Электронная онлайн библиотека

 
 Аграрное право Украины

Тема 4. Субъекты аграрного права


Понятие и виды субъектов аграрного права.
Особенности правосубъектности аграрных предприятий.
Создание и ликвидация субъектов аграрного хозяйствования.

Понятие и виды субъектов аграрного права. Субъектами аграрного права признаются участники хозяйственных отношений, которые здійснююють хозяйственную деятельность на земле, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей) в сфере производства, переработки, реализации сельскохозяйственной продукции, аграрного сервиса, имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Участниками отношений в сфере аграрного хозяйствования являются аграрные предприятия, граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность, органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные организационно-хозяйственной компетенцией.
Субъектов аграрного хозяйствования можно классифицировать по различным критериям, зокріма по юридическим статусом, по форме собственности, специальной правоспособностью и функциями, субъектным составом, способом образования и формирования уставного фонда, организационно-правовой форме, количеству работников и объему валового дохода.
По юридическим статусом все субъекты аграрного хозяйствования делятся на юридических и физических лиц. Среди последних выделяются физические лица, которые ведут личное крестьянское хозяйство для удовлетворения личных потребностей в сельскохозяйственной продукции, излишки которой реализуются на рынках.
По форме собственности аграрные товаропроизводители, в соответствии с Законом Украины «О собственности», подразделяются на частные, коллективные, государственные и смешанные, а согласно ГК - на юридических лиц частного права и юридических лиц публичного права (ст. 81 ГК). Юридические лица частного права создаются на основании учредительных документов, как правило, на договорных началах. Юридические лица публичного права создаются распорядительным способом на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
По специальной правоспособностью и функциями субъекты аграрного хозяйствования делятся на субъектов в сфере товарного производства продуктов питания, сырья и продовольствия растительного и животного происхождения, субъектов в сфере агропроизводственной сервиса, субъектов в сфере финансирования, кредитования, страхования, торговли. К первым относится большинство субъектов аграрного хозяйствования (производственные сельскохозяйственные кооперативы, общества, союза крестьян, фермерские хозяйства, государственные аграрные предприятия и т.д.). Ко вторым - общества, кооперативы и другие, которые осуществляют агрохимическое, мелиоративное, производственно-техническое и иное обслуживание аграрных предпринимателей. В третьих - банки, кредитные союзы, биржи, страховые компании и т.д.
За субъектным составом аграрные товаропроизводители разделяют на украинские и совместные с участием иностранного инвестора. Согласно ст. 63 ГК предприятие, созданное в соответствии с требованиями законодательства Украины, в уставном фонде которого не менее 10% составляет иностранная инвестиция, признается предприятием с иностранными инвестициями. Предприятие приобретает статус предприятия с иностранными инвестициями со дня зачисления иностранной инвестиции на баланс."
По способу образования гяа формирования уставного фонда аграрных товаропроизводителей разделяют на унитарные и корпоративные предприятия. В соответствии со ст. 63 ГК Украины унитарное предприятие создается одним учредителем, который выделяет необходимое для того имущество, формирует согласно закону уставный фонд, разделенный на доли (паи), утверждает устав, распределяет доходы, непосредственно или через руководителя, который им назначается, руководит предприятием и формирует его трудовой коллектив на основе трудового найма, решает вопросы реорганизации и ликвидации предприятия. Унитарными являются государственные и коммунальные сельскохозяйственные предприятия, а также предприятия, основанные на собственности объединения граждан, религиозной организации или на частной собственности учредителя.
Корпоративное аграрное предприятие образуется, как правило, двумя или более учредителями по их общим решением (договором), действует на основе объединения имущества и/или предпринимательской или трудовой деятельности учредителей (участников), их совместного управления делами, на основе корпоративных прав, в том числе через органы, создаваемые ими, участия учредителей (участников) в распределении доходов и рисков предприятия. Корпоративными являются сельскохозяйственные кооперативные предприятия, предприятия, создаваемые в форме хозяйственного общества, а также другие предприятия, в том числе основанные на частной собственности двух или более лиц.
По организационно-правовой формой всех субъектов аграрного хозяйствования можно разделить на предприятия, кооперативы, хозяйственные товарищества и фермерские хозяйства.
Отдельную группу сельскохозяйственных предприятий составляют государственные и коммунальные предприятия, которые, в отличие от других субъектов аграрного хозяйствования, создаются в распорядительном порядке согласно решению компетентного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Согласно ст. 1 Закона Украины «О сельскохозяйственной кооперации» сельскохозяйственным кооперативом является юридическое лицо, созданная физическими и/или юридическими лицами, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства и объединения имущественных паевых взносов для совместной производственной деятельности в сельском хозяйстве и обслуживания преимущественно членов кооператива.
Основными квалификационными признаками сельскохозяйственных кооперативов являются:
- негосударственная форма собственности;
- отношения членства;
- осуществление членами кооператива управленческих функций по принципу: «один член - один голос»;
- личное трудовое участие членов в совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в аграрном секторе;
