Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Адаптация студентов к самостоятельной учебной работы


Адаптация (лат. adapto - приспосабливаю) предполагает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза, то есть сохранение относительной устойчивости биологических свойств внутренней среды организма человека относительно особенностей внешней среды. В широком плане речь идет не только о биологические свойства, но и нервно-психические, которые обеспечивают сохранение и поддержание оптимальных условий для функционирования мозга, нервной системы в целом в процессе реализации различных форм деятельности.

Потребности в адаптации молодых людей к жизни в новых условиях вызваны тем, что в них на протяжении последних перед поступлением в ВУЗ десяти-одиннадцати лет сложился устойчивый анатомо-физиологический и социально-психическое стереотип. Пребывание в семье, привычные бытовые условия, постоянные учителя, круг товарищей, особенности работы конкретной школы - все это так или иначе влияло на юношу или девушку, создавало определенные привычки, взгляды, отражалось на формировании черт характера. С вступлением в высшего учебного заведения резко меняются объективные факторы влияния на личность: меняется окружение и общение; у многих нет возможности ежедневно общаться с родителями, родными; прочие бытовые условия (проживание в общежитии, питание и др.). Все это порождает сложности, ведет к разрушению уже сложившихся стереотипов, нередко негативно влияет на самочувствие молодого человека.

Студенты-первокурсники должны приспособиться к условиям жизни и деятельности в связи с новыми социальными функциями и особенностями работы высшего учебного заведения. В процессе адаптации им необходимо преодолеть ряд субъективных и объективных трудностей. Субъективные трудности вызваны индивидуальными особенностями анатомо-физиологического, психического и социального развития. В подавляющем большинстве личность может преодолеть их самостоятельно, опираясь на собственный социальный опыт. И все же и здесь необходима целенаправленная педагогическая помощь старших. Это внимательное отношение к студенту, который, попав в круг незнакомых людей и столкнувшись с новыми обстоятельствами, испытывает психологический дискомфорт, неудобство, неловкость, неуверенность.

К объективным трудностям относятся те, которые определяются средой, обстоятельствами, особенностями деятельности конкретного ВУЗА. На них студент не может осуществить непосредственное влияние, изменить их в свою пользу. В этом плане можно выделить три группы трудностей: социальные, образовательные, профессиональные. Социальные трудности вызваны изменением места проживания, новыми условиями жизни, особенностями общения со значительным кругом новых людей (преподавателями, коллегами, обслуживающим персоналом); необходимость самостоятельно вести свой бюджет, устраивать свой быт, привыкать к новому режиму и распорядка дня и т.д. Здесь нужна помощь старших - опытных преподавателей. Стоит организовать и провести 1-2 деловые игры "Знакомство", во время которых дать возможность студентам познакомиться между собой, а также с преподавателями и учебно-вспомогательным персоналом, с которыми студенты должны общаться во время обучения. Уместными могут быть рассказы декана о факультет и ВУЗА в целом, о его подразделения. Нужна отдельная рассказ о библиотека, читальные залы, учебно-методические кабинеты. С этой целью следует использовать также экскурсию по ВУЗОВ. Студенты с пользой для себя воспримут советы по организации быта в общежитии, ведения своего бюджета. И даже экскурсия-рассказ о городе, который является новым и малознакомым для многих первокурсников, будет способствовать преодолению трудностей.

Учебные трудности вызваны тем, что студенты встречаются с новыми формами и методами учебной деятельности, особенностями организации самостоятельной работы, контроля за ней со стороны преподавателей. Необходимость слушать, конспектировать лекции, готовиться к семинарским занятиям, выполнять лабораторные работы, принимать участие в коллоквиумах, проходить текущую аттестацию или составлять щосеместру зачеты и экзамены - все это во многом новые и необычные аспекты учебной деятельности вчерашних учеников общеобразовательной школы. Умелые и предупреждающие действия преподавателей помогут студентам преодолеть эти трудности, адаптироваться к необычных форм, методов и видов учебной работы. Во-первых, это ознакомление студентов с психолого-педагогическими особенностями форм, видов, методов организации обучения в высшей школе. Во-вторых, помощь в овладении методами и приемами учебной работы. Это должно осуществляться как на отдельных занятиях, так и в процессе чтения лекций, проведения семинарских, лабораторных, практических занятий. В-третьих, стоит придерживаться специальной методики чтения лекций для студентов-первокурсников в первые два-три месяца относительно структуры и темпа, обучая студентов приемов слушание лекции, записи ее содержания. Также на первых этапах уместно проводить семинары, а просемінари.

Эффективными методами организации учебной работы студентов-первокурсников есть четкое дозирования задач на каждое занятие, а также контроля и оценки самостоятельной работы. Это обусловлено тем, что подавляющее большинство выпускников общеобразовательных школ недостаточно владеет методами самостоятельной учебной работы, у них не до конца сформированы навыки самоанализа и самооценки. Постепенно надо вести студентов к овладению системой самоанализа, выработки чувства ответственности за результаты обучения. Пренебрежение таким подходом нередко приводит к тому, что часть студентов, не чувствуя ежедневного контроля за учебной работой со стороны преподавателей и родителей, к которому они привыкли на протяжении обучения в общеобразовательной школе, начинает отставать в учебе, не успевает.

Сравнительно менее сложными являются профессиональные трудности. Если они могут выступать определенным барьером в овладении профессией врача, пилота, актера, химика и т.п., то в процессе овладения профессией педагога трудности преодолеваются постепенно путем овладения знаниями по возрастной физиологии, психологии, педагогики, профессиональных методик выполнения задач педагогической практики, первые шаги которой направлены на адаптацию к педагогической деятельности. Однако часть студентов сталкивается со значительными трудностями на первых этапах учебно-воспитательной работы с учащимися. Отдельные из них разочаровываются в своем профессиональном выборе. Своевременная помощь опытных педагогов, убеждение в возможности преодоления трудностей, овладение эффективными методами работы способствуют формированию уверенности в успехе педагогического труда.



Назад