Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Психолого-педагогические требования к проведению лекции в высшей школе


Подготовленный текст лекции является лишь материалом к ней. Если преподаватель читает текст в комнате без слушателей, то и это еще не лекция. Лекцией есть академическое действо, в котором принимают участие педагог и студенты.

Методика и техника проведения лекции нуждаются в решении многих вопросов. Профессор A.M. Алексюк выделяет следующие моменты: структура лекции; лектор как преподаватель; лектор как воспитатель; лектор как ученый-исследователь; умение лектора научно и в то же время в доступной форме изложить содержание лекции; умение лектора, используя наглядность, ТЗН, обеспечить прочные знания студентов, вызвать у них интерес к науке, активизировать их познавательную деятельность; умение устанавливать контакт с аудиторией; стилистика речи, манера поведения, организация студентов; стиль общения и др.

Остановимся на психолого-педагогических аспектах, которые должны предопределять методику и технику оптимальности лекционного действа.

1.Викладач должен владеть техникой организации студентов на оптимальную деятельность на лекции. Стоит проявлять своеобразный педагогический педантизм: начинать лекцию через одну минуту после звонка, запрещать студентам (да и кому угодно другому) заходить в аудиторию после начала лекции. Перед входом в аудиторию надо остановиться на несколько секунд перед дверью, придать своей фигуры и выражения лица уверенности, деловитости (вы идете для выполнения важной работы, в успехе которой полностью уверены). Портфель, папку, книги надо держать в правой руке, открывать дверь левой рукой, чтобы появиться в аудитории лицом к студентов; а левой рукой следует прикрыть за собой дверь и уверенной походкой пройти до своего рабочего места. Надо остановиться, внимательно, с выражением удовольствия на лице (я рад встрече с вами), посмотреть на студенческую аудиторию, охватив взглядом всех присутствующих. Студенты должны приветствовать преподавателя стоя. Преподаватель приветствуется, приглашает сесть. Студентам нет потребности в ответ нечто говорить хором или индивидуально. Они поздравили педагога, поднявшись за рабочими местами.

Немаловажное значение имеет внешность преподавателя: одежда, обувь, прическа, бижутерия и др. Педагог приходит в аудиторию для выполнения важной функции. Поэтому одежда должна быть функционально целесообразным: не должен мешать действиям (писать на доске, работать с оборудованием, ходить по аудитории), отвлекать студентов от содержания лекции. Особая изысканность одежды, обуви, вычурность прически, чрезмерный макияж, загроможденность бижутерии невольно будут отвлекать слушателей от сосредоточенности над дидактическим материалом. Неопрятная внешность преподавателя также производит негативное впечатление, формирует у студентов чувства негативизма, даже отвращения, как к его внешности, так и деятельности. Преподаватель постоянно должен держать себя на уровне надлежащей культуры в одежде, внешности, использовании дополнительных атрибутов, быть образцом для студентов.

3. Перед началом лекции важно сконцентрировать внимание студентов на восприятии учебного материала. Накануне лекции студенты занимались различными видами деятельности (ехали в транспорте, участвовали в спортивных соревнованиях, работали в библиотеке, решали бытовые проблемы и др.) и не вполне готовы к восприятию учебного материала. Надо "включить" их в нужную деятельность, "настроить" соответствующие центры коры головного мозга на конкретную "умственную волну" (математическая, педагогическую, историческую). Постановка преподавателем интересных вопросов способствует торможению нервных возбуждений в коре головного мозга от ранее действующих раздражителей и помогает думать в желаемом направлении. Например, в начале лекции по педагогике, в котором будут рассматриваться проблемы методов воспитания, педагог, будто нечто вспомнив, обращается к студентов с информацией об увиденном им: "Только что ехал в троллейбусе. В салон зашла молодая мама с дочкой 4-5 лет. Все места были заняты. Дочь потащила маму к занятых сидений и начала канючить: "Хочу сесть! Хочу сесть!" Мама нечто тихонько говорила ей, но та не унималась и уже кричала "Хочу сесть!" Старенькая женщина, возле которой стояла и кричала девочка, поднялась и уступила место. Девочка уверенно села на сиденье, но вдруг начала требовать: "Хочу у окна сидеть! Там хочу", показывая на место, где сидел пожилой мужчина. Пассажиры начали обсуждать ситуацию. Мама, смущаясь, потянула дочь в другой конец троллейбуса, но и оттуда был слышен крик девочки: "Хочу сесть!". Преподаватель задает вопрос: "Как бы вы действовали в этой ситуации, если бы были мамой (папой)?" Начинается дискуссия, высказываются разные мнения. Студенты уже "настроены на соответствующую волну".