- объединение членами имущественных паевых взносов;
- наличие института кооперативных выплат и выплат на паи.
К кооперативных форм производства сельскохозяйственной продукции также относятся коллективные сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, их объединения и т.д.
Согласно Закону Украины «О фермерском хозяйстве» фермерское хозяйство является юридическим лицом. Его членами могут быть супруги, их родители, дети, достигшие 14-летнего возраста, другие члены семьи, родственники, которые объединились для совместного ведения фермерского хозяйства и изъявили желание производить товарную сельскохозяйственную продукцию, заниматься ее переработкой и реализацией с целью получения прибыли на земельных участках, предоставленных им для ведения фермерского хозяйства, в соответствии с законом. Фермерское хозяйство, в отличие от других сельскохозяйственных кооперативов, может быть создано одним лицом.
Хозяйственными обществами признаются предприятия, созданные юридическими лицами и гражданами путем объединения их имущества и участия в предпринимательской деятельности общества с целью получения прибыли. В сфере аграрного производства действуют преимущественно акционерные общества закрытого и открытого типов и общества с ограниченной ответственностью.
По количеству работников Фа объему валового дохода сельскохозяйственные предприятия делятся на малые, средние и большие.
Согласно ч. 7 ст. 63 ГК малыми считаются предприятия, в которых среднеучетная численность работников за отчетный (финансовый) год не превышает пятидесяти человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает суммы, эквивалентной пятистам тысячам евро. Крупными предприятиями признаются предприятии, в которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год превышает тысячу человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает сумму, эквивалентную пяти миллионам евро. Все другие предприятия относят к средним.
Особенности правосубъектности аграрных предприятий. Правосубъектность аграрных предприятий характеризуется сочетанием общих признаков, присущ Всем субъектам хозяйствования, так и специфических признаков, обусловленных особенностями сельскохозяйственного производства.
Субъекты аграрного хозяйствования имеют общую гражданскую правоспособность (способность иметь гражданские права и обязанности) и дееспособность (способность приобретать гражданских прав и обязанностей). В соответствии с этим они имеют хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), обособленное имущество, счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и идентификационным кодом, отвечают по своим обязательствам своим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, дать обязанности, быть истцами и ответчиками в суде. Важным признаком субъектов аграрного хозяйствования является также обязательная государственная регистрация, с момента которой юридические лица и физические лица предприниматели приобретают статус субъектов аграрного права.
Специфика правового статуса субъектов аграрного хозяйствования состоит в том, что все в#ны, независимо от их организационно-правовой формы, являются участниками гражданских, земельных, трудовых, организационно-управленческих (административных), финансовых и иных правоотношений. Круг и характер таких отношений разнообразные, имеют индивидуальную визнченість Для каждой конкретной организации, которая предопределяется йе только ее организационно-правовой формой, но и специализацией, другими особенностями отдельных видов сельскохозяйственных юридических лиц. В то же время указанной совокупности правоотношений (аграрных правоотношений) присущи специфические черты, которые предопределяются отраслевым характером хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, связанной с использованием в качестве основного средства производства, а также растений и животных, т.е. природного и биологического факторов производства, которые подвергаются постоянному воздействию погодно-кліматичнихумов.
Определяющим в характеристике правосубъектности субъектов аграрного хозяйствования являются особенности предмета и задач их деятельности, которые заключаются в производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной товарной продукции (продуктов питания и сырья).
Особенности правового статуса субъектов аграрного хозяйствования определяются нормами аграрного законодательства. Так, согласно ст. 2 Закона Украины «О сельскохозяйственной кооперации», сельскохозяйственные кооперативы в зависимости от задач и предмета деятельности подразделяются на производственные и обслуживаемые. Производственные кооперативы осуществляют свою хозяйственную деятельность на принципах предпринимательства с целью получения дохода. Обслуживаемые кооперативы направляют свою деятельность на обслуживание сельскохозяйственного и иного производства участников кооперации. В свою очередь, в зависимости от вида деятельности обслуживаемые кооперативы делятся на перерабатывающие, заготівельно-сбытовые, снабженческие и другие. Осуществляемые ими услуги связаны с производством, переработкой и сбытом продукции растениеводства, животноводства, лесоводства и рыболовства.
Особенность правосубъектности аграрных предприятий кооперативного типа заключается также в том, что в них, в отличие от акционерных аграрных обществ, имеет место объединение в первую очередь рабочей силы, а не капиталов.
Особенности правосубъектности сельскохозяйственных предприятий накладывают отпечаток на все аграрные правоотношения. Так, сезонный характер производства сельскохозяйственной продукции обуславливает весомую роль локального регулирования режима труда и отдыха, норм труда и оплаты труда, правил дисциплины труда и трудового распорядка. Договорные правоотношения характеризуются наличием специального вида договора - договора контрактации сельскохозяйственной продукции, на основании которого осуществляется государственная закупка сельскохозяйственной продукции.
Создание и ликвидация субъектов аграрного хозяйствования. Создание субъектов аграрного хозяйствования проходит ряд стадий: инициативную, организационную и легалізаційну.
