Электронная онлайн библиотека

 
 Деньги и кредит

Государственные займы


Государственные займы непосредственно связанные с формированием и использованием государственного бюджета. Учитывая это, государственные облигации выпускаются десятками видов, в том числе с самыми разными процентными ставками, различными сроками погашения 3, 6, 9 месяцев, 1 год), положениями о возможности досрочного их погашения и др. Некоторые из них, выпущенные на очень короткий срок обращения (до 91 дня), называют казначейскими векселями. Они размещаются в ходе регулярных аукционов, проводимых органами НБУ совместно с уполномоченными банками. В период, когда деньги уже связаны, казначейские векселя продаются на свободном вторичном рынке по ценам ниже их номинала. Вкладчик, который купил казначейские векселя, получает доход позже за счет разницы между ценой погашения и более низкой цене приобретения. Если владелец сохранит казначейский вексель до наступления срока погашения, то сумма его дохода составит большую стоимость, чем величина фиксированного ежегодного процента.

Эмитентом государственных облигаций от имени правительства выступает Министерство финансов и Государственное казначейство. Они могут выпускаться процентными и дисконтными. Обязательным генеральным агентом по обслуживанию и погашению выпусков внутренних государственных займов выступает Национальный банк Украины, который право размещений облигаций передает только определенным банкам - резидентам. В частности, каждый выпуск государственных облигаций реализуется генеральным агентом НБУ через очередной аукцион путем подачи уполномоченными банками заявки на покупку облигаций. Банковские заявки могут быть двух видов:

Во-первых, конкурентные заявки, в которых указывается количество и цена приобретения пакета облигаций, который хочет купить банк. При этом заявка удовлетворяется лишь в том случае, если цена, указанная в ней, будет выше цены отсечения. Цена отсечка - это установленная эмитентом цена, которая характеризует определенную стоимость дисконтных облигаций, выше которой государству уже невыгодно брать деньги в долг.

Во-вторых, неконкурентные заявки, в которых указано количество приобретение облигаций по средневзвешенной цене аукциона. По такой заявке требование удовлетворяется в полном объеме, а средневзвешенная цена определяется как сумма произведений количества облигаций на их цену по каждой заявке, деленная на общую сумму проданных облигаций:

112  

При этом в расчет принимаются только заявки по ценам, превышающим цену отсечения.

В Украине в соответствии с Законом Украины «О национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине» определены основные условия выпуска и размещения краткосрочных и среднесрочных государственных облигаций на электронных носителях номинальной стоимостью 1000 грн. Электронные облигации в обращение выпускаются в виде записей на соответствующих электронных счетах в депозитарии НБУ и дилеров, которые являются хранителями и клиентами этого депозитария. Каждый выпуск электронных облигаций оформляется глобальным сертификатом, который хранится в депозитарии НБУ, а сами облигации размещаются физическим и юридическим лицам на добровольных началах по цене ниже их номинальной стоимости. Доход держателей этих облигаций составляет разница между номинальной стоимостью возмещается владельцу при погашении облигации и ее цене приобретения.

Аналогичные условия и порядок размещения среднесрочных государственных облигаций. В то же время они имеют купоны, а купонный период установлена размером в три месяца. Размер купонного платежа по одной среднесрочной государственной облигации рассчитывается по формуле:

СД = (Ном×Пр/100)/4,

где СД - размер купонного платежа на одну среднесрочную государственную облигацию; Ном - номинальная стоимость одной среднесрочной государственной облигации; Пр - годовая процентная ставка дохода по среднесрочным государственным облигациям, которая определяется как средневзвешенная доходность по конкурентным заявкам, поступившим на аукцион по первичному размещению этих облигаций и подлежат удовлетворению по решению Минфина.

Полученные от реализации облигаций средства направляются на цели, определенные условиями их выпуска. В то же время они являются ценными бумагами особого типа. Проценты за ними государство платит из государственного бюджета. Это способно формировать финансовые пирамиды и создавать угрозы для стабильности государственных финансов. Но общая выгода государственных облигаций для государства намного превышает возможные затраты на саму реализацию займов. Ведь аккумулированные облигационным займам средства юридических и физических лиц существенно облегчают і0прискорюють0вирцшення многих проблем структурной перестройки экономики государства, развития регионов, освоение новых родоРищ природных ресурсов, на которые в государственном бюджете не было средств. Поэтому целесообразность и кЮрисність выпуска облигаций для оформленЭя государственного крѵдиту не должна ставиться под сомнение.

