Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Умение слушать и конспектировать лекции


Значительное место в подготовке специалистов с высшим образованием занимают лекции. Лекция - это четкое, системное изложение отдельной научной проблемы или темы. Цель лекции заключается также в помощи студентам овладеть методами самостоятельной работы с учебниками, пособиями, первоисточниками. Лекция - один из важнейших факторов в организации учебной деятельности студентов.

Работа студентов непосредственно на лекции и над лекцией требует значительных усилий. Основные требования, связанные с лекційною форме обучения, такие: уметь не только слушать, но и воспринимать, осознавать содержание лекции; систематизировать полученные знания в конспектах; уметь творчески осмысливать материал лекции в процессе самостоятельной работы.

Успешное восприятие лекции нуждается психического напряжения - внимания, воображения, логического мышления, памяти. Для мобилизации психических потенций необходимо:

- своевременно занять рабочее место, подготовить тетрадь, письменные принадлежности для записей;

- ознакомиться с содержанием предыдущей лекции для установления логической связи с последующей;

- усилием воли сосредоточить внимание на содержании лекции;

- выяснить содержание лекции, отдельных ее частей путем отношение вопросов лектору, если в этом есть необходимость.

Самоорганизация и самодисциплина является залогом успешного восприятия лекции.

Усвоения лекционного материала будет иметь большую эффективность, если лекцию не только слушать, но и записывать, то есть конспектировать. Это способствует глубокому осмыслению учебного материала, использование его при подготовке к семинарских или практических занятий, зачетов и экзаменов.

Умение правильно вести конспект лекций формируются постепенно. Конечно, первокурсники пытаются полностью, слово в слово, вести записи лекций. Такая попытка, как правило, не имеет успеха, оказывается неудачной: полностью записать лекцию не удается, студент быстро устает, а главное - у него не задействовано активное мышление, нет анализа и синтеза содержания лекции. Несистематизированная записи отдельных отрывков не дают возможности восстановить содержание лекционного материала позже при подготовке к семинарским занятиям или итогового контроля. Поэтому главное, к чему надо стремиться при конспектуванні лекции, - записывать в логической последовательности существенные мысли, положения, изложенные в лекции, которые являются результатом анализа и синтеза собственного мышления.

Надо иметь в виду и такие требования к ведения конспектов лекций:

- с каждой учебной дисциплины нужно иметь отдельную тетрадь, на титульной странице которого следует указать название учебной дисциплины, курс, фамилия и инициалы студента, ученую степень, звание, фамилия, имя и отчество лектора;

- с левой стороны каждой страницы следует отводить широкие поля (4-5 см), на которых во время лекции и позже при самостоятельной проработке материала можно делать пометки;

- записи нужно делать чернилами разборчиво;

- цитаты, важные мысли выделять чернилами другого цвета.

Надо научиться быстро писать. Это достигается, в первую очередь, за счет условных обозначений и сокращений отдельных слов и фраз. Однако, не стоит сокращать окончания слов, поскольку это может вызвать искажение их содержания во время работы с конспектом. Сокращению, как правило, подлежат слова и фразы, которые наиболее часто употребляются в том или том лекционном курсе, они производятся практикой конспектирования. Для примера приведем сокращения, которые могут быть использованы во время записей лекций по психолого-педагогических, общественных и других наук:

амер. - американский

англ. - английский

АН - академия наук

арх. - архитектор

АПН - Академия педагогических наук

вид-во - издательство

док-ты - документы

б-ка - библиотека

3. - запад

букв. - буквально

ил. - иллюстрация

псих-и - психологический

кн. - книга

г-н - район

м. - море
мин-во - министерство

с-во - общество

н. -д. - научно-исследовательский

с. -д. - социал-демократический

мэд-ка - педагогика

ст. - века

пост. - постановление

ун-т - университет

проф. - профессор

в т.ч. - в том числе

чл. - член

ф-т - факультет

 

япон. - японский и др.

 

Для студента важно уметь совмещать работу мысли и руки, распределять внимание, концентрировать ее на главном. Это дает возможность осуществлять своеобразную "фильтрацию" учебного материала. Здесь происходят два процесса: отделение второстепенное от главного, обобщение и систематизация содержания лекции.

Главные мысли, в отличие от второстепенных, обычно выделяются интонацией, замедленным темпом речи лектора. Систематизация достигается умением студентов выделять узловые вопросы, способностью к обобщению и логического осмысления последовательности и взаимосвязи отдельных компонентов лекции.

Конспектируя лекцию, надо полностью записывать название темы, план, рекомендуемую литературу. Особое внимание необходимо уделять записям правил, цитат, формул, схем и т.д.



Назад