Электронная онлайн библиотека

 
 Аграрное право Украины

Тема 5. Государственное регулирование сельского хозяйства


Понятие государственного регулирования сельского хозяйства.
Органы государственного регулирования сельского хозяйства.
Органы Государственного контроля и инспекции в сельском хозяйстве.

Понятие государственного регулирования сельского хозяйства. Государственное регулирование сельского хозяйства - это основанная на законодательстве одна из форм государственного воздействия на агропромышленный комплекс Украины путем установления и применения государственными органами правил, направленных на корректировку экономической деятельности субъектов аграрного хозяйствования с целью достижения сельским хозяйством максимальной эффективности для удовлетворения потребности населения в продуктах питания, а промышленности - в сырье.
Функции государственного регулирования сельского хозяйства осуществляют государственные органы исполнительной власти, которые определяют стратегические цели и задачи агропромышленного производства, обеспечивают материально-финансовую поддержку аграрного сектора, осуществляют контроль и надзор за соблюдением аграрного законодательства.
Цели, основные задачи и направления аграрной политики государства сформулированы в Национальной программе возрождения села на 1995-2005 гг., одобренной Постановлением Верховной Рады Украины от 4 февраля 1994 г. Программа предусматривает проведение аграрной реформы, создание экономического механизма рыночного типа, формирование многоотраслевой производственной сферы села на современной технологической основе, совершенствование структуры производства в агропромышленном комплексе, восстановления плодородия земли, отработки государственной структуры управления развитием села.
Государственное регулирование сельского хозяйства осуществляется с применением специальных методов и форм регулятивной-управленческой деятельности. Под методами любой деятельности понимают способы, приемы, средства, которые используют для достижения поставленной цели. Методы государственного регулирования сельского хозяйства разделяют на экономические и административные.
Экономические методы - это такие способы воздействия на поведение субъектов аграрного хозяйствования, основанных на применении совокупности рычагов экономического стимулирования (налоги, кредиты, льготы, цены и т.п.), и вызывают заинтересованность в выполнении определенной работы, в повышении производительности труда.
Административные методы - это способы воздействия на деятельность субъектов аграрного хозяйствования путем прямого установления их обязанностей путем предписания, что опирается на властные полномочия государственного органа и обеспечивается возможностью применения принуждения.
В условиях рыночных преобразований в аграрно-промышленном комплексе приоритет принадлежит экономическим методам регулирования сельского хозяйства. В практической деятельности органов государственного регулирования сельского хозяйства экономические и административные методы дополняют друг друга, обеспечивая эффективное выполнение поставленных задач.
Необходимость оптимального сочетания экономических и административных методов государственного регулирования предпринимательства с целью обеспечения достижения баланса интересов субъектов хозяйствования, граждан и государства отмечалось в указах Президента Украины “О либерализации предпринимательской деятельности и государственной поддержке предпринимательства” от 12 мая 2005 г. № 779/2005 и “О некоторых мерах по обеспечению осуществления государственной регуляторной политики” от 1 июня 2005 г. № 901/2005.
Под формой регулятивной деятельности понимают внешне выраженное действие - волеизъявление государственного органа, совершенное для достижения определенной цели.
Выделяют следующие формы государственного регулирования сельского хозяйства: правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, организационная.
Правотворческая форма (деятельность) заключается в издании органами государственной власти нормативно-правовых актов, направленных на правовое закрепление государственной аграрной политики, определения правового статуса субъектов аграрного хозяйствования, развитие в агропромышленном комплексе рыночной инфраструктуры, обеспечения рационального использования земли и природных ресурсов и др.
Правоприменительная деятельность заключается в издании актов индивидуального характера, с помощью которых законы и другие правовые нормы применяются к конкретным обстоятельствам в сфере государственного регулирования сельского хозяйства. Такие акты содержат точно определены и персонифицированные юридически властные предписания.
Правоохранительная деятельность заключается в осуществлении органами государственной власти контроля и надзора за соблюдением аграрного законодательства субъектами аграрного хозяйствования, проведении проверок того, как контролируемый субъект выполняет возложенные на него задачи и реализует свои функции, а также в принятии мер по защите прав и законных интересов субъектов хозяйствования.
Организационная деятельность осуществляется для обеспечения четкого и эффективного функционирования системы управления аграрной отраслью. К организационным действиям относятся: проведение совещаний, собраний, семинаров, конференций, распространение положительного опыта и т.д.
Органы государственного регулирования сельского хозяйства. Систему государственных органов, осуществляющих регулирование сельского хозяйства, составляют: Министерство аграрной политики Украины, областные и районные управления сельского хозяйства и продовольствия, Государственный комитет Украины по земельным ресурсам и территориальные органы земельных ресурсов.
Правовой статус Минагрополитики Украины определяется Положением о Министерстве аграрной политики Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 7 июня 2000 г. № 772/2000. Положением предусмотрено, что Министерство аграрной политики Украины является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по вопросам формирования и обеспечения реализации государственной аграрной политики, продовольственной безопасности государства, государственного управления в сфере сельского хозяйства, садоводства, виноградарства, пищевой промышленности, рыбного хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с этим актом Министерству агрополитики относятся следующие полномочия:
