Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Дидактические основы семинарских, практических, лабораторных, индивидуальных и других форм занятий


Какое место в системе учебно-воспитательной работы в высшей школе занимают практические занятия? Определение надлежащего места этих и близких к ним видов учебной деятельности зависит прежде всего от задач профессиональной подготовки специалистов. В течение обучения студенты имеют не только овладеть соответствующей суммой знаний, но и (и это главное) научиться самостоятельно осваивать знания, овладеть умениями применять теоретические знания на практике в контексте будущей профессиональной деятельности. Нужно учитывать и тот факт, что информация, которую студенты воспринимают на лекциях, фиксируется только в кратковременной памяти в объеме 20 - 25%. И если не принять надлежащих действий для подкрепления первичных знаний, включение их в систему операций, они теряются, не оставив никакого следа в памяти. Поэтому-то семинарские, лабораторные и другие виды практических занятий должны быть своеобразным полигоном, на котором будущие специалисты формируют профессиональные умения и навыки. К тому же участие студентов в практических занятиях обеспечивает оптимальные условия для интеллектуального развития личности, овладение рациональными методами и приемами практической деятельности, формирования социальной зрелости будущих специалистов.

В структуре учебно-воспитательной работы четко прослеживаются логические связи между теоретической и практической подготовкой специалистов (рис. 18).

18

Рис. 18. Связь между теоретической и практической подготовкой специалистов

В основе различных видов учебной деятельности, в которых студенты принимают участие, лежат принципы обучения (научности, систематичности и последовательности, творческой активности и самостоятельности, единства теоретической и практической подготовки, профессиональной направленности и др.).



Назад