Целесообразно также прибегать к актуализации опорных знаний, которые являются предпосылкой понимания нового учебного материала лекции.

4. Необходимо четко сформулировать тему лекции, определить
цель, указать (если это возможно) профессиональную направленность учебного материала; ознакомить с узловыми вопросами, которые будут рассмотрены; сообщить студентам список научной литературы с комментариями о методике использования тех или иных источников. В каждой теме учебной дисциплины раскрывается сущность новых научных понятий, которые являются базовыми, определяющими в понимании сущности явлений и процессов. Но нередко случается, что и в учебных пособиях, и в содержании лекций речь идет об этих
понятие, их сущность, но на них не акцентируется внимание и они теряются в общем потоке информации. Поэтому важно выделить эти понятия как базовые. Например, изучая тему "Коллектив и личность", уместно выделить понятие: коллектив; первичный, временный коллектив; диалектика развития коллектива; актив; органы самоуправления; лидер; перспектива.

5. Лекция, как дидактическое действо, должна иметь логично мотивированный структуру. Излагая содержание лекции лектор согласно данного плана должна поэтапно называть рассматриваемые вопросы, четко раскрывать их содержание, после завершения делать краткие выводы и, обеспечивая логическую связь, переходить к следующему вопросу. Это помогает студентам лучше осознавать содержание учебного материала каждого вопроса, видеть структуру лекции в целом.

Эффективность лекции как метода обучения значительно возрастает, когда преподаватель использует опорные сигналы: рисунки, таблицы, схемы, специфические упражнения, ключевые слова. Такие средства развивают образное мышление, пространственное представление путем включения в действие зрительной памяти, первой сигнальной системы структуры восприятия. Это, в свою очередь, способствует лучшему запоминанию учебного материала. Например, в процессе изучения материала по физике о расписании света на спектры, порядок их размещения, количество спектров, нужно приложить много усилий, чтобы все это запомнить. Но и при этих усилий впоследствии информация забывается. Поэтому методисты предложили опорный сигнал: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" (первая буква каждого слова является первой буквой названия цвета света, а порядок слов показывает номера размещение цветов спектра). При изучении исторического материала о целенаправленное уничтожение украинской духовной элиты в годы большевистского террора: с целью утонченного издевательства над заключенными надзиратели придумывали различные приемы и средства. Один из них - назначение интеллигентов на специально придуманы должности - "вридло" ("временно исполняющий должность лошади"). Людей запрягали в повозки вместо лошадей для перевозки грузов. Слово "вридло" - опорный сигнал психологического характера для понимания жестокости, ницості большевистской тоталитарной системы в целом.

7. Важным фактором, который влияет на эффективность лекции, языковая культура педагога. В этом плане необходимо выделить несколько аспектов:

Стилистические особенности речи. Традиционно выделяют ряд функциональных стилей: художественный, официально-деловой, газетно-публицистический, научный, ролевой. Для академической лекции характерными должны быть научный и разговорный стили. Вместе с тем в языке лектора могут быть элементы и публицистического и художественного стилей. Речь лектора должна иметь определенную синтаксическую архитектуру. Предложения должны быть сравнительно короткими, простыми по синтаксической построением. Фразы должны быть яркими, образными. Если в языке лектора преобладают длинные предложения, сложные синтаксические конструкции, на слух они воспринимаются трудно, студенты быстро утомляются, внимание ослабляется. Важную роль в построении синтаксических конструкций играют соединительные слова и предложения. Здесь чаще всего используются слова и выражения: "рассмотрим", "остановимся", "обратите внимание", "возьмем", "таким образом" и под. Они играют роль апелятивів (обращений), помогают студентам вникнуть в суть услышанного.

