Электронная онлайн библиотека

 
 Аграрное право Украины

Тема 2. Источники аграрного права


Понятие и виды источников аграрного права.
Конституция Украины - правовая основа аграрного права.
Законы - основные источники аграрного права.
Подзаконные нормативные акты.

Понятие и виды источников аграрного права. В теории права под источниками (формами) права понимают способ внешнего проявления правовых норм. К источникам права принадлежат: нормативно-правовой акт, правовой обычай, нормативно-правовой договор, юридический прецедент, юридическая доктрина.
К источников аграрного права относят нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры и правовые обычаи.
Основным источником аграрного права являются нормативно-правовые акты, к которым относятся законы и подзаконные акты. Особенностью источников аграрного права как комплексной отрасли является сочетание в нормативно-правовых актах собственно аграрно-правовых норм и норм других отраслей права (гражданского, хозяйственного, земельного, административного, трудового и др.). По содержанию правовых норм акты аграрного права разделяют на унифицированные (общие) акты и дифференцированные (специальные) акты. Унифицированные акты содержат нормы, регулирующие имущественные и организационные отношения, которые касаются всех субъектов аграрного права (о правовой режим земель сельскохозяйственного назначения и др.). Дифференцированные акты включают нормы, регулирующие правовой статус отдельных субъектов аграрного предпринимательства или отдельные виды аграрного хозяйствования (в области семеноводства, животноводства и др.).
С развитием рыночных отношений в аграрном секторе возрастает роль нормативно-правового договора как источника аграрного права. Нормативно-правовым договором является соглашение субъектов аграрного права, которая содержит новые юридические правила. Например, согласно ст. 8 Закона Украины “О потребительской кооперации” взаимоотношения между потребительскими обществами и их союзами строятся на договорных началах. Общества на основании договора могут делегировать союзам часть своих полномочий и выполнения отдельных функций.
Все большее распространение и применение в сфере аграрных отношений приобретает правовой обычай. В гражданском праве обычаем делового оборота признается не предусмотрено законодательством правило поведения, сложившееся и широко применяется в сфере предпринимательской деятельности. Правовой обычай в основном применяют в области внешнеэкономической деятельности (относительно процедуры ведения переговоров и др.).
Конституция Украины - правовая основа аграрного права. Конституционные основы правового хозяйственного порядка в аграрном секторе Украине составляют: право собственности украинского народа на землю, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, которые находятся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны, которая осуществляется от имени украинского народа органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах, определенных Конституцией; право каждого гражданина пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом; обеспечение государством защиты прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальной направленности экономики, недопущения использования собственности во вред человеку и обществу в признании всех субъектов права собственности равны перед законо (ст. 13); право каждого владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности, признание нерушимости права частной собственности, недопущение противоправного лишения собственности (ст. 41); экономическая многообразие (ст. 15); право каждого на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом; обеспечение государством защиты конкуренции в предпринимательской деятельности, недопущения злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерного ограничения конкуренции и недобросовестной конкуренции, определение правил конкуренции и норм антимонопольного регулирования исключительно законом, защиту прав потребителей (ст. 42); определение исключительно законом правовых основ и гарантий предпринимательства (ст. 92); обеспечение государством экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины (ст. 16); обеспечение государством надлежащих, безопасных и здоровых условий труда (ст. 43); взаимовыгодное сотрудничество с другими странами (ст. 18); признание и исполнение в Украине принципа верховенства права (ст. 8).
Законы - основные источники аграрного права. За предметом регулирования аграрные законы делятся на общие акты и дифференцированные (специальные) акты. Общие акты содержат нормы, регулирующие имущественные и организационные отношения, касающиеся организационно-правовой перестройки структуры агропромышленного комплекса, аграрной реформы и создание эффективных товаро-производителей сельскохозяйственной продукции. Дифференцированные акты включают нормы, регулирующие правовой статус отдельных субъектов аграрного предпринимательства или отдельные виды аграрного хозяйствования (в области семеноводства, животноводства и др.).
