоставляемой правительству и банковским учреждениям

• Прямое регулирование заемных операций банков, определения маржи, пределы стоимости кредитных ресурсов, ограничение потребительского кредита

• Осуществление операций на открытом рынке

• Регулирование норм банковских резервов

• Регулирование учетной ставки процента на займы, предоставляемые национальным банком

 

В системе косвенных мер воздействия на систему денежного обращения операции ЦБ на открытом рынке является гибким валютно-платежным инструментом. Его применения заключается в купли-продажи ценных бумаг у коммерческих банков с целью наращивания экспансии денег в обращении (покупка ценных бумаг) или рестрикции - изъятие денежной массы путем продажи ценных бумаг. Политика минимальных резервов является самым жестким инструментом денежно-кредитного регулирования. Она касается внедрения нормативов хранения наличных денег в коммерческих банках и их депозитов в центральном банке и используется с целью защиты интересов клиентов и надежной работы коммерческих банков и поддержания их ликвидности. Для быстрого сжатия или расширения кредитной массы ЦБ прибегает к манипулирования нормой обязательных резервов, которые коммерческие банки обязаны хранить на беспроцентных счетах в центральном банке.

Регулированием учетной ставки ЦБ (НБ) определяет стоимость кредитов для коммерческих банков. Если учетная ставка снижается, возрастает стремление коммерческих банков к увеличению заимствования средств у ЦБ для следующих своих активных операций, что стимулирует рост предложения денег на денежном рынке.

В зависимости от применения того или иного комплекса инструментов и рычагов государственного регулирования объемов и структуры денежного обращения, в общем, различают два вида денежно-кредитной политики.

40

В условиях политики «дорогих денег» весь инструментарий денежно-кредитной политики концентрируется на обеспечении внутренней устойчивости денег и достижении оптимального равновесия в соотношении их предложения и спроса, на сжатии объемов денежной и кредитной эмиссии и приведении денежной массы в соответствие с реальной динамикой экономического цикла. Достижения же оптимальной равновесия на принципах политики «дешевых денег» происходит на основе достижения более широкой доступности денежных и кредитных ресурсов для нужд субъектов экономической деятельности.

Ведущими задачами денежно-кредитной политики ЦБ становятся: а) стратегические цели, в основу которых кладутся конечные вехи общеэкономической политики государства; б) промежуточные цели - достижения таких экономических показателей, которые будут способствовать достижению стратегических целей; в) тактические цели - достижения краткосрочных этапов, которые носят оперативный характер и нужны для достижения промежуточных целей. Их взаимодействие предусматривает: 

Классификация целей грошово-кредитной политики ЦБ

Стратегические цели

Промежуточные цели

Тактические

• сбалансирования экономического развития

• обеспечение оптимальной занятости

• сдерживание инфляции

• оживление рыночной конъюнктуры

• сдерживание рыночной конъюнктуры

 

• изменение денежной массы

• изменение процентной ставки

 

 

Все три группы мер денежно-кредитной политики находятся в иерархической взаимодействия и взаимосвязи. Самый высокий условный ступень в иерархии целей принадлежит комплекса стратегических целей. Для достижения стратегических показателей реализуются промежуточные, а их выполнение, в свою очередь, требует реализации рычагов тактических целей.

Достижение поставленных целей тесно связано с фискально-бюджетной политикой государства, с помощью которой обеспечивается необходимое влияние на состояние хозяйственной конъюнктуры, перераспределение национального дохода, накопления необходимых ресурсов для финансирования социальных программ и т.д. Данная политика может быть двух типов:

а) дискреционной, если фискально-бюджетная политика направлена на сознательное манипулирование налогам и государственными расходами для изменения реального объема национального производства и занятости, усиление контроля за инфляцией и ускорения экономического роста. Основными инструментами ее реализации становятся: изменения программ общественных работ и других программ, которые связаны с расходами; изменение программ «трансферного типа»; цикличности изменения уровня налоговых ставок;

б) недискреционная. Она означает проведение государством политики превышение расходов бюджета над его доходами. Для государства и социально-экономической стабильности недискреционная политика способна приносить разные последствия. К примеру, если дефицит государственного бюджета в 2-3% ВВП не является опасным, то большие размеры дефицита государственного бюджета становятся угрожающими для нормального функционирования денежной системы, кредита и всей экономической системы.

Конечно, элементы метода прямого регулирования достаточно обоснованно могут использоваться и в рыночной экономике. В данной системе парламент определяет основные направления денежно-кредитной политики. Правительство не вмешивается в деятельность коммерческих банков, а денежно-кредитная сфера регулируется учетной ставке процента, нормой обязательного резервирования средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в центральном (национальному) банку и другими инструментами денежно-кредитной политики.



Назад