- обеспечение в соответствии с законодательством осуществления на предприятиях всех форм собственности государственного контроля за качеством производимой ими сельскохозяйственной продукции и сырья, их хранением и реализацией, в том числе при осуществлении экспортно-импортных операций;
- координация совместно со специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов проведения земельной реформы, мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и восстановления их продуктивной ценности, определение основных направлений государственной политики в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения;
- осуществление анализа деятельности, макроэкономического прогнозирования и нормативного планирования развития отраслей агропромышленного производства с учетом спроса и предложений на продовольственные товары;
- осуществление в пределах своей компетенции государственного контроля за соблюдением законодательства о защите растений, рестициди и агрохимикаты, обеспечением безопасного использования результатов роста растений;
- разработка и осуществление мероприятий по развитию рыночной инфраструктуры в АПК (аграрные биржи, аукционы скота, оптовые продовольственные рынки, обслуживаемые сельскохозяйственные
кооперативы, кредитные союзы, страховые компании, выставки и ярмарки и т.д.);
- разработка предложений по охране и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, повышения плодородия почв, участие в разработке и в установленном порядке утверждении условий эксплуатации меліоративнивної системы в случае приватизации имущества сельскохозяйственных предприятий, которые имеют в своем пользовании мелиоративные земли.
Областные и районные управления сельского хозяйства и продовольствия действуют на основании Типового положения о Главном управлении сельского хозяйства и продовольствия областной Севастопольской городской государственной администрации, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 октября 2000 г. Главное управление является подотчетным и подконтрольным главе соответствующей госадминистрации и Минагрополитики.
Областные и районные управления сельского хозяйства и продовольствия реализуют государственную аграрную политику на местном уровне. Согласно этого они наделены полномочиями по организации разработки и осуществления мер по обеспечению продовольственной безопасности государства, участия в формировании и реализации социальной политики на селе, содействие формированию инфраструктуры аграрного рынка и развития предпринимательства в отраслях агропромышленного производства.
Государственный комитет Украины по земельным ресурсам (Госкомзем) действует на основании Положения о Государственном комитете Украины по земельным ресурсам, утвержденного Указом Президента Украины от 14 августа 2000 г. № 970/2000.
К компетенции Госкомзема входят: участие в подготовке предложений по формированию государственной политики в сфере регулирования земельных отношений, использования, охраны и мониторинга земель, внедрения государственного земельного кадастра и обеспечение реализации этой политики; координация проведения земельной реформы в Украине; осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель; осуществление регистрации земельных участков, недвижимого имущества и прав на них, договоров аренды земельных участков, ведения Государственного реестра прав на землю и недвижимое имущество, организация в установленном законодательством порядке в единой системе государственных органов земельных ресурсов; предоставление гражданам и юридическим лицам дополнительных платных услуг в сфере землеустройства и использования данных государственного земельного кадастра по перечню, определяемому Кабинетом Министров Украины; разработка и участие в реализации государственных, отраслевых и региональных программ по вопросам регулирования земельных отношений, рационального использования, охраны и мониторинга земель, восстановления плодородия почв, ведения государственного земельного кадастра.
Госкомзем осуществляет государственный контроль за соблюдением собственниками земли и землепользователями земельного законодательства, установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и условиями предоставления.
Госкомзем вправе принимать нормативно-правовые акты по вопросам реформирования земельных отношений; обеспечивать разработку и осуществление организационных, экономических, экологических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, их защиту от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель, обеспечения режима земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; принимает участие в разработке и осуществлении мероприятий по развитию рынка земель, кредитных отношений и совершенствования системы налогообложения и т.д.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 24 февраля 2003 г. № 200 “Об утверждении типовых положений о территориальных органах земельных ресурсов” функции территориальных органов земельных ресурсов осуществляют областные, Киевское и Севастопольское городские главные управления земельных ресурсов и районные отделы земельных ресурсов. К компетенции этих органов относится, в частности, участие в передаче земельных участков в собственность и предоставления в пользование, осуществление государственного контроля за рациональным использованием и охраной земельных ресурсов.
Органы государственного контроля и инспекции в сельском хозяйстве. Заключительной функцией государственного регулирования сельского хозяйства является контроль за соблюдением аграрного законодательства субъектами аграрного хозяйствования.