Согласно ст. 56 ГК субъект аграрного хозяйствования может быть образован по решению собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа, а в случаях, специально предусмотренных законодательством, также по решению других органов, организаций и граждан путем учреждения нового, реорганизации (слияния, присоединения, выделения, разделения, преобразования) действенного (действенных) субъекта (субъектов хозяйствования). Они могут образовываться также путем принудительного разделения (выделения) действующего субъекта хозяйствования по распоряжению антимонопольных органов в соответствии с законодательством Украины о защите экономической конкуренции.
Организационная стадия имеет свои отличия в зависимости от того, в каком порядке (распорядительном или нормативно-явочном) будет создаваться субъект аграрного предпринимательства. Государственные унитарные аграрные предприятия образуются компетентным органом государственной власти в распорядительном порядке. Большинство субъектов аграрного предпринимательства образуется в нормативно-явочном порядке, то есть на основании специального закона, который определяет правовой статус тех или иных субъектов предпринимательства, порядок их создания и прекращения (например, Закон Украины «О фермерском хозяйстве»).
В соответствии со ст. 87 ГК Украины для создания субъекта аграрного хозяйствования его участники (учредители) разрабатывают учредительные документы, которые излагаются в письменном виде и подписываются всеми участниками (учредителями), если законом не установлен иной порядок их утверждения. Учредительным документом общества является утвержден участниками устав или учредительный договор между участниками, если иное не установлено законом. Общество создано одним лицом, действует на основании устава, утвержденного этим лицом. Учреждение создается на основании индивидуального или общего учредительного акта, составленного учредителем (учредителями). Учредительный акт может содержаться также и в завещании. До создания учреждения учредительный акт, составленный одним или несколькими лицами, может быть отменен учредителем (учредителями).
Субъект аграрного хозяйствования считается созданным со дня его государственной регистрации (ч. 4 ст. 87 ГК Украины). Правила государственной регистрации не распространяются на личные крестьянские хозяйства, которые не являются субъектами предпринимательской деятельности и лишь подлежат государственному учету по месту их расположения.
Согласно ст. 104 ГК Украины субъект аграрного хозяйства прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим хозяйствующим субъектам - правопреемникам (слияние, присоединение, разделение, преобразование) или в результате ликвидации. Порядок прекращения субъектов аграрного хозяйствования в процессе восстановления их платежеспособности или банкротства устанавливается Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».
Субъект аграрного хозяйствования ликвидируется по решению его участников или органа субъекта хозяйствования, уполномоченного на это учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который было создано субъект аграрного хозяйствования, достижением цели, для которой он создан, а также в других случаях, предусмотренных учредительными документами; по решению суда о признании судом недействительной государственной регистрации субъекта аграрного хозяйствования через допущенные во время его создания нарушения, которые нельзя устранить, а также в других случаях, установленных законом.
Ликвидация субъекта аграрного хозяйствования осуществляется ликвидационной комиссией, которая создается собственником (собственниками) имущества субъекта хозяйствования или его (их представителями) (органами), или другим органом, определенным законом, если иной порядок ее образования не предусмотрен ГК. Ликвидации субъекта хозяйствования может быть также возложена на орган управления ликвидируемого субъекта (например, на правления хозяйственного общества).
Ликвидационная комиссия после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества хозяйствующего субъекта, который ликвидируется, перечень предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками хозяйствующего субъекта или органом, принявшим решение о его ликвидации.
В случае ликвидации платежеспособного юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются за такой очередности:
1) в первую очередь удовлетворяются требования о возмещении ущерба, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью, и требования кредиторов, обеспеченные залогом или иным способом;
2) во вторую очередь удовлетворяются требования работников, связанные с трудовыми отношениями, требования автора о плате за использование результата его интеллектуальной, творческой деятельности;
3) в третью очередь удовлетворяются требования по налогов, сборов (обязательных платежей);
4) в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования (ст. 112 ГК Украины).
Требования одной очереди удовлетворяются пропорционально сумме требований, принадлежащих каждому кредитору этой очереди.
Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор в месячный срок после получения уведомления о полном или частичном отказе в признании его требований не обращался в суд с иском, требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, а также требования, которые не довольны через отсутствие рїайна субъекта аграрного хозяйствования ликвидируемого вважються погашенными.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждают участники хозяйствующего субъекта или орган, принявший решение о его ликвидации.
Имущество субъекта аграрного хозяйствования, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передают его участникам, если это не установлено учредительными документами субъекта аграрного хозяйствования или законом.
Субъект аграрного хозяйствования является ликвидированным с момента внесения в единый государственный реестр записи о его прекращении.



Назад