К примеру, 0у США дѵржавні Яапери, решая многие бюджетных проблем, екладають знвчну часрину федерального долга. При этом они свободно пђодаються и Ъупуўться за достаточно стабильными ценами, их владельцами становятся резиденты и иностранные инвесторы. Стабильность их курса, надежность, гарантированная авторитетом государства, и большие по объему выпуски служат хорошим ориентиром обоснование базы ценообразования на другие виды долговых обязательств, что, в целом, формирует стабильный рынок ценных бумаг.

Эмитентами облигационных займов в Украине могут становиться предприятия всех форм собственности, будь-какие хозяйственные общества, государство в лице центральных и местных органов власти. В обороте могут находиться именные и предъявительские облигации, процентные и беспроцентные (льготные), облигации со свободным вращением и ограниченным кругом обращения.

Студентам важно выяснить специфику обращения облигаций:

а) с изменяемым сроком задолженности: скорочуваного срока обращения, отзывные облигации и облигации с увеличением срока погашения. Обобщенно эти облигации называют расширяемыми и звужуваними. Привлекательность облигаций со сокращаемым сроком для эмитента заключается в облегчении первичного размещения облигационного займа или при благоприятных условий применения принципа «возобновление финансирования». Как правило, отзыв облигаций осуществляется по более высокой курсовой надбавкой на пользу их владельцев. В международной практике возможность отзыва для долгосрочных займов предполагается не ранее чем через 5-10 лет. Облигации с лен увеличивающимся сроком обращения предусматривают их замену на новые с збільшуваними процентными платежами инвесторам;

б) преимуществами конвертовуваних и доходных облигаций является их способность приносить более высокий доход. В частности, выпуск конвертируемых облигаций предоставляет право их владельцам в определенный момент обменять их на указанные виды ценных бумаг этого же эмитента на основе так называемого конверсионного коэффициента. К примеру, он показывает сколько акций можно получить за одну конвертовувану облигацию;

в) эмитент в свою очередь выпуском конвертовуваних облигации стимулирует их размещения и одновременно ослабляет вероятность размывания своего пакета акций и заменяет срочную заем на бессрочные акции. Инвестор при этом получает возможность после конвертации продать свои акции на рынке по более высоким рыночным ценам и получить дополнительный доход выше среднерыночного. Противоположными этому виду является неконвертовувані облигации.

Приходные облигации содержат обязательства эмитента платить проценты только при наличии прибыли. Такие выплаты могут носить кумулятивный характер, то есть невыплаченные проценты накапливаются и подлежат уплате в следующие годы. Однако законодательством Украины эмиссия доходных облигаций не предусмотрена;

г) облигации, предусматривающие участие эмитента в прибылях, облигации с нулевым купоном (зеро-купон). Владение такими облигациями позволяет принимать участие в доходах эмитента. То есть они предоставляют право не только на фиксированный процент, но и на определенную условиями эмиссии участие в доходах эмитента. Правовых препятствий для эмиссии подобным облигациям в Украине нет, но на пути встает низкая рентабельность предприятий.

Облигации с нулевым купоном (зеро-купоном) могут эффективно котироваться на вторичном рынке. С приближением срока погашения этих облигаций величина дисконта уменьшается, а их курсовая стоимость растет. Фактическая выплата процента инвестору за этими акциями выполняется путем погашения облигаций на вторичном рынке по более высокой выкупной цене. Вот почему доходность этих облигаций выше доходы от облигаций с купонным платежам, но и риски выше. Важно овладеть механизмом эмиссии и обращения на рынке ценных бумаг государственных облигаций и казначейских векселей, особенностями покупки и продажи правительственных облигаций (ЕЕ и НН). Значительные возможности в Украине для реализации инвестиционных проектов в регионах теряются в следствие отсутствия муниципальных облигационных займов. В то же время местные займы сокращают отток средств из регионов и стимулируют развитие инфраструктуры фондового рынка, в т.ч. и отработки депозитных, биржевых, расчетных и клиринговых технологий.



Назад