Правильность речи. Правильность речи определяется ее соответствием языковым нормам. Поэтому любое нарушение этих норм вызывает внутреннее сопротивление аудитории, снижает авторитет лектора. Четкое соблюдение норм языка - составляющая педагогической культуры преподавателя. Речь педагога - не только средство выражения мыслей, но и образец формирование речевой культуры студентов.

Преподаватель должен хорошо знать основные правила грамматики языка, которым он читает лекции, постоянно следить за соблюдением правил орфографии и пунктуации. Составной частью речевой культуры является соблюдение правил орфоэпии, разумное использование лексического богатства языка.

Особого внимания требует употребления слов, которые пришли в наш язык в последние десятилетия. Не целесообразно употреблять иноязычные слова, аналоги которых есть в украинском языке ("электорат", "консенсус", "конфронтация", "дефолт", "омбудсмен", "легитимный", "лапідарний", "охлократия" и др.). Если нужно ввести в обращение новое научное понятие, например "клонирование", то необходимо объяснить его сущность, начиная с этимологии. Когда в русском языке есть соответствующее слово, которое понятное для всех ("избиратели"), то нет нужды ради моды употреблять иноязычное - "электорат".

Если рассматривать ораторское искусство как вид речевой деятельности, то понятие культуры речи не может сужаться лишь к правильності. ее следует сочетать с принципом речевой целесообразности. Известный российский психолог А.А. Леонтьев подчеркивал: "Высказывания целесообразно, если в результате его использования достигнута цель, которая поставлена вещателем".

Богатство языка. Речь педагога-лектора, который совершенно ею владеет, отличается оригинальностью, разнообразием, гибкостью, лексическим богатством, умением свободно пользоваться всеми ее ресурсами, мелодичностью, тональностью. Богатство языка - показатель высокой общей культуры говорящего, его эрудиции, опыта. Украинский язык имеет неисчерпаемые возможности. Известный украинский психолог академик Г.С. Костюк в 50-х годах прошлого века на Всемирном конгрессе в Женеве произнес 40-минут-ну доклад по проблеме развития человека на русском языке (с синхронным переводом на английский и французский). Участники конгресса слушали внимательно, искренне поздравляли, а на второй день изъявили желание еще раз прослушать доклад, но уже без перевода. "Для чего? - спросили организаторы. "Хотим услышать замечательную, мелодичную украинский язык", - был ответ. Пришлось ученому еще раз произносить доклад. "Благодарили стоя, горячо аплодировали. Будто актеру, - вспоминал Г.С. Костюк. - Мне даже неловко было. Но внутренняя гордость за нашу украинский язык наполняла мою грудь".

Лаконичность языка. Важно беспокоиться о понятность, стиль (сжатый, короткий, выразительный), избегать многословия, за которым трудно увидеть, почувствовать главную мысль. Необходимо добиваться ясности языка. Стремление к ясности, понятности вещания, мобилизация для этого языковых, логических, фразеологических средств должны выделять педагога-лектора. Уметь о сложные явления, процессы, научные теории сказать коротко, ясно, понятно - важный компонент педагогического мастерства научно-педагогического работника. А. Эйнштейн отмечал: "Большинство функциональных научных идей в сущности, проста и может быть выражена понятной каждому литературным языком. В любой физической теории лежат не формулы, а идеи и мысли". Возьмем афоризмы. Они отличаются глубиной и точностью, емкостью мысли, экономностью употребления слов, логичной совершенством. Например: "Такт - это разум сердца" (К. Гуцков); "Творение человека - выше напряжения духовных сил. Это и жизненная мудрость, и мастерство, и искусство" (И.О. Сухомлинский); "Совесть есть память общества, которая усваивается отдельным лицом" (Л.М. Толстой). Такая же ясность, ясность, лаконичность характерные для народных пословиц. Это бриллианты человеческой мудрости, которые шлифовались тысячелетиями и пришли к нам в оправе общечеловеческих и национальных морально-духовных ценностей. Например: "Правда светлее солнца", "Береги честь смолоду", "Говори мало, слушай много, а думай еще больше", "Большой город - большая одиночество".

Критерием ясности, точности высказывания является соответствие его предмета речи; точность речи должна быть направлена на достижение замысла лектора.

