Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Дидактические и методические требования к академической лекции


Когда речь идет о лекцию в высшем учебном заведении, то подразумевается академическая лекция, которая соответствует учебному заданию конкретной дисциплины и направлена на реализацию соответствующей программы. Это предъявляет определенные требования к содержанию, структуре, технологии и методики подготовки и чтения лекции.

Требования к академической лекции: современный научный уровень и насыщенная информативность, убедительная аргументация, доступная и понятная речь, эмоциональность, четкая структура и логика, наличие ярких примеров, научных доказательств, обоснований, фактов.

Структура академической лекции: план - основные вопросы лекции; вступительная часть - связь с прошлой лекцией, введение в тему; изложение основных положений с акцентированными выводами за каждым в отдельности; подведение итогов - общий вывод.

Академическая лекция строится на принципах системности, информативности, наглядности, понятности (доступности). Каждая лекция является логически завершенной звеном единой замкнутой системы - курса лекций. В ее тексте должны быть четко связаны между собой структурно-логические дидактические блоки. Проектируется графический текст, планируется, где, когда, сколько и какие схемы, рисунки, графики, формулы представляются как подтверждение вербальной информации. Принцип наглядности реализуется средствами визуализации (ТСО, раздаточный материал, схемы, планшеты и т.д.). Лекция должна читаться понятной для студентов языке, незнакомые слова и термины объясняются, не стоит перенасыщать лекцию "наукообразными терминами" и модными иностранными словами. Текст (лат. texturn - сотканный) лекции должен быть логичным, простым и понятным.

Академические лекции является нескольких видов. Вступительная лекция является начальным этапом разработки новой дисциплины учебного плана. Задача такой лекции состоит в том, чтобы раскрыть структуру курса, особенности его изучения, место новой учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки студентов, ее актуальность и важность в их будущей профессиональной деятельности. И главное в подходе к лекции этого вида - заинтересовать студентов содержанием учебной дисциплины, сформировать у них интерес к ней. Чтение вступительной лекции требует от преподавателя значительного эмоционального подъема, вдохновения, образности. Важно увлечь студентов не только содержанием учебного материала, но и вызвать интерес к себе как к преподавателю, личности.

Основное место в научно-педагогической деятельности преподавателя ВУЗА занимают тематические лекции из курса конкретной учебной дисциплины. Это, так сказать, ежедневная, "обыденная" работа преподавателя и студентов. Она требует целеустремленности, систематичности и последовательности, логической согласованности между отдельными темами.

Разработка учебного курса завершается итоговой (заключительной) лекцией. ее проводят преимущественно после завершения изучения группы дисциплин родственного цикла (например, лингвистических и литературоведческих, педагогических и т.п.), накануне сдачи государственных экзаменов, выхода на практику и др. Главная задача такой лекции состоит в том, чтобы дать возможность студентам осознать научный, методический стержень развития системы наук, взаимосвязь между ними, обозначить перспективы дальнейшего становления науки того или иного направления. Проведение таких лекций поручают наиболее опытным, эрудированным преподавателям.

Процесс обучения - многогранна и многофакторная деятельность педагога и студентов, он направлен на реализацию ряда функций. А поскольку лекция занимает особенно важное место в учебно-воспитательной работе, то она содержит в себе возможности осуществления образовательной, розвивальної, воспитательной, организующей функций.

Образовательная функция лекции обеспечивает возможности для овладения содержанием учебного материала на уровне исторического опыта и ознакомления с новыми достижениями науки, осознание перспективы дальнейшего развития научных поисков в соответствующих отраслях, а также раскрытие возможностей использования конкретных знаний в профессиональной деятельности. Одновременно лекция помогает студентам сориентироваться в большом массиве информации: ознакомиться с литературой, тенденциями научных поисков ученых, научными школами, привести научную информацию в упорядоченную систему.

Развивающая функция лекции обусловлена необходимостью обеспечения оптимальных условий для интеллектуального развития личности путем включения ее в активную умственную деятельность. Развитие и обучение - взаимосвязанные процессы. Умственное развитие - залог успешности обучения, но и обучение в свою очередь способствует развитию. В процессе получения информации значительное ее количество "выпадает" из памяти. И это - закономерный процесс. Важно, что человек будет в остатке. Существенно, чтобы это был определенный прогресс в интеллектуальном развитии. Поэтому на лекции надо прибегать к таким приемам, которые бы побуждали каждого студента к активного мышления во всех его проявлениях.

