Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Особенности учебной работы студентов и предпосылки ее эффективности


В самом слове "студент" (лат. studens - тот, кто учится) уже заложена потребность упорного самостоятельной работы над овладением глубокими знаниями.

Одним из главнейших задач едукації современного студента является перевод его из статуса объекта в статус субъекта обучения и деятельности. Но в реальной практике ВУЗОВ ведущая активность остается за преподавателем фактически во всех видах занятий. Он выступает главным образом в роли ретранслятора и контроллера знаний.

Обучение - процесс достаточно сложный и своеобразный. Он далек от того, каким его иногда представляют себе: преподаватель высшей школы читает лекции и дает студентам соответствующий объем знаний. Овладение знаниями - это, в первую очередь, процесс упорного активной деятельности мозга человека. В условиях перехода человечества к информационно-технологического общества к обществу знаний, бесполезно надеяться, что за годы обучения в высшем учебном заведении можно запастись нужными знаниями на всю жизнь. Содержание знаний обновляется очень быстро, а потому главной задачей высшей школы наряду с удовлетворением потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии является овладение будущим специалистом эффективными и рациональными методами самостоятельной учебной работы в соответствии с особенностями конкретной профессии, подготовка его к участию в процессе непрерывного образования. Решение этих задач следует из природной сущности человека, из особенностей и закономерностей ее мыслительной деятельности.

Учитывая, что в современном мире образование становится обязательным этапом в жизни человека, что каждый должен научиться самостоятельно добывать знания на протяжении жизни, значительно возрастает роль ВУЗА в обучении студента самостоятельно учиться. Самостоятельная работа студента, которая является существенным элементом учебного процесса наряду с аудиторным обучением, приобретает большое значение.

Самостоятельная работа студента (СРС) - это учебная деятельность студента, которая планируется, выполняется по заданию, под методическим руководством и контролем преподавателя, но без его прямого участия.

В современной высшей школе роль преподавателя все больше сводится к организации познавательной деятельности студентов. Познание студент должен осуществлять сам. Это имеет принципиальное значение. Только знания, добытые собственным трудом, являются прочными, глубокими и действенными. Только путем напряженной мозговой деятельности можно в совершенстве овладеть учебным предметом. СРС формирует навыки самостоятельной деятельности вообще, что является крайне необходимым в любой профессиональной деятельности, вырабатывает способность самостоятельно принимать ответственные решения, находить оптимальный выход из сложных ситуаций. Таким образом, СРС играет воспитательную роль. Она формирует самостоятельность как важную черту характера, которая занимает ведущее место в структуре личности современного специалиста. Ученые, педагоги, учитывая эти закономерности, всегда отмечали необходимость организации самостоятельной познавательной деятельности человека. Известный чешский педагог Я.А. Коменский на титульном листе своей книги "Великая дидактика" написал: "Альфой и омегой нашей дидактики пусть будут поиски и открытия средства, за которого те, кто учит, меньше бы учили, а ученики больше бы учились".

Немецкий педагог А. Дістервег так определил кредо обучения: "Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всяк, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением".

Дальнейшие успехи в общественном развитии и цивилизационном развитии невозможны без опережающего интеллектуального развития человека, без постоянного обогащения ее научными знаниями. Осуществления непрерывности образования стало ключевой социальной проблемой. От ее успешного решения зависит, главным образом, становление профессионализма; самообразование, самостоятельная познавательная деятельность являются главными факторами увеличения интеллектуального богатства общества.

Эффективность самостоятельной учебной работы предопределяется сформированностью познавательных мотивов. Познавательные потребности, побуждающие к самообразованию, формируются в активной самостоятельной познавательной деятельности человека, которая должна быть общественно значимой для личности.

Самостоятельная учебная работа студентов осуществляется в процессе взаимодействия различных факторов: социальных, психологических, ана-томо-физиологических. Важную роль при этом играют рациональные средства: методы организации самостоятельной работы, условия труда, режим дня, техника труда и др.

