Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Технология и техника подготовки академической лекции


Подготовка лекций - многоаспектный, длительный и сложный процесс. Ответ опытных преподавателей высшей школы на вопросы молодых коллег "Как долго вы готовились к лекции? - "Всю жизнь". Это обусловлено, во-первых, действием распространенной истины: "Чем больше учишься, тем глубже осознаешь, что знаешь мало". Во-вторых, высоким научно-педагогическим ответственностью за эффективность учебного процесса и авторитет преподавателя высшей школы. Поэтому не случайно в системе высшего образования традиционно определены должностные уровне научно-педагогических работников: ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор. Такие степени уровне продвижение по профессиональной иерархии предполагают непрерывное общекультурное, квалификационное и профессиональный рост работника. В ВУЗАХ третьего и четвертого уровней аккредитации лекции поручают вести, как правило, профессорам, доцентам, старшим преподавателям.

В образовательных учреждениях высшего уровня традиционно придерживаются принципа профессиональной специализации: один преподаватель ведет 2-родственные дисциплины, а лучше всего - когда одну. Это дает возможность глубоко знать свой предмет, постоянно следить за новой научной информации, систематизировать ее.

Молодой преподаватель, готовясь к преподавательской работы, имеет целенаправленно и системно накапливать материал для подготовки лекций. С этой целью необходимо прорабатывать научные источники, фиксировать результаты, следуя карточной системы по тематическому принципу в соответствии с тем учебного курса, с которого необходимо готовить тексты лекций. Для этого можно рекомендовать карточки из бумаги размером 210 х 150 мм (А8). В правом верхнем углу записывают тему, проблему, которой касается выписка. Названия тем, проблем должны соответствовать проблематике, лекционного курса. В конце выписки указываются библиографические источники. Например:

Цель воспитания

"Каждый человек уже в годы детства и особенно в отрочестве и ранней юности должна постичь счастья полноты своей духовной жизни, радости труда и творчества".

Сухомлинсъкий В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Избранные произведения: В 5 т. -К.: Сов. шк., 1976. -И. - С 73.

В современных условиях с этой целью целесообразно также использовать компьютерную технику. Таким образом, на протяжении нескольких лет

можно накопить достаточно объемный банк информации по конкретной дисциплине, который станет надежным подспорьем в лекционной работе.

В процессе подготовки к академической лекции следует соблюдать такой последовательности.

1. Ознакомление с учебным планом специальности с целью определения места учебной дисциплины в системе всех дисциплин, направленных на подготовку специалистов определенного профиля. Например, приступая к разработке базового курса педагогики, необходимо выяснить, в каком семестре студенты изучают учебные дисциплины, с которыми связана педагогика (возрастная физиология, валеология, философия, логика, психология, профессиональные методики).

2.Вивчення программы с конкретной дисциплины для ознакомления с логикой построения учебного курса, содержание лекционных, практических, лабораторных занятий.

3.Ознайомлення с учебниками и учебными пособиями по предмету, выяснения, в каком объеме в них раскрыто содержание учебного материала касательно требований программы. Отбор дополнительной научной литературы, в которой содержится новейшая информация по проблемам учебной дисциплины.

4.Виокремлення дидактического материала касательно требований конкретной темы с учетом интеллектуальных возможностей студентов.

5.Ознайомлення с новыми (не известными студентам) научными понятиями, терминами, их этимологией.

6.Добір и систематизация методов, средств, приемов, примеров, которые будут использованы в лекции.

7.Підготовка текстового варианта лекции. Она требует особого внимания и усердия. Ни в коем случае в тексте лекции не следует дублировать базовый учебник или учебное пособие. Такой подход лишь дискредитирует преподавателя, психологически снижает у студентов интерес к дисциплине. По объему текст лекции, которая рассчитана на два академических часа, должно быть 20-24 страницы. Структура лекции содержит следующие аспекты: определение темы и вопросов, которые будут рассматриваться в лекции; список рекомендуемой литературы, перечень новых научных понятий (дефиниций), которые вводятся в этой теме; изложение содержания учебного материала; общие выводы.

8.Опрацювання отредактированного дидактического материала лекции. Для начинающего полезным является аудио -, а еще лучше видеозапись, который дает возможность внести коррективы относительно содержания, темпа, ритма.

9. Перенос содержания лекции на каталожные карточки в форме коротких тезисов, опорных сигналов и т.п. Это дает возможность в аудитории освободить себя от зависимости от текста, отойти от прямого чтения, а реализовать лекцию путем рассуждений, творческих поисков истины совместно со слушателями.

10. Создание вспомогательного, резервного дидактического материала к лекции (примеры, опорные сигналы, факты для поддержания позитивного эмоционального настроя студентов и др.).

Текст лекции не должен быть стабильным и использоваться на протяжении многих лет. Каждый раз, возвращаясь к проработке академического курса, необходимо пересматривать ее содержание, примеры, аргументацию отдельных научных положений, учитывать новые достижения науки, появление дополнительных источников информации, профессиональную направленность студентов и др. Преподаватель высшей школы все время должен находиться в творческом научно-методическом поиска. Ведь студенты ценят его не только (и не столько) как информатора, их захватывает прежде всего творческое действо педагога на лекции.



Назад