Функции общего контроля в агропромышленном комплексе выполняет Министерство аграрной политики Украины. Минагрополитики Украины осуществляет на предприятиях всех форм собственности государственный контроль за качеством сельскохозяйственной продукции и сырья во время их производства, переработки, хранения и реализации, а также за качеством семян и племенных ресурсов; организует и осуществляет государственный контроль за обеспечением сохранности материальных ценностей и их использованием, состоянием и достоверностью ведения бухгалтерского учета и отчетности, соблюдением требований законодательства о борьбе с коррупцией на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые принадлежат к сфере управления Министерства аграрной политики Украины.
В системе Минагрополитики Украины созданы структурные подразделения, которые осуществляют специальные контрольные функции.
Управление ревизии и контроля осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственного имущества, и разоблачает факты нарушения финансовой дисциплины, нанесенный ущерб, бесхозяйственность и расточительство, искажения отчетности на підириємствах, в учреждениях и организациях, которые принадлежат к сфере управления министерства. Управление полномочное предявляти руководителям предприятий и организаций, которые проверяются, обязательные к исполнению требования об устранении выявленных нарушений.
Главная государственная инспекция качества и сертификации сельскохозяйственной продукции осуществляет государственный контроль за качеством, сохранностью и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки, семян масличных культур, сырья для комбикормового производства и комбикормов; вносит в установленном порядке руководству министерства предложения относительно усовершенствования нормативно-правовых актов, которые регламентируют закупки сельскохозяйственной продукции и сырья в государственные и региональные фонды, осуществляет систематический контроль за реализацией законодательных актов на местах; организует проведение державшого надзора за соблюдением товаропроизводителями, закупочными организациями и перерабатывающими предприятиями стандартов, технических условий, инструкций, указаний относительно правильности приеме, расчетов и определения качества сельскохозяйственной продукции.
Главная государственная служба по карантину растений здійсняє систему государственных мер по защите растений, продукции их переработки, сырья, отдельных грузов и т. п от карантинных объектов. На государственной службе по карантину растений возложены следующие основные задачи: охрана территории страны от заноса или самостоятельного проникновения из-за рубежа или из карантинной зоны объектов; их своевременное выявление, локализацию и ликвидацию, а также предотвращения попадания их в регионы страны, где они отсутствуют, осуществление государственного контроля за соблюдением особого карантинного режима и проведением мероприятий по карантину растений во время выращивания, заготовки, вывоз, ввоз, перевозки, хранения, переработки, реализации и использования подкарантинных материалов и объектов.
К полномочиям органов государственной службы по карантину растений относятся: проведение экспертизы подкарантинных материалов и объектов, выдача карантинных документов на импорт семян, растений и продукции растительного происхождения; внесение представления в Кабинет Министров Украины о введении особого карантинного режима, осуществление контроля за соблюдением законодательства по карантину растений, в том числе при заключении договоров (контрактов) на завоз из-за рубежа продукции растительного происхождения; государственный контроль за проведением карантинных мероприятий предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
Государственный департамент ветеринарной медицины осуществляет государственный ветеринарно-санитарный контроль и надзор за качеством и безопасностью сырья, продовольственного сырья, продуктов и пищевых продуктов животного происхождения, а также за обеспечением охраны территории Украины от занесения с территории других государств или из карантинной зоны возбудителей инфекционных болезней животных; обобщает практику применения законодательства по вопросам, которые принадлежат к его компетенции, разрабатывает предложения по совершенствованию этого законодательства; разрабатывает и реализует в установленном порядке комплекс мероприятий по профилактики, диагностики инфекционных, инвазионных и незаразных болезней животных и их лечению, защите населения от болезней, общих для животных и людей.
Украинская государственная семенная инспекция, согласно Закону Украины “О семенах и посадочном материале”, является органом государственного контроля в семеноводстве. Она осуществляет государственный контроль за деятельностью субъектов всех форм собственности и хозяйствования в сфере семеноводства, которые занимаются производством, заготовкой, обработкой, хранением, реализацией и использованием семян сельскохозяйственных культур, декоративных и лекарственных растений и посадочного материала картофеля по соблюдению ими методических и технологических требований по обеспечению сортовой чистоты, биологических и урожайных свойств сорта и посевных качеств семян, за ведением документации сортовых посевов, участков гибридизации семена, за правильным отбором проб на определение посевных качеств семян для собственных нужд производителя, за оформлением документов о сортовые, гибридные и посевные качества семян, за введением семена в оборот и т.д.
Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин, оборудования и качеством горюче-смазочных материалов обеспечивает реализацию государственной политики по вопросам надзора за техническим состоянием машин и оборудования предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, а также осуществления через систему органов Гостехнадзора государственного технического надзора за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и гражданами правил технической эксплуатации и выбраковка машин (тракторов, самоходных шасси, самоходных сельскохозяйственных, дорожно-строительных и мелиоративных машин, тракторных прицепов, посевных и уборочных машин), правил транспортировки и хранения нефтепродуктов на предприятиях и в организациях отраслей сельского хозяйства.



Назад