Воспитательная функция лекции позволяет формировать у будущих специалистов определенные морально-духовные качества непосредственно через содержание учебного материала и организацию их на конкретную познавательную деятельность. Содержание учебного материала должно способствовать формированию у студентов научного мировоззрения, социальной зрелости, гражданской ответственности, эстетических чувств и эстетической культуры, трудолюбия. По сути, на каждом занятии (прежде всего лекции) должны быть созданы оптимальные условия для решения мікрозавдань нравственного, умственного, трудового, эстетического и физического воспитания.

Организующее функция лекции особенно важна с точки зрения мобилизации студентов на учебную деятельность. Это тот стержень, вокруг которого группируются все остальные виды учебной деятельности; острие, которое определяет координаты ежедневной учебной труда. На лекции студент должен получать психолого-педагогическое направление для организации всех звеньев своей деятельности.

На каждой лекции педагог должен заботиться о создании оптимальных условий для реализации указанных функций. Например, изучая z курсе педагогики тему "Развитие и формирование личности", непосредственно в лекции с точки зрения образовательной функции необходимо ознакомить студентов с научными понятиями "человек", "личность", "индивидуальность", "развитие", "наследственность", "виды развития"; раскрыть сущность различных взглядов на вопрос о место и роль биологических и социальных факторов, влияющих на развитие; показать новейшие научные тенденции в решении сложных проблем физического, психического и социального развития, их значимость для решения воспитательных задач.

Содержание учебного материала данной темы имеет большие возможности для интеллектуального развития студентов. Включение в лекцию ряда проблемных ситуаций, выделение задач будет способствовать активизации мышления студентов, а следовательно, и развития их интеллекта. Например: предварительная информация о случае, когда четырехлетний ребенок успешно выполняет сложные пьесы на органе; ряд вопросов: "передаются Ли наследственные способности, черты характера?", "Есть ли объективной народная мудрость "Яблоко от яблони далеко не катится?", "В чем отличие понятий: биологическое наследования, социальное наследование?", "В чем сущность генетической культуры человека?" и много других. Все это должно побудить студентов к размышлений, поисков ответов, а следовательно, и способствует реализации требований розвивальної функции.

Широкая палитра для реализации требований воспитательной функции содержится в теме про развитие и формирование личности. Во-первых, познание научной информации о развитии человека способствует подъему генетической культуры будущих родителей, формированию у них социальной ответственности за рождение и создание оптимальных условий для воспитания своих детей. Во-вторых, содержание учебного материала, педагогически грамотная организация деятельности студентов на лекции способствует решению задач формирования всесторонне развитой личности с точки зрения требований умственного воспитания (овладение знаниями, развитие интеллекта, формирование научного мировоззрения), физического (соблюдение санитарно-гигиенических требований на лекции), морального (формирования социальной зрелости, моральной ответственности за продолжение рода таин.), эстетического (эстетика интерьера аудитории, внешности преподавателя и студентов, эстетика общения), трудового (целесообразна организация умственного труда студентов).

Во время лекции преподаватель конкретными педагогическими действиями должен организовать студентов на дальнейшей проработки темы: подобрать примеры народной педагогики об ответственности родителей за воспитание детей; ознакомить с научной литературой по проблеме; систематизировать материал по возрастной физиологии и детской психологии об особенностях физического и психического развития детей разных возрастных групп и учета их в учебно-воспитательном процессе и др.

Таким образом, моделирование организационно-содержательной структуры лекции с точки зрения необходимости реализации требований основных функций обучения является важным фактором повышения ее эффективности.

Необходимо выделить ряд загальнодидактичних требований к лекции в высшей школе. Во-первых, содержание лекции должна соответствовать рабочей учебной программе, отражать новейшие достижения науки, освещать перспективы дальнейшего развития научных поисков. Во-вторых, в лекции должны реализовываться требования загальнодидактичних принципов обучения: научности, систематичности и последовательности, сознательности, активности и самостоятельности, наглядности, связи содержания учебного материала с профессиональной деятельностью, доступности, эмоциональности. В-третьих, должна быть обеспечена логично целесообразна структура лекции в соответствии с содержания учебного материала. По-четвертых, лекция должна способствовать активизации мыслительной деятельности студентов с целью их интеллектуального развития. По-пятое, в лекции целесообразно выделять определенные компоненты содержания для самостоятельного изучения студентами с соответствующим методическим обеспечением.

О методических требований к лекции, то ее надо изложить так, чтобы студенты поняли, заинтересовались ее содержанием, осмысленно содержали записи и при этом не перевтомилися. Важным условием этого является ораторское и педагогическое мастерство лектора, его речевая культура. Надо умело пользоваться текстом лекции, не допуская непрерывного монотонного чтения и не отрываясь далеко от темы, увлекшись отдельными подробностями и деталями. Необходимо создавать оптимальные условия для конспектирования. Это особенно важно на младших курсах. Значимые моменты, дидактические единицы целесообразно выделять интонацией, изменением темпа, повторением. Полезными во время лекции будут рекомендации преподавателя типа: "Этот тезис особенно подчеркните", "Выделите это понятие определенным обозначением", "Это можно не записывать, послушайте, а рука отдохнет". Сохраняя оптимальный темп изложения, лектор должен быть уверенным, что студенты успевают конспектировать, понимают и осмысливают услышанное, не перенапружуючи свои усилия до стрессового состояния.

