Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Дидактические требования к выбору методов обучения


Методы обучения находятся между собой во взаимосвязи, дополняя и обогащая друг друга. В этом процессе есть еще один компонент инструментария обучения - прием. В одних случаях прием может выступать как определенное действие, направленное на реализацию требований конкретного метода. Например, в процессе беседы преподаватель для усиления, обеспечения эффективности этого метода удается до показа схем, опорных сигналов (иллюстрированного материала). В других случаях демонстрация или иллюстрация могут выполнять функции методов как самостоятельных дидактических единиц.

С общего обзора методов, приемов и средств обучения можно сделать вывод, что они характеризуются большим арсеналом дидактических единиц. Поэтому педагогам надо хорошо знать теоретические основы разнообразие методов обучения, владеть мастерством, чтобы творчески воплощать достояние педагогической теории и практики в практическую деятельность.

Следует помнить, что методы обучения как своеобразный набор интеллектуального инструментария познавательной деятельности преподавателя и студентов не является алгоритмізованими единицами. Поскольку педагогика - наука и искусство одновременно, то и подход к выбору методов обучения должна основываться на творчества педагога, с одной стороны, и отвечать требованиям принципа системности - с другой. Во-первых, в методах обучения важно видеть то, что они являются способом движения познавательной деятельности студентов; определяют логический путь овладения знаниями, умениями и навыками; играют роль инструмента обмена информацией между участниками учебного процесса; регулируют познавательную деятельность студентов; способствуют стимуляции учение; является способом анализа и оценивания учебной деятельности. Во-вторых, необходимо обеспечивать системность в подходе к выбору тех или иных методов, глубоко понимая при этом внутренние связи и взаимозависимость между ними на уровне функциональных признаков.

Критериями выбора методов обучения являются: генеральные задачи воспитания личности; цель и задачи обучения вообще и конкретного этапа в частности; закономерности и принципы обучения; содержание учебного материала; учебные возможности студентов; наличие средств обучения; психолого-педагогические возможности педагога (рис. 17).

17

Рис. 17. Критерии выбора методов обучения

 

Следовательно, методы обучения нельзя воспринимать и использовать универсально как рецепт для решения учебных задач, поскольку, как отмечал К.Д. Ушинский, важен не метод сам по себе, а заложенная в нем идея. Поэтому лишь глубокая мудрость педагога, который опирается на научные основы, может обеспечить оптимальный подход к использованию методов обучения с целью повышения эффективности как научения, так и учения.

 

Литература

АлексюкА.М. Педагогика высшего образования Украины: История. Теория. - К.: Лыбидь, 1998.

Архангельский СМ. Учебный процессе в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высш. шк., 1980.

Галузинсъкий В.М., Євтух М.Б. Основы педагогики и психологии высшей школы Украины. - К.: ИНТЕЛ, 1995.

Кобыляцкий И.И. Основы педагогики высшей школы. - К.; 0.:Высш.шк., 1978.

Учебный процесс в высшей педагогической школе / Под ред. О.Г. Мороза. - К.: НПУ им. М. Драгоманова, 2001.

Современная дидактика. - СПб.: Питер, 2001.



Назад