Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Академическая лекция в системе профессиональной подготовки студентов


Основными формами организации учебного процесса в высшей школе являются лекции, семинарские, лабораторные, практические занятия, самостоятельная работа студентов, внеаудиторная (производственная) практика. Главным звеном дидактического цикла является лекция (лат. lectio - чтение), появившаяся в Стародовній Греции и получила развитие в Древнем Риме и в средние века.

В современной педагогической науке вокруг понятия "лекция" ведется дискуссия. Часть ученых считают, что лекция является методом учебной работы. Другие склонны отождествлять это понятие с формой учебной работы в высших учебных заведениях. Имеет место также мнение, что лекция - это вид учебной деятельности, который проводится в рамках традиционных форм обучения. Профессор A.M. Алексюк стоит на позиции, что лекция - это "форма организации и метод обучения".

Неоднозначными являются также соображения относительно места лекции в современной высшей школе. Наблюдается тенденция к снижению ее роли в профессиональной подготовке, поскольку доступность большого количества разнообразных источников информации дает возможность студентам самостоятельно добывать знания, а потому информационная функция преподавателя теряет актуальность. Современные информационные технологии с использованием компьютерных систем должны полностью вытеснить деятельность преподавателя как лектора. Все эти рассуждения не имеют аксиоматического характера и является лишь предметом дискуссии.

Академик СУ. Гончаренко в "Украинском педагогическом словаре" дает такое определение лекции: "Лекция - систематическое, последовательное изложение учебного материала любого вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки".

С точки зрения методов обучения в высшей школе лекция принадлежит к словесных методов. Думается, что понимание лекции как метода обучения должно оставаться за этой дидактической категории как определяющее понятие. Вместе с тем можно считать лекцию и одним из видов учебной работы в высшей школе.

Как уже упоминалось, история лекции связана с эпохой средневековья. По социально-экономических условий того времени появилась необходимость приобщения к образованию широких слоев населения, а не только представителей знати. Диалогический вид обучения уже не удовлетворял потребностям. А источников информации (на то время они ограничивались, в основном, книгой) было маловато. Поэтому педагог, который имел более широкий доступ к литературе, систематизировал информацию в виде написанных текстов и на занятиях зачитывал этот материал студентам. Это был своеобразный способ коллективного распространения и усвоения информации. Студенты конспектировали лекции и так овладевали программный материал. Лишь позже, в конце XIX ст., наряду с лекциями начали применять практические, лабораторные занятия. Понятно, что ограничение учебной работы только лекциями збіднювало эффективность учебно-воспитательного процесса.

В противовес лекционном обучению в XVII в. в Англии вводится тьюторская система обучения. Правда, ее элементы возникли еще в XIV в. в Оксфордском и Кембриджском университетах. Тьютор (англ. tutor, от лат. tutor - наблюдаю, забочусь) - педагог-наставник в английских "паблик скулз", старших классах грамматических школ и педагогических колледжей. Тью-торы выдвигаются из числа опытных преподавателей этих школ. В учебное время они занимаются преподавательской деятельностью, а после занятий проводят воспитательную работу с несколькими учениками; руководят их самостоятельной учебной работой. Ученики периодически (раз в неделю) отчитываются перед тьюторами о выполнении учебных заданий. В высших учебных заведениях студенты делятся на небольшие группы во главе с тьютором, который помогает им в выборе учебных курсов для самостоятельного изучения, руководит их учебной работой, научными поисками, интересуется всеми аспектами их жизни. Студенты почти ежедневно встречаются со своим тьютором, отчитываются о результатах обучения. Поскольку во многих ВУЗАХ Англии самостоятельная учебная работа студентов является основной формой обучения, то тьюторская система отличается сравнительно высокой эффективностью. Она направлена прежде всего на воспитание интеллектуальной элиты. Хотя тьюторская система и требует значительных финансовых затрат, она является достаточно эффективной. На ее основе могут создаваться педагогические школы или педагогические классы в высшем учебном заведении. Нечто подобное по идее встречаем в наших ВУЗАХ, которые готовят специалистов по творческих специальностей (музыки, пения, театрального, изобразительного искусства и др.). В таких случаях говорят: "Учусь в консерватории в классе народного артиста Украины Д. Гнатюка", "Закончил театральный институт в классе кинорежиссера М. Мащенко". Думается, что в связи с присоединением Украины к Болонскому процессу институт тьюторства широко войдет в практику учебной деятельности отечественной высшей школы.