Какой бы не был опытный преподаватель, он должен заранее подготовить полный текст лекции, постоянно совершенствовать, улучшать ее, дополнять, добавлять новый материал, проектировать ход, мысленно тренироваться. Подготовка и чтение лекций, если подходить к этому серьезно и ответственно, - сложная, тяжелая и затратная по времени работа. К.Д. Ушинский писал, что искусство классной рассказы встречается в преподавателю не часто, - не потому, что это редкий дар природы, а потому, что и одаренному человеку нужно много поработать, чтобы выработать в себе способность качественной педагогической рассказы.

Вредными и опасными являются советы отдельных, как правило слабых, лекторов молодым типа: "Будь убежденным в том, что ты в аудитории самый умный, что студенты все воспримут, что бы ты не говорил". Надо каждый раз тщательно готовиться к лекции, продумывать ее сценарий в отношении конкретной аудитории, быть требовательным к себе, самокритичным.

Одной из важных требований лекции является ее эмоциональность. Но не стоит перенасыщать лекцию эмоциями. Рациональный и эмоциональный компоненты должны быть сбалансированными. Никакая эмоциональность, изысканные приемы педагогической техники не заменят и не закроют содержательной пустоты, научной несостоятельности, неподготовленности преподавателя.

Необходимо учитывать особенности студенческой аудитории. Одну и ту же лекцию надо подавать по-разному в зависимости от профиля ВУЗА, факультета, курса, формы обучения. Особенно внимательно надо подходить к чтению лекций первокурсникам, учитывать их недостаточная адаптированность. Определенная специфика присуща и изложения лекций студентам заочной формы обучения.

Лекция не должна иметь характера дословного, текстового, письменного стиля. Живая, импровизированная устная речь гораздо легче воспринимается и усваивается студентами чем письменная, книжная. Она должна быть литературно правильной, четкой, ясной, простой, образной, доступной. Стиль - лаконичный, конкретизирован, предметный. Не надо "лить воду" и тратить драгоценное время на элементарные вещи. Целесообразно придерживаться принципа: "Нет времени, чтобы тратить время впустую".

При чтении лекции не должно быть второстепенных элементов, мелочей. Важнейший компонент лекции - ее содержание. Но достаточно важными являются манера изложения, интонация, жесты, мимика, то нальність, громкость голоса. Говорить следует достаточно громко, чтобы слышали, и достаточно тихо, чтобы слушали; ясно, просто, внятно, доходчиво, не монотонно, но и не "волнообразно".

Не рекомендуется заучивать содержание лекции наизусть, а также читать целиком, не отрываясь от текста. Лучше всего воспринимается студентами импровизационный изложение материала с периодическим умелым использованием планом-конспектом лекции.

Ни в коем случае нельзя в ходе лекции свысока, высокомерно поучать, "читать мораль" студентам, демонстрировать свои преимущества в знаниях, эрудиции. В то же время не стоит и подстраиваться под аудиторию, искусственно добиваться ее признание, льстить.

Педагогическая парадигма сотрудничества требует отношение к студентам как к партнерам, равных собеседников. Надо уметь вести себя раскованно, непринужденно, но и не кичливо, не развязно. Лектор должен быть доброжелательным, атракційним, емпатичним.

Необходимо помнить, что студенты не только слушают содержание лекции, но и внимательно наблюдают и оценивают самого лектора. Надо быть надлежащим образом и опрятно одетым, соблюдать природных, непринужденных поз, вести себя искренне, доброжелательно, уверенно.

Полезным для молодого преподавателя является посещение его занятий опытным, высокой квалификации, коллегой по следующим объективным анализом достижений и недостатков. При самооценке лекторських качеств целесообразно принять во внимание мнение А. Монро относительно типов лекторов, не способных удовлетворить потребности аудитории: псевдоартистичного стиля краснобай, который больше проникается демонстрацией самого себя, чем достижением цели лекции; "пророк" (оракул), который выдает себя за всезнающего и заботится больше о аплодисменты, чем о понимание материала аудиторией; отстранен (лектор сам по себе, аудитория сама по себе); виноват оратор, которому стыдно за свою лекцию и за себя; патяка, который давит на аудиторию пустым словесным потоком.



Назад