Точность, выразительность речи зависит прежде всего от того, насколько глубоко и основательно педагог усвоил предмет своей лекции. Если этого нет, то появляется обращение к многословие, речевой, логической и смысловой путаницы.

Эмоциональность речи. Как уже упоминалось, академическая лекция не должна быть лишена экспрессивности. Экспрессия (лат. expressio - тиснение, выражения, высказывания, от ехргіто - выдавливаю; ясно произношу, выражаю) - выразительность, подчеркнутое выявления чувств, переживаний. Экспрессивная речь лектора вызывает определенные эмоции у студентов и предоставляет вещанию эмоциональности, выразительности, побуждает к эмоционального возбуждения слушателей. Все это способствует повышению качества усвоения учебного материала. Есть много приемов, используя которые, можно достичь экспрессивности вещания, эмоциональности, действенного влияния на аудиторию. Но поиски таких средств и приемов должны исходить из постулата, который высказал известный российский юрист А.Ф. Кони: "Нужна яркая форма, в которой сверкает пламя мысли и искренность чувств". Укажем на отдельные приемы: в самом начале лекции яркая рассказ о событии, факт, который может быть объектом в говорения в ходе лекции - знакомство студентов с поэтическим отрывком; переход от монологической речи к диалогу; обращение к студентов с риторическим вопросом.

Наряду с приемами стилистики в лекционном вещании положительную роль могут играть лексические средства. Это - употребление троп (от гр. tropos - оборот) - слово или выражение, принятые в переносном смысле. К троп принадлежат метафора, метонимия, аллегория, гипербола, литота. Метафора (гр. metaphora - перемещение) - оборот речи, образное выражение понятия, будь-какое иносказание; употребление образного выражения или слова в переносном значении. Метонимия (гр. metonymia - переименование) - замена одних названий другими на почве ассоциации по суміжністю их значений (например: "чтение О. Гончара" вместо "чтение произведений А. Гончара"). Аллегория (гр. allegoria - другой и agoreno - говорю) - иносказание; воплощение в конкретном художественном образе абстрактного понятия. Гипербола (гр. hyperbole - преувеличение) - стилистическая фигура, в которой преувеличенно определенное знамение, чтобы усилить выразительность языка. Литота (гр. litotes - простота) - вид метонимии, стилистическая фигура, которая заключается в подчеркнутом преуменьшении, недосказанности. Все эти лексические средства делают вещания более ярким, образным, динамичным, эмоциональным.

8. Важной предпосылкой формирования речевой культуры преподавателя является владение техникой речи. Во-первых, педагог должен в совершенстве знать построение голосового аппарата, физиологические особенности его функционирования, уход за ним. Во-вторых, различать типы дыхания (физиологическое и фонационное) и виды дыхания (ключичне, реберне, диафрагмальное). В-третьих, владеть техникой дыхания. По-четвертых, уметь структурировать текст, выделять ударения (орфографический, логический), различать речевые паузы (психологическую, логическую, гастрольную, воздушный).

Российский педагог В. Прянишников систематизировал в стихотворной форме "Правила чтения":

Твердо запомни, что прежде чем слово начать в упражненъи, Следует грудную клетку расширить и при этом Низ живота подобрать для опоры дыханью и звука. Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи, Так как при выдохе движется только одна диафрагма. Чтенье окончив сроки, не спеши с переходом к дальнейшей: Выдержи паузу краткую в темпе тихо, в то же время Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем. Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи. Чутко следи, чтобы каждое слово было услышано: Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных; Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен; звук Голоса не глуши придыхательным тусклым оттенком - Голос и в тихом звучании должен хранить металличностъ. Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и громкость Нужно вниманье направит наровность, устойчивость звука: Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался, Выдох веди экономно использует пространство рабочего стола - с расчетом на целую строчку. Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, простота использования -

Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненъи.

В этом стихе кратко и оригинально представлена целая программа формирования у педагогов речевой культуры и, в частности, техники речи.

9.В процессе чтения лекции необходимо заботиться о полетность
голоса лектора, чтобы он распространялся на всю аудиторию. Звуки имеют "лететь" на уровне глав студентов. Если их полет будет осуществляться наравне рабочих столов, они будут гаситься мебелью; выше - теряться где под потолком.