В конце XIX - начале XX в. лекция как ведущий метод обучения заняла важное место в системе учебно-воспитательной работы в высших учебных заведениях мира. В конце XX и начале XXI вв., как уже упоминалось, дискутируется вопрос о целесообразности применения лекции в ВУЗЕ. Мысли и ученых, и практиков расходятся. Опрос студентов старших курсов Черкасского национального университета имени Богдана Хмельницкого дало следующие результаты: 78,4% студентов уверены, что лекции должны занимать ведущее место в учебном процессе; 13,6%- что лекции нужны лишь по отдельным дисциплинам; 4,8% - что при наличии современных источников информации лекции вряд ли нужны; 3,2% - что в настоящее время лекции в ВУЗАХ изжили себя.

В чем же заключаются преимущества и слабые стороны лекционной системы в ВУЗЕ?

Существенными преимуществами есть такие:

- лекция дает возможность реализовать одну из стержневых идей гуманной педагогики (творческое сотрудничество педагога со студентами, общая эмоциональная взаимодействие);

- лекция активизирует умственную деятельность студентов (конечно, если она квалифицированно прочитана, внимательно выслушана и поняла).

- в лекции аккумулирован большой объем научной информации с учетом новейших достижений той или иной науки;

- в процессе чтения лекции можно учесть специфику профессиональной подготовки студентов, их интересы;

содержание лекции, процесс чтения содержат в себе значительные воспитательные возможности с точки зрения развития интеллекта студентов, формирование морально-духовных качеств, культуры общения, становления профессиональной культуры будущих специалистов. Яркой иллюстрацией на пользу лекции есть мнение российской писательницы Мариэтты Шагинян: "Учитель на всю жизнь запоминается людям как личность, как характер, как индивидуальность, как те "Иван Казимирович" или "Нина Викторовна", которые неповторимые, единственные в судьбе конкретного человека. Мне кажется, сила действия урока, его запоминаемость, а главное - органическое единство чего познанного умом с чем таким, что вошло в волю и совесть, то есть идеал сочетание обучения с воспитанием, - целиком зависит не от неких теоретических хитросплетений ученых педагогов и методистов, а именно от личности самого учителя, от его личного обаяния, от оригинальности его характера, от выраженности и небанальності его поведения в классе". И хотя писательница говорит о школьного учителя, это суждение в значительной степени касается и преподавателя высшей школы. Мастерски прочитана лекция - это спектакль одного актера, где мы чувствуем, воспринимаем художественные образы, чувствуем научные законы в ореоле художественного убранства. Известный российский писатель А.П. Чехов, вспоминая лекции своего преподавателя, профессора Г.А. Захарьина, писал: "Вышли лекции Захарьина. Я купил и прочитал... Но, к сожалению, есть либретто, но нет оперы, нет той музыки, которую я слушал, когда был студентом";

- лекция отличается своей экономичностью. Студент имеет возможность за сравнительно короткое время получить значительный объем научной информации, к тому же насыщенной новейшим материалом;

- участие студентов в педагогическом действе, которое называется лекцией, является полезной школой для тех, кто в будущем будет заниматься научно-педагогической деятельностью;

- лекция служит своеобразным путеводителем для студентов, компасом в необъятном море научной информации;

- лекция незаменима, когда имеет место дефицит литературы.

Стоит назвать и определенные типичные недостатки лекции:

- информация, которую подает преподаватель, направлена, в основном, на слуховую память студента. Этот вид памяти весьма несовершенный. Воспринята информация содержится в краткосрочной памяти небольшой промежуток времени. И когда нет подкрепления, информация "выветривается" ("В одно ухо влетело, во второй раз вылетело", - говорит народная мудрость). Исследования показывают, что под конец лекции из всего объема представленной информации студент может воспроизвести лишь 10-15%;

- большие потоки слушателей (более 50) лишают преподавателя возможности эффективно управлять умственной деятельностью студентов;

- студенты младших курсов слабо владеют методикой и техникой восприятия содержания лекции и конспектирования;

- лекция в определенной степени приучает студента к пассивному присвоение чужих мыслей, не стимулирует тягу к самостоятельному обучению, не обеспечивает индивидуального, дифференцированного подхода к обучению.



Назад