Следовательно, обучение в ВУЗЕ - это создание надежного фундамента для дальнейшей самостоятельной познавательной деятельности в течение всей жизни. В результате кропотливой познавательной работы выпускник должен получить надежный компас, что поможет ему уверенно двигаться в море знаний, выбирать из них самое главное, самое существенное в соответствии с потребностями профессиональной деятельности.

В высшем учебном заведении выделяют несколько видов учебной работы: слушание лекций, участие в семинарских занятиях, выполнение практических, лабораторных работ, индивидуальных заданий, прохождения педагогической практики различных видов, подготовка рефератов, курсовых, квалификационных и дипломных работ и др. Каждый из указанных видов требует от студентов упорного самостоятельной работы.

Эффективность учебной работы в значительной степени зависит от соблюдения студентом гигиены умственного труда. Организм человека является сложной системой, в которой взаимосогласованно и взаємообумовлено происходят сложные психолого-физиологические процессы, которые надо учитывать в учебной деятельности. При этом надо иметь в виду как общие закономерности, так и особенности анатомо-физиологических и психических процессов, свойственных конкретному индивиду.

Говоря о гигиене умственного труда, надо быть знакомым с механизмами умственной работы, знать причины появления усталости, пути повышения работоспособности; важную роль в этом играет соблюдение режима питания, организация отдыха и др.

Научные исследования дают право утверждать: почти все жизненные процессы в человеческом организме ритмичные. Физиологические функции отдельных его систем тесно связаны с такими факторами внешней среды, как свет, температура, атмосферное давление, содержание кислорода в воздухе и др. Важнейшим среди них является свет. Оно определяет периоды активности человека, а также ритмичность ее жизнедеятельности. Исследования показали, что растительный и животный мир имеет в себе своеобразный "механизм" измерения времени, который называют биологическими часами. Он напоминает о потребность в сне, приеме пищи и т. д. Также дают о себе знать и периоды подъема или спада работоспособности в разные периоды суток. Суточный ритм организма человека определяется рядом физиологических функций, которые постоянно изменяются в часы активной деятельности и сна. их интенсивность может колебаться и иметь максимальное или минимальное значение в течение суток. Так, например, можно наблюдать суточную периодичность биоэлектрической активности мозга днем и ночью; динамику температурных изменений в организме, которые имеют волнообразный характер; повышенную работоспособность органов кровообращения, что наблюдается в 8 и 16 часов и пониженную - в 13 и 21 час; наиболее высокое содержание гемоглобина в крови - между 16 и 18 часами.

Большинство людей в течение суток имеет два пика повышенной работоспособности - утренний (8-12 часов) и вечерний (17-20 часа). В эти периоды человек проявляет повышенную активность, возрастает острота органов чувств и других функциональных систем организма.

Итак, знакомство с закономерностями ритмичности функционирования систем организма в определенные периоды суток позволяет человеку более эффективно организовать и спланировать свою деятельность в течение некоего конкретного времени.

Важным фактором, который способствует повышению умственной активности, предотвращает преждевременную усталость, является питание. Особенно это касается молодого организма. Питание людей умственного труда играет большую роль в комплексе мероприятий, способствующих поддержанию их высокой и длительной работоспособности.

Суточные затраты энергии людей умственного труда, которые не выполняют дополнительного мышечной нагрузки, составляют для мужчин 2600-3000 ккал. и 2200-2500 ккал. для женщин. При дополнительном физической нагрузке (физические упражнения, подвижные игры) энергозатраты соответственно возрастают до 3000-3300 ккал. для мужчин и 2400-2800 ккал. для женщин.

При желании каждый может подсчитать свои энергозатраты в течение суток. Для этого необходимо записывать все виды выполняемой работы и их продолжительность (в том числе и сон). Продолжительность каждого вида работы надо умножить на расход энергии за одну минуту на 1 килограмм веса тела при той же работе. Сложив полученные результаты, необходимо умножить их на массу тела. Потом к этому необходимо добавить еще 130-170 ккал., которые потрачены на процессы обмена. Подсчет желательно вести ежедневно в течение рабочей недели, в результате чего можно определить среднюю величину энергозатрат. Полученные результаты целесообразно учитывать при составлении рациона питания.

Наблюдения показывают, что затраты энергии не всегда соответствуют ее пополнению. Критерием количественного аспекта питания является его энергетическая ценность, которая измеряется в крупных калориях. Источником энергии являются белки, жиры, углеводы. Важную роль для нормального протекания жизненных процессов играет вода, минеральные вещества и витамины. В связи с этим в организме различают белковый, жировой, углеводный, минеральный, водный и витаминный обмены. Нарушение одного из этих обменов может вывести организм из равновесия и привести к нежелательным последствиям.

Большую роль в повышении умственной активности играют такие факторы, как движение, физические упражнения, обеспечения активного отдыха. Многочисленные исследования показывают, что отсутствие оптимальной двигательной активности негативно влияет на физическое состояние человека, его здоровье, психическую деятельность. Снижение ежедневного физической нагрузки приводит к уменьшению мышечной силы, скорости, выносливости, подвижности в суставах, ловкости, расстройства координации сложных движений.

Важную роль в оптимальной организации жизни и деятельности студента играет режим. Можно рекомендовать такой примерный режим дня для студентов (табл. 14).

Таблица 14. Ориентировочный режим дня для студентов

Основные составляющие режима дня

Часа

Подъем

6.45

Утренняя гимнастика

6.45-7.00

Утренний туалет

7.00-7.20

Завтрак

7.20-7.35

Дорога к учебного заведения

7.35-8.00

Учебные занятия: И пара

8.00-9.30

Второй завтрак

9.30-9.45

II пара

9.50-11.20

III пара

11.40-13.10

Обед

13.30-14.15

Пребывание на свежем воздухе, прогулка

14.15-15.15

Работа в библиотеке, занятия в научных кружках, спортивных секциях

15.15-18.00

Посещение консультаций, занятия в кружках художественной самодеятельности, участие в различных мероприятиях, отдых

18.00-19.00

Ужин

19.00-19.30

Прогулка

19.30-20.00

Самостоятельная работа

20.00-21.30

Успокаивающая деятельность (просмотр прессы, телепередач и т.д.)

21.30-22.30

Подготовка ко сну

22.30-22.45

Сон

22.45-6.45

Длительное ограничение подвижности вызывает снижение функционирования двигательных анализаторов, что накладывает отпечаток на общую психическую активность, а именно: появляется сонливость, вялость, раздражительность, бессонница, отсутствие аппетита, ухудшение настроения, ослабляется эмоциональная устойчивость, снижается умственная и физическая работоспособность, наступает усталость, иногда наблюдается расстройство мышления.

Большинство исследователей считает, что напряженная умственная работа должна меняться активным отдыхом, который замедляет наступление умственной и физической усталости. Возникновению усталости препятствует также переход от одного вида умственной деятельности к другому, особенно при дежурстве ее с физическими упражнениями и физическим трудом.

Подвижная активность и активный отдых должны чередоваться с пассивным отдыхом. В первую очередь, это сон. Основной гигиенической требованием до сна является нормирование его по продолжительности с учетом возраста человека и характером ее трудовой деятельности. Продолжительность сна взрослого человека должна составлять 7-8 часов в сутки. Для полноценного отдыха необходимо также заботиться и о глубину сна. Важное значение при этом имеет создание благоприятной обстановки для сна (тишина, темнота, температура 18-20 градусов, чистый воздух, удобная постель. Рекомендуется спать в основном на правом боку, слегка согнув ноги в коленях, что способствует расслаблению мышц.



Назад