В общих актов относятся законы: “О коллективном сельскохозяйственном предприятии”, нормы которого определяют правовой статус коллективного сельскохозяйственного предприятия (далее - КСГП), регулируют отношения права членства в КСГП, отношения собственности и дележки имущественных фондов, оплату труда членов КСГП, основной режим производственно-хозяйственной деятельности, право самоуправления, взаимоотношения государства и коллективного сельскохозяйственного предприятия, порядок реорганизации или ликвидации КСГП; “О сельскохозяйственной кооперации”, который определяет виды сельскохозяйственных кооперативов, порядок их государственной регистрации, права и обязанности членов кооператива, правовой режим имущества и земли, распределение доходов, взаимоотношения государства и кооператива и др.; “О потребительской кооперации”, который определяет правовые, экономические и социальные основы деятельности потребительской кооперации как добровольного объединения граждан для совместного ведения хозяйственной деятельности с целью улучшения своего экономического и социального положения; “О кредитных союзах”, который определяет организационные, правовые и экономические основы создания и деятельности кредитных союзов, которые представляют собой некоммерческие организации, основанные физическими лицами, профессиональными союзами, их объединениями на кооперативных началах с целью удовлетворения потребностей их членов во взаимном кредитовании и предоставлении финансовых услуг за счет объединенных денежных взносов членов кредитных союзов; “О фермерском хозяйстве”, который определяет экономические, социальные и правовые основы создания и деятельности фермерских хозяйств в Украине; Земельный кодекс Украины (далее - НК), который определяет правовой режим земли как главного средства сельскохозяйственного (аграрного) производства, права и обязанности владельцев и пользователей земли, ответственность по ее рациональное использование.
К дифференцированных актов относятся законы: “О семенах и посадочном материале”, “О рыбе, других водных живых ресурсах и пищевой продукции из них”, “О племенном деле в животноводстве”, “О ветеринарной медицине”, “О зерне и рынке зерна в Украине”.
Подзаконные нормативные акты. Подзаконными нормативными актами являются постановления Верховной Рады Украины, нормативные указы Президента Украины, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, приказы, положения, инструкции, принимаемых Министерством аграрной политики Украины, другими министерствами и ведомствами Украины, нормативные акты местных советов и местных государственных администраций, локальные нормативные акты аграрных субъектов по вопросам сельскохозяйственного производства и предпринимательства.
Постановления Верховной Рады Украины являются обязательными как для парламентских комитетов и других органов Верховной Рады Украины; так и для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. К источников аграрного права принадлежит, например, Постановление Верховной Рады Украины от 10 июля 1996 г. “О порядке введения в действие Закона Украины “Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе”. Этим постановлением был утвержден перечень предприятий в системе агропромышленного комплекса (далее - АПК), которые подлежат приватизации по согласованию с Кабинетом Министров Украины.
Указы Президента Украины выдаются на развитие Конституции Украины їа действующего законодательства и являются обязательными для выполнения на территории Украины органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, предприятиями и организациями независимо от форм собственности, а также гражданами. Указы Президента Украины выдаются для срочного правового урегулирования вопросов рациональной аграрной политики.
К указов Президента Украины по вопросам развития агропромышленного комплекса относятся: “О неотложных мерах по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства” от 10 ноября 1994 г. № 666/94, “О мерах относительно реформирования аграрных отношений” от 18 января 1995 г. № 63/95, “Об Основных направлениях развития агропромышленного комплекса Украины” от 29 апреля 1998 г. № 389/98, “О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики” от 3 декабря 1999 г. № 1529/99, “О мерах по защите внутреннего рынка от импортной сельскохозяйственной продукции и продовольствия” от 7 мая 1999 г. № 98/99-рп “О мерах по обеспечению защиты имущественных прав крестьян в процессе реформирования аграрного сектора экономики” от 29 января 2001 г. № 62/2001 и другие.
Кабинет Министров Украины в пределах своей компетенции издает по вопросам развития АПК постановления и распоряжения, которые являются обязательными для исполнения субъектами аграрного предпринимательства независимо от форм их собственности. Постановления Кабинета Министров Украины приймаютья на выполнение законов и указов Президента Украины, якимії регулируют отношения по организации сельскохозяйственного производства, приватизации государственного имущества в АПК и земли, использования сельскохозяйственных земель, содействие развитию фермерских хозяйств, социальной сферы на селе.