10. Сила и тональность голоса зависят от количества студентов
в аудитории. В течение лекции сила и тональность должны меняться. С целью акцентирования внимания студентов на важности отдельных научных положений силу голоса необходимо увеличивать, тональность менять, чтобы направлять внимание слушателей в нужном направлении. Монотонность речи лектора утомляет студентов, притупляет их внимание.

Темп и ритм речи зависят от нескольких факторов: возрастных особенностей слушателей, важности учебного материала, дидактических задач, санитарно-гигиенических условий учебной труда и др. Темп определяет скорость речи, которая измеряется количеством слов, которые произносятся за минуту.

Академическая лекция предусматривает выбор такого темпа, за которого, во-первых, студенты имеют возможность медленно, вдумчиво воспринимать информацию, делать записи, схемы, таблицы, графики и т.д. Темп может меняться в течение одного занятия. Если педагог сообщает студентам особенно важную информацию (раскрывает сущность понятий, законов, правил), темп должен замедляться; приведение примеров, рутинная информация предопределяют ускорение темпа. Он должен меняться также в зависимости от того, со студентами которого курса работает преподаватель. Особенно тщательно и вдумчиво надо выбирать темп лекции в работе с первокурсниками, которые проходят этап адаптации. Здесь нужно не только соблюдать медленного темпа, но и учить студентов слушать, используя слуховую, зрительную, моторную и оперативную память.

Ритм (гр. rhythmos - течь) - чередование отдельных элементов с определенной последовательностью, частотой. В речевой деятельности ритм через упорядоченность внутренних компонентов обеспечивает внутреннюю силу вещания, его динамику. Это психологический фактор. Поэтому он требует от преподавателя обеспечения этой внутренней силы.

11. Какое место должна выбирать педагог в аудитории, когда читает лекцию? Можно наблюдать случаи, когда лектор во время чтения лекции солидной походкой движется по аудитории и будто сам с собой рассуждает о определенные явления или проблемы. Что в таком случае происходит с вниманием студентов? Она имеет так называемый маятниковый характер, то есть движется по источником информации. Это ведет к рассеиванию внимания, до усталости. Преподаватель должен находиться перед студентами в так называемом круге внимания (кафедра, доска). Это обеспечивает оптимальные условия для полетности его голоса, для устойчивости внимания студентов. Лишь иногда, когда студенты перерисовывают схему, таблицу или др., можно пройтись между рядами столов с целью контроля за их работой.

Читая лекцию, преподаватель должен охватывать взглядом всю аудиторию, психологически держать ее в состоянии умственного труда, время от времени концентрируя внимание на отдельных слушателях. Отнюдь не оправданная позиция, когда преподаватель, читая лекцию, захваченный только своей персоной, глаза устремлены в окно или в некую часть аудитории.

12. Может возникнуть вопрос: "Лекция - монолог или диалог?"
Внешне это похоже на монолог. А на самом деле, с психологической точки зрения это сложный диалог. Во-первых, у студентов есть вопросы (даже записанные со слов педагога в тетради в начале лекции); они ждут ответов. Во-вторых, преподаватель должен уметь ставить себя на место студентов и выдвигать от их имени вопрос: "А для чего мне это нужно?" с познавательного и профессионального взгляда. В-третьих, создавая проблемные ситуации, вместе со студентами выделяя проблемные задачи, преподаватель опять-таки прибегает к диалогу.

