Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Виды семинаров, требования к их организации и проведения


Семинар (лат. seminarium - рассадник) - вид учебных занятий практического характера, направленных на углубленное проработки теоретического материала. Семинарские занятия способствуют активизации познавательной деятельности студентов, формированию самостоятельности суждений, умению отстаивать собственные мысли, аргументировать их на основе научных фактов. Они способствуют овладению фундаментальными знаниями, помогают развивать логическое мышление, формировать убеждение, овладевать культурой толерантности, активно влиять на социальное становление личности.

Исторические корни семинарских занятий достаточно глубокие. Еще в древнегреческих школах прибегали к диспутов, заслушивания и обсуждения научных сообщений, комментирование их учителями. В эпоху средневековья в дополнение к диспутов, дискуссий появились семинары. Главная задача этого вида учебной работы - научить студентов умению критически высказывать свои соображения относительно определенных вопросов, способствовать овладению методами и приемами риторики.

В XVIII-XIX вв. семинары широко входят в структуру учебной работе высших школ. Если раньше их использовали при изучении литературы, теологических дисциплин, юриспруденции, то уже в XX в. они получили распространение при изучении многих дисциплин гуманитарного и социального цикла.

Современная высшая школа семинарским занятиям отводит значительную часть учебного времени, особенно по дисциплинам социально-экономического и гуманитарного циклов.

В практике учебной работы выделяют три разновидности семинарских занятий: просемінари, семинары, спецсеминары.

Просемінари должны предшествовать собственно семинарам, играть вступительную, подготовительную роль. Они предусматривают аудиторную работу студентов под руководством педагога, направленную на овладение умениями и навыками самостоятельной работы по подготовке к непосредственному участию в семинарах. Технология проведения просемінарів содержит следующие компоненты: формулировка преподавателем темы занятия, дидактической цели; подбор методического обеспечения подготовки и проведения занятия; необходимые средства для реализации цели; организация студентов на учебную деятельность непосредственно на занятии с учетом этапов работы (определение конкретного вопроса темы семинара, которое нужно обработать; рекомендация методов и приемов обработки научных источников; выделение узловых вопросов, научная аргументация тех или иных теоретических положений; организация выступлений студентов, постановка вопросов, овладение тем, кто выступает, культурой ведения дискуссии с соблюдением принципа толерантности; итоговое слово преподавателя). Итак, главная функция просемінарів - овладение технологией, методикой и техникой работы на собственно семинарах с учетом дисциплины.

Просемінари обычно проводят в начале изучения учебного курса, программой которого предусмотрено определенное количество часов на семинарские занятия. Достаточно провести 3-4 просемінари, чтобы помочь студентам овладеть соответствующим уровнем технологии, техники и методики подготовки и участия в семинарских занятиях. Если студенты первых курсов не проходят такой "школы учебы" путем участия в просемінарах, они испытывают значительные трудности на собственно семинарах.

Семинары - более высокий уровень организации учебной деятельности. Этим видом учебной работы предусмотрено повышение познавательной активности студентов. Технология организации и проведения семинарских занятий предусматривает предварительное определение преподавателем темы, основных вопросов, которые выносятся на обсуждение, ознакомления со списком литературы для обработки и методическими рекомендациями по систематизации результатов этой работы. Непосредственно на занятиях происходят процесс говорения об основных проблем темы, дискуссия, обеспечивается активность студентов, подводятся итоги, оценивается деятельность студентов. В целом семинары должны быть "рассадником знаний", обеспечивать интеллектуальное развитие студентов, формировать у них познавательную активность.

В процессе организации и ходе семинарских занятий важно обеспечить оптимальные условия для общения на уровне "преподаватель - студенты", "студенты - преподаватель" на принципах демократичности и толерантности. Только в условиях свободного выражения собственных мыслей, их научного обоснования активизируется процесс познания, формируются познавательные и социальные мотивы учения.

В процессе проведения семинарских занятий преподаватель имеет целенаправленно воспитывать у студентов такую нравственную черту, как толерантность (от лат. tolerans - терпеливый) - терпимость к чужим мнениям и соображений. После завершения обучения специалисты включаются в активную производственную и социальную деятельность. Ход ее будет осуществляться в многомерном и многовекторном социальной среде (разнообразие производственных, психологических, моральных факторов, проявления различных направлений в политике, искусстве, религии и др.). Это требует от личности проявления толерантности и умение отстаивать собственные позиции, взгляды на ту или иную проблему с позиций научных законов и здравого смысла. Эти умения как раз и производятся на семинарах. Надо иметь в виду, что смысловой сторону того или того семинарского занятия не остается надолго в памяти студентов. Главное, чтобы они учились мыслить, высказывать свои суждения, анализировать мнения других, чтобы происходило движение в интеллектуальном развитии, формировании научного мировоззрения и системы методов и приемов поиска истины, культуры общения.

В системе семинарских занятий надо избегать однообразия их проведения, внося элементы дискуссии, игры, состязательности и под. Профессор A.M. Алексюк называет такие разновидности семинарских занятий:

1.Семінар вопросов и ответов.

2.Семінар - развернутая беседа: предусматривает предварительную подготовку студентов с определенных задач.

3.семинар - коллективное чтение: студенты зачитывают тексты, комментируя их содержание с позиций развития современной науки.

4.Семінар, что предусматривает устные ответы студентов с последующим их обсуждением.

5.Семінар-дискуссия: студенты, имея программу, заранее готовятся к дискуссии и разворачивают ее непосредственно на занятии.

6.Семінар, что предусматривает обсуждение и оценивания письменных рефератов студентов.

7.Семінар-конференция: студенты заблаговременно готовят доклады, выступают с ними, отвечают на вопросы своих коллег.

8.Семінар - теоретическая конференция: проводится со студентами нескольких групп курса на основе изучения объемного раздела или целой дисциплины.

9.Семінар - решение проблемных задач: проводится на основе создания проблемных ситуаций, выделение проблемных задач и труда над их решением.

10.Семінар - пресс-конференция: несколько студентов готовят сообщение из узловых вопросов, а все участники включаются в их обсуждения.

11.Семінар - "мозговой штурм": студенты заранее знакомятся с важными проблемными задачами, которые требуют решения; во время семинара вносят конкретные предложения по решению проблемы. Все предложения записывают, систематизируют и определяют наиболее целесообразные. Проблемные задачи должны иметь конкретную научную, производственную, социальную направленность. Такая работа проводится, как правило, на старших курсах при условии достаточной теоретической подготовки студентов. Этот вид семинара особенно эффективно влияет на интеллектуальное развитие студентов, способствует их социальному становлению как участников профессиональной деятельности в различных сферах народного хозяйства. Идея "мозгового штурма", предложена в 1953 г. американским психологом А. Осборном, широко использовалась во второй половине XX века известными учеными, конструкторами сложных технических систем. Эффективным является применение "мозгового штурма" в процессе проведения медицинских и педагогических консилиумов. Подобный подход к поискам истины особенно важен в условиях решения задач рыночной экономики на принципах демократизма. Следовательно, в системе профессиональной подготовки студентов должны быть заложены основы таких умений.

В процессе подготовки и проведения семинарских занятий следует решительно отказаться от вредной практики, когда студенты, получив перечень вопросов по теме семинарского занятия, распределяют между собой роли, которыми предусмотрено, кто конкретно будет освещать то или то вопрос. Это порождает формализм, пассивность основной части академической группы. Только активное участие всех студентов в решении обозначенных задач активизирует их, приносит удовольствие участникам семинара.

Важную роль в формировании профессиональной зрелости студентов играют специальные семинары, что является высшей ступенью учебной деятельности. Они направлены на формирование у студентов умений и навыков проведения научных исследований. Спецсеминары обычно проводятся на старших курсах. Кафедры утверждают и разрабатывают их тематику, заключают соответствующие программы с четким определением узловых тем, основной литературы. Например, в системе подготовки специалистов-педагогов студентам 5-го курса предлагают принять участие в спецсемінарі по проблеме "Педагогические технологии организации учебно-воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях образования". Для этого определяют ряд ведущих тем, что раскрывают содержание затрагиваемой проблемы:

  1. Сущность педагогических технологий, их научные основы.

2. Технология организации научной работы педагога.

3. Технология изучения личности учащегося.

4. Технология изучения ученического коллектива.

5. Технология формирования первичного детского коллектива.

6. Технология организации коллективных творческих дел.

7. Технология подготовки учителя к уроку.

8. Технология внедрения в практику модульно-развивающего обучения.

9. Технология анализа и оценки учебной деятельности учащихся.

10.Технологія реализации идеи вальдорфской педагогической системы.

11.Технологія введение педагогической системы М. Монтессори и др.

Объем занятий зависит от объема и важности общей темы, количества студентов в группе. На вводном занятии преподаватель акцентирует внимание студентов на значимости темы, знакомит с организацией работы над ней, дает методические рекомендации по подготовке научных сообщений, разработки технологических карт и др. Здесь же за студентами закрепляют конкретные темы (можно одну тему поручать 2-3 студентам) и составляют календарный план подготовки материалов.

Непосредственно на занятиях определены студенты организуют и проводят учебную работу в группе: выступают с научными сообщениями, знакомятся с технологическими картами, обсуждают отдельные аспекты проблемы. Все студенты конспектируют необходимые материалы, рекомендуемую литературу.

Таким образом, студенты занимаются не только трансляцией знаний, но и приобретают опыт организации познавательной деятельности своих товарищей.

 



Назад