К постановлений Кабинета Министров Украины по вопросам развития АПК относятся: “О мерах по улучшению семеноводства сельскохозяйственных культур” от 16 июня 1993 г. № 459; “Об ускорении организации биржевого сельскохозяйственного рынка” от 17 ноября 1995 г. № 916; “Об ускорении приватизации имущества в агропромышленном комплексе и упрощения процедуры ее проведения” от 19 июля 1996 г. № 755; “О Концепции развития биржевого рынка сельскохозяйственной продукции” от 5 августа 1997 г. № 848; “Об утверждении Положения о порядке взимания и учета фиксированного сельскохозяйственного налога” от 23 апреля 1999 г. № 658; “О порядке использования средств государственного бюджета, которые направляются на приобретение отечественной техники и оборудования для агропромышленного комплекса на условиях финансового лизинга и мероприятия по операциям финансового лизинга” от 10 декабря 2003 г. № 1904; “Об обеспечении реализации некоторых положений Закона Украины “О зерне и рынке зерна в Украине” от 17 ноября 2004 г. № 1569.
Нормативные акты министерств, ведомств и других органов исполнительной власти распространяются на внутриотраслевые и межотраслевые (межведомственные) отношения, в которых содержатся нормы, принятие которых является компетенцией нескольких центральных органов исполнительной власти.
К источников аграрного права принадлежат такие нормативные акты министерств и ведомств: приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Украины от 30 ноября 1993 г. “О порядке оплаты работ, которые выполняются проектно-разведывательными станциями химизации сельского хозяйства”; приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Украины от 10 октября 1995 г. “Об утверждении Порядка приема, хранения, переработки и расчетов за молочное сырье на давальческих условиях”; приказ Государственного комитета по земельным ресурсам от 15 марта 1995 г. “Об утверждении Временного порядка проведения работ по выдаче государственных актов коллективным сельскохозяйственным предприятиям, сельскохозяйственным кооперативам, сельскохозяйственным акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, на право коллективной собственности на землю”; приказ Министерства аграрной политики Украины от 14 июля 2003 г. “Об утверждении Положения об условиях проведения конкурса на предоставление частичной компенсации стоимости сложной сельскохозяйственной техники отечественного производства”; приказ Министерства аграрной политики Украины от 25 августа 2005 г. № 425 “Об утверждении Порядка определения конкурсной основе перечня сельскохозяйственной и перерабатывающей техники, закупка которой финансируется за счет средств государственного бюджета”.
К межотраслевых (межведомственных) нормативных актов, касающихся сферы аграрных отношений, относятся: Положение о порядке реализации на внешнем рынке сельскохозяйственной продукции, утвержденное приказом Министерства сельского хозяйства Украины, Министерства экономики Украины, Министерства внешних экономических связей и торговли Украины, Государственного таможенного комитета Украины от 18 января 1994 г. № 37-19-1-12/314; приказ Министерства сельского хозяйства Украины и Украинской академии аграрных наук от 18 марта 1996 г. № 85/17 “Об утверждении Типового положении о межрегиональный и районный агроторговый дом”; Порядок поставки концерном “Украгротехсервис” государственным машинно-технологическим станциям, сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим субъектам хозяйствования всех форм собственности тракторов, сельскохозяйственной техники фирмы “Дыр энд Компани”, запасных частей и технических жидкостей и проведения расчетов за них, утвержденный приказом Министерства агропромышленного комплекса Украины, Министерства финансов Украины, Министерства экономики Украины от 14 мая 1999 г. № 195/129/65; Порядок проведения расчетов с поставщиками семян сельскохозяйственных растений до государственного резервного семенного фонда и пользователями, утвержденный приказом Министерства аграрной политики Украины и Министерства финансов Украины от 28 ноября 2003 г. № 423/645; Порядок использования средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины на программу развития производства биодизеля, утвержденный приказом Министерства аграрной политики Украины и Министерства финансов Украины от 10 ноября 2003 г. № 398/620.
Нормативные акты местных советов и местных государственных администраций принадлежат к нормативных актов территориального действия, то есть они распространяются на субъектов аграрного производства, расположенных на соответствующей территории. Согласно ст. 59 Закона Украины “О местном самоуправлении в Украине” местные советы в пределах своих полномочий принимают нормативные и иные акты в форме решений. Акты органов местного самоуправления, имеющие нормативный характер и регулируют аграрные отношения, принадлежат к нормативных актов (источников) аграрного права. В решениях сельских, поселковых, городских советов, которыми, в соответствии с п. 22 ст. 26 настоящего закона, утверждаются программы социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц, как правило, определяются меры по содействию развитию сельского хозяйства, рационального использования земель, повышения урожайности сельскохозяйственной продукции и ее реализации, а также утверждаются местные целевые программы приватизации в АПК. Согласно ст. 33 настоящего закона исполнительным органам сельских, поселковых, городских советов принадлежат полномочия по принятию актов в сфере регулирования земельных отношений и охраны окружающей природной среды.
ЗК предусмотрены полномочия областных, районных, городских, поселковых, сельских советов в области земельных отношений, в частности относительно принятия соответствующих решений нормативного характера (ст. 8-12).
Отдельным источником аграрного права является внутрихозяйственные локальные акты, принимаемые субъектами аграрного хозяйствования. За порядком приобретения юридической силы они разграничиваются на две группы.
К первой группе относятся внутрихозяйственные нормативно-правовые акты, которые приобретают юридическую силу с момента регистрации предприятия в соответствующих государственных органах. Ко второй - акты, которые приобретают юридическую силу с момента принятия их высшими органами самоуправления хозяйств - общим собранием членов предприятий, акционеров, участников обществ с ограниченной ответственностью и членов трудового коллектива арендного предприятия и т.д. Так, согласно ст. 87, 120, 134 ГК к первой группе локальных нормативно-правовых актов принадлежит устав хозяйства, а в полных и коммандитных товариществах - учредительный договор. Ко второй - все остальные внутрихозяйственные корпоративные правовые акты.
Согласно ст. 88 ГК Украины учредительные документы должны содержать положения (нормы права), которыми регулируются внутренние отношения в процессе создания и деятельности общества или учреждения. Аграрные предприятия в принятии своего устава могут воспользоваться содержанием Примерного образца Устава коллективного сельскохозяйственного предприятия 1988 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в него представительным органом коллективных сельскохозяйственных предприятий - Республиканским советом в 1992 г.). Положения Примерного образца Устава коллективного сельскохозяйственного предприятия 1992 г. имеют рекомендательный характер, поэтому они могут быть использованы аграрными предприятиями в подготовке собственных уставов. При этом, согласно ст. 4 Закона Украины “О коллективном сельскохозяйственном предприятии”, в уставах должны быть указаны название хозяйства, его местонахождение, предмет и цели деятельности, порядок вступления в члены предприятия и выхода из него, права и обязанности членов, органы управления, самоуправления и контроля, компетенция этих органов, порядок создания имущества и другой собственности членов - субъектов предпринимательства, порядок распределения доходов хозяйств, условия и порядок исключения из состава членов коллективного предприятия, условия реорганизации и прекращения деятельности предприятия.
К внутрихозяйственных локальных актов принадлежат также распорядительные (управленческие, самоуправляющиеся) акты уполномоченных органов управления (самоуправления) юридических лиц частного права и юридических лиц публичного права, которые действуют в аграрной сфере и содержат нормы, которыми регулируется хозяйственная и иная деятельность в сфере сельскохозяйственного производства. Такими являются, например, правила внутреннего распорядка сельскохозяйственного кооператива, коллективного сельскохозяйственного предприятия, фермерского хозяйства (в котором работают наемные работники), государственного сельскохозяйственного предприятия, сельскохозяйственного акционерного общества. Ими регулируются порядок и условия приобретения и прекращения членства, права и обязанности членов общества, порядок и условия хозяйственной деятельности, трудовой распорядок дня, режим труда в соответствующем сезоне сельскохозяйственного производства, оплата сельскохозяйственного производства, оплата труда, отпусков, дисциплинарной и уставной ответственности и т.д. Сельскохозяйственные юридические лица могут принимать и другие внутрихозяйственные нормативные акты, например, положения о структурных подразделениях предприятия: бригаду, ферму, механизированный отряд, звено, инструкции по правилам техники безопасности, обращения с животными и другими животными.



Назад