13. В практике лекционной работы иногда возникает вопрос: "надо Ли конспектировать содержание лекции?" Преподаватели и студенты по-разному относятся к этому. Наши исследования показали, что подавляющее большинство студентов (до 80%) склонна вести систематические записи лекций. Лишь менее 10% внимательно слушают лекцию, не делая никаких записей. Еще примерно 10% студентов формально присутствовать на лекциях, но, по сути, не работают. Неоднозначное отношение преподавателей к проблеме конспектирование лекций. Более половины преподавателей (55%) твердо стоят на позиции, что все студенты должны вести конспекты лекций, 33% считают, что это дело студентов, как им хочется, так пусть и действуют. С точки зрения эффективности учебного процесса в высшей школе все студенты должны вести конспективні записи содержания лекций. С позиции "свободного выбора" студенты тратят время, которое отведено на лекционные курсы. Ведь в краткосрочной памяти остается до 10% услышанной информации. Поэтому конспекты содержания лекций надо вести обязательно. Во-первых, в процессе конспектирования студент слушает, записывает, анализирует, в результате чего работает слуховая, зрительная, моторная, оперативная память. Во-вторых, обеспечивается систематичность проработки учебного курса. Все это способствует не только прочности знаний, но и влияет на формирование профессиональной культуры будущего специалиста. В музее космонавтики под Москвой выставлены личные вещи первых космонавтов Советского Союза Ю. Гагарина, Г. Титова и др. Среди них - общие тетради конспектов лекций, которые отличаются особой заботливостью, высокой культурой записей формул, таблиц, чертежей и др. Ведь в космическом корабле нельзя работать абы как.

В Японии при употреблении письменного языка пользуются иероглифами. Культуре отрисовки (именно вырисовывания тонкой кисточкой, а не написания пером или шариковой ручкой) иероглифов уделяется много внимания, начиная с первого класса и на протяжении всех лет обучения. Устраиваются различные конкурсы, соревнования "каліграфістів" (от школьных до общегосударственных), тратится много средств на призы для победителей. Казалось бы, для чего все это, когда страна полностью обеспечена компьютерными средствами обучения. Но работник министерства образования Японии аргументировал эти действия так: "Мы богаты результатами интеллектуального труда, наукоемкими изделиями. Но чтобы их покупали в других странах, должны заботиться не только о техническое совершенство, но и о совершенстве, вивершеність дизайна. Все начинается с иероглифов".

14. Имеет ли преподаватель раскрывать в содержании лекции все вопросы темы полностью? Не обязательно. Прорабатывая содержание темы, следует раскрыть сущность узловых вопросов, особенно тех, которые являются сложными для самостоятельного понимания и содержание которых недостаточно раскрыт в учебных пособиях, а другие - предлагать для самостоятельного изучения. При этом преподаватель рекомендует оставить определенное количество страниц в тетради для записей результатов самостоятельной работы; дает методические советы, где найти необходимую информацию, как ее обработать, на что обратить особое внимание.

В связи с появлением копировальной техники студенты прибегают к копирования страниц журналов, газет, учебных пособий, вкладывают их в рабочую тетрадь и формально задача выполнена. Надо рекомендовать студентам самостоятельно обрабатывать такой материал: читать, анализировать, составлять план, делать конспекты. Только это дает ожидаемый результат.

Таким образом, лекция в высшей школе - это ответственное многоаспектное педагогическое действо. Оно является вершиной педагогического мастерства педагога-исследователя. Возможно, целесообразнее бы просто раздать текст лекции студентам и они самостоятельно его обработали? Нет, потому что текст - это только либретто. Автор написал оперу. Мы прочитали либретто, ознакомились с сюжетом, персонажами. Но идем в театр слушать оперу. В исполнении талантливых актеров она захватывает, трогает зрителей.

Академическая лекция должна нести в себе не только информационный, смысловой потенциал, но и социально-педагогический. Последнее требует от преподавателя высокой педагогической культуры и профессионального мастерства.

 

Литература

АлексюкАМ. Педагогика высшего образования Украины: История. Теория. - К.: Лыбидь, 1998.

Архангельский СИ. Учебный процессе в высшей школе. - М.: Высш. шк., 1980.

Вербицкий АА. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - Высш. шк., 1991.

Галушко Т.Е. Лекция в высшей школе. - К.: Вищашк., 1971.

Кобиляцъкий И.И. Методы учебно-воспитательной работы в высшей школе. - Л.: Вид-во ЛГУ, 1979.

Мацько Л.И., Мацько ОМ. Риторика: Учеб. пособ. - К.: Вища шк.,2003.

Учебный процесс в высшей педагогической школе / Под ред. О.Г. Мороза. - К.: НПУ им. М. Драгоманова, 2001.

Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Изд-воМГУ, 1986.

Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

Слепканъ 3. Научные основы педагогического процесса в высшей школе. - К., 2000.



Назад