Электронная онлайн библиотека

 
 Римское частное право

4. Преторське право


Начиная с III в. до н.э. экономическая жизнь в Риме приобретает значительного развития, активизируется внешняя и внутренняя торговля. Должность претора была установлена в 368 или 366 году до н.э. Сначала претор был один, но в 247 г. установлено должность второго претора специально для надзора за перегринами, которые в то время поступали большими массами. Первый претор назывался городским, второй - перегринським. Постепенно количество преторів увеличивается до восьми, а при Цезаре (новая эра. - Авторы) даже до 16. На должность претора мог претендовать римский гражданин, достигший 40-летнего возраста и работал на всех должностях, которые ниже преторську.

По характеру власти претор сначала был младшим консулом (или заместителем консула). Ему в принципе были подведомственны все те дела, что и консулу. Но особое задание преторської деятельности заключалась в обеспечении внутреннего гражданского мира и порядка.

Приступая к исполнению своих полномочий, претор объявлял эдикт. Этот термин происходит от лат. edictum - объявление, оповещения. Предписания преторського эдикта, созданные претором для своей деятельности, формально для него самого не были обязательны - он мог и не соблюдать их. Итак, эдикт стоит не “ над претором” как закон, а “под претором” - как его собственная программа. Однако, конечно, для сохранения твердого правопорядка необходимо было, чтобы претор следовал своих едиктальних обещаний. Учитывая это закон Корнелия (Сулли) 67 года обязывал преторів не отклоняться от своих эдиктов. Это укрепило юридическое значение эдикта и Цицерон называет его уже “законом на год”.

Формально эдикт был обязательным только для того претора, который его выдал. Фактически те положения эдикта, которые проявляли интересы господствующего класса, повторялись в эдикте новоизбранного магистрата и приобретали устойчивого значение.

главным двигателем развития римского гражданского права были потребности хозяйственного оборота великой державы, который бурно развивался. А главным средством удовлетворения этих потребностей была плодотворная правотворческая деятельность преторів, оперативное решение проблем без бюрократических препятствий. В результате такой правотворческой деятельности преторів рядом с jus civile, извечным римским гражданским правом, сложилась новая система норм, которая получила название jus praetorium - преторського права.

В объективном смысле гражданское право является совокупностью норм, выданных законодательной властью и абсолютно обязательных как для граждан, так и для магистратов, при этом обязательных вплоть до их отмены. Преторське правонаоборот - это совокупность норм, выданных магістратською властью, действительных de jure только на один год, и для самих органов этой власти только в отношении обязательных.

В субъективном понимании гражданское право - это непосредственное властное отношение к вещи или лица..

Совсем иной характер имеет преторське субъективное право. Не обладая гражданским правом, лицо стремилась от претора иметь защиту своих интересов и поэтому потребувла активного вмешательства преторської власти.

В эпоху принципата правотворческая деятельность преторів и других магистратов не могла сохранить своего прошлого значение, поскольку усиливалась и распространялась власть императоров, которые стремились прибрать к своим рукам деятельность судебных органов.

Во II в. н.э. (около 125-128 гг.) по поручению императора Адриана известный юрист Сальвий Юлиан пересмотрел весь преторський эдикт, систематизировав все те предписания, которые имели значение для того времени. Он разработал окончательную редакцию “Вечного эдикта” (Постоянного эдикта), которая была одобрена императором и постановлением сената объявлена неизменной. Однако император оставил за собой право делать дополнения к эдикта.

В описанных выше правовых систем jus civile и jus praetorium в период республики присоединяется еще третья система - jus gentium, которая по своей юридической природе почти равная преторському праву, но отличное от него сферой своего действия.

По своим материальным содержанием это право общенародное, почему римляне и называют его правом народов